Попытка перехода к хозрасчету
 
Председатель горисполкома В.С.БодякшинПосле избрания Ю. А. Марченкова первым секретарем городской партийной организации на пост председателя горисполкома был предложен Владимир Степанович Бодякшин.
 
Владимир Степанович был представлен на сессии горсовета:
 
"От имени партийной группы сессии, бюро областного и городского комитетов партии, облисполкома вношу предложение избрать председателем исполнительного комитета Горьковского городского Совета народных депутатов тов. Бодякшина Владимира Степановича, депутата городского Совета, 1941 года рождения, русского, образование высшее, окончил Горьковский инженерно-строительный институт и высшую партийную школу. По специальности инженер-строитель.
 
Трудовую деятельность начал в 1958 году учеником слесаря в научно-исследовательском учреждении, затем работал в строительных организациях в различных должностях. С 1965 по 1974 годы работал на машиностроительном заводе инженером, старшим инженером-конструктором, заместителем главного инженера, главным инженером отдела капстроительства.
 
С 1974 по 1978 год - заместитель председателя исполкома Московского районного Совета народных депутатов. После окончания ВУЗа - заместитель заведующего и заведующий строительным отделом горкома партии, первый секретарь Ленинского райкома КПСС и с мая 1987 года в должности первого заместителя председателя городского Совета народных депутатов.
 
По нашему мнению тов. Бодякшин В. С. обладает деловыми качествами для исполнения обязанностей председателя исполкома городского Совета народных депутатов".
 
Бодякшин был выбран единогласно. В ответном слове новый мэр не ограничился благодарностью за оказанное доверие: 
 
"…Жилищная проблема, охрана окружающей среды, развитие здравоохранения, народного образования, культуры, решение продовольственной программы, транспорт… Все это болевые точки, требующие максимального приложения сил, энергии, в одиночку решать все эти проблемы не возможно. Мы должны опираться на общественность, на депутатские формирования, найти правильные пути сближения с руководителями промышленных предприятий, без помощи которых мы сегодня эти вопросы не решим…"
 
Для решения транспортной проблемы в район новостроек Верхние Печеры пустили троллейбус №1.Таким образом, уже во вступительном слове Бодякшин познакомил депутатов со своей программой действий, обозначив болевые точки города.
 
Особенно много говорили о строительстве и пуске в эксплуатацию атомной энергетической станции (ГАСТ). Стихийные митинги и собрания, бурные обсуждения в прессе и на ТВ проблем безопасности города в связи с запуском ГАСТ кончались, в основном, одинаково - обвинениями городской власти за бездействие. Владимир Степанович Бодякшин не уклонялся от ответственности по данному вопросу, но и на поводу у наиболее ретивых граждан, требующих немедленного закрытия ГАСТ не пошел. Он предлагал взвешенный разумный подход:
 
- во-первых, были сделаны запросы в МАГАТЭ, Академию наук СССР - о безопасности эксплуатации такой станции в черте города;
 
- во-вторых, был сделан запрос в правительство о возможности использования ГАСТ как учебного пункта, без реактора;
 
- в-третьих, горисполком разрабатывал программу альтернативных источников теплоснабжения. Такой подход позволил в будущем принять правильное решение - о замораживании строительства ГАСТ.
 
Но самым значимым делом с точки зрения местного самоуправления была выпавшая на долю Бодякшина попытка перехода к территориальному самоуправлению и самофинансированию города на основе принципов хозрасчета. Понятие хозрасчета города определялось следующим образом:
 
"Рассуждая о хозрасчете территории, будет правильнее говорить о реализации таких основополагающих принципов, как самофинансирование и самоуправление. Общее направление очевидно - перевод отношений предприятий и местных Советов на экономическую основу, что подразумевает введение платы за трудовые ресурсы, за землю, услуги городского хозяйства, возмещение ущерба водному и воздушному бассейну".
 
Этим планам не суждено было осуществиться - Советы получили права, но не получили рычагов для использования этих прав. Да и сами права с юридической точки зрения не были проработаны - не определено понятие муниципальной собственности, не установлены экономические нормативы и т. д.
 
Работа по переходу на городской хозрасчет упорно стопорилась, а вот работа по налаживанию городского хозяйства, несмотря на экономические трудности, переживаемые всей страной, явно удавалась. За небольшой период времени - декабрь 1988-март 1990 годы горисполкому и его председателю Бодякшину удалось сделать многое:
 
Улице Свердлова был присвоен статус пешеходной- завершена застройка бульвара Мира;
- создан городской комитет по охране природы, начали проводиться месячники охраны окружающей среды;
- наряду с обычными школами появились гимназии и лицеи;
- началось строительство комбинатов по переработке пищевых отходов;
- созданы комитет и рабочие отряды содействия милиции;
- присвоен пешеходный статус ул. Свердлова;
- состоялся пуск троллейбуса № 1 "пл. Минина - Верхние Печеры".