.
Задать
вопрос

КТС: в чем удобство для пассажиров и водителей...

Новости - Актуальное интервью - 28 октября 2016

Удобство для пассажиров и водителей

Трудно представить тему для обсуждений нижегородцев более животрепещущую, чем разработка КТС — комплексной транспортной системы Нижнего Новгорода. Как у любого начинания, здесь есть свои сторонники и недоброжелатели. Между тем одна из главных задач новой КТС — создание комфортной среды для перемещения по городу на всех видах транспорта и повышение средней скорости транспортного потока. В рамках программы будут ликвидированы дублирующие маршруты, оптимизированы графики движения, снижено время ожидания на остановках, сокращен подвижной состав, организованны выделенные полосы. Согласитесь, для города, перегруженного пробками, это выход из сложившегося положения. О всех тонкостях новой КТС нам рассказали начальник отдела организации дорожного движения департамента транспорта и связи Нижнего Новгорода Виктор Геннадьевич Дельфинов и руководитель отдела транспортного планирования научно-производственного объединения Москвы, руководитель проекта по разработке КТС Алексей Сергеевич Майоров.

 

Система для города-миллионника

— Почему возникла необходимость разработки новой КТС для нашего города?

В.Г.: Нижний Новгород до недавнего времени жил по генплану, утвержденному в конце 1970-х годов, когда движение на дорогах и сам город развивались иными темпами. Сейчас же количество транспорта выросло в разы и дороги не справляются с трафиком. Кроме того, переместились зоны труда и отдыха, возникли новые деловые центры. При этом наш город имеет историческую часть с узкими улочками, что также необходимо учитывать при планировании движения. Приведу пример. Наша система автоматического управления дорожного движения — светофоры — разработана и построена омскими специалистами в 1970-е годы. И «зеленые волны», по которым можно было проехать проспект Гагарина, не останавливаясь на красный сигнал светофора, были устроены для транспорта, который двигался со средней скоростью 50 км/ч. Но трафики движения тогда и сейчас кардинально изменились. И теперь «зеленая волна» не справляется со своим предназначением. Чтобы решить многие подобные проблемы, и необходима новая комплексная транспортная система, отвечающая современной жизни города-миллионника.

— Как разрабатывалась КТС? Какая работа предшествовала ее появлению?

В.Г.: В течение нескольких лет мы проводили исследования, чтобы понимать, куда и в каком количестве ездят нижегородцы. Мы изучили опыт других городов, учли плюсы и минусы при формировании технического задания.

Мы также изучали режимы работы учебных заведений, предприятий, заводов. С нами на субподряде по сбору информации работал Технический университет им. Алексеева, руководство выделило нам несколько тысяч студентов. Помимо натурного обследования применялись современные транспортные детекторы, которые устанавливались на проезжей части. На въездах в город стояли передвижные лаборатории, собиравшие информацию о транзитном транспорте — какой транспорт въезжает в город и покидает его. Над наиболее сложными транспортными узлами запускались в воздух квадрокоптеры с камерами. То есть была проделана серьезная исследовательская работа, после которой уже можно было конструировать КТС. Над ней работали специалисты разных уровней, некоторые из них обучались в Германии, где осваивали компьютерное планирование транспортных потоков и организации дорожного движения. Самое главное, что у Нижнего Новгорода останутся эти программы как инструмент для изменения той модели, которую нам сейчас дадут разработчики, с учетом изменения жизни города.

— КТС — это ведь не только пассажирские перевозки. Что еще она включает?

А.С.: КТС включает в себя шесть подгрупп: разработку программы по развитию улично-дорожной сети; разработку программы по развитию системы реформирования пассажирского и внешнего пассажирского транспорта; размещение логистических зон и развитию системы грузового транспорта; управление дорожным движением; мероприятия по обеспечению организации дорожного движения и мероприятия по организации безопасности дорожного движения.

Учли максимум факторов

— Скоро Нижний Новгород примет у себя чемпионат мира по футболу 2018 года. Это событие вызовет наплыв туристов и болельщиков, что не может не сказаться на обстановке на наших дорогах. Этот момент как-то учитывался при разработке КТС?

В.Г.: План управления перевозками к чемпионату мира взаимосвязан с планом развития Нижнего Новгорода: строительство стадиона на Стрелке, планирование мероприятий по передвижению гостей от аэропорта и железной дороги, строительство новой дороги до аэропорта и развязки на станции Петряевка с путепроводом. У нас есть установка: все сделанное к чемпионату мира должно остаться наследием города. Например, сейчас сложно выехать в пятницу вечером с Автозавода по улице Ореховской в сторону улицы Лесной на трассу М7. А построенная в рамках чемпионата мира дорога даст варианты выезда. То же касается и автобусного парка — закупленные к чемпионату мира автобусы будут затем использоваться городом для ежедневной перевозки пассажиров.

— Какие проблемы в организации пассажирского транспорта в Нижнем Новгороде были выявлены в ходе исследований?

А.С.: В 2000-х годах в Нижнем Новгороде сформировалась система пассажирского транспорта, основой которой стало ненормированное использование коммерческого подвижного состава. Проведенные нами исследования показали высокую задублированность маршрутов (3–4 дублера), ненормативный выход на дороги подвижного состава. В часы пик на дорогах треть трафика — это коммерческие автобусы и маршрутки, что, конечно, сказывается на общей скорости потока. При этом подобный транспорт не соответствует экологическим меркам.

При этом на муниципальном транспорте лежат социальные перевозки. Есть ряд маршрутов, которые убыточны, но автобусы там будут ходить, потому что нужны людям. Ни один частник работать на подобных маршрутах не соглашается, а муниципальные предприятия обязаны их обслуживать. То есть получается, что частный бизнес и муниципалы находятся в неравных условиях с точки зрения рентабельности.

Также было замечено, что пассажирские потоки распределены неравномерно. Есть маршруты, проходящие из одной точки в другую через весь город. Они устроены так: на каком-либо небольшом участке, так называемом «коротком плече», высокая загрузка пассажирами, потом почти через весь город автобус идет порожняком, затем опять максимальная загрузка на «коротком плече». Существование подобных маршрутов ведет к снижению общей эффективности транспорта и перепробегам. Мы понимаем, что ликвидация этих маршрутов и пересадки с одного транспорта на другой приводят к повышению трат на проезд. Поэтому в КТС подчеркивается, что подобные изменения возможны только при введении повременного электронного билета с возможностью пересадок без дополнительной платы. Кстати, это будет касаться не только муниципального транспорта. Уже сейчас многие частные перевозчики согласны вводить повременной электронный билет.

Когда это будет?

— Каковы сроки реализации программы?

А.С.: Планировочный срок — 2030 год, а первоочередные мероприятия пройдут в 2018 году. Для стратегического планирования это не такой уж большой срок, как может показаться, особенно с учетом текущей финансовой ситуации. Надо быть реалистами и четко понимать, что и как распланировать на этот срок, и ограничиваться жесткими рамками объема финансирования. Мы могли бы предложить, например, покрыть весь город сетью метро, но это заведомо нежизнеспособное предложение. Поэтому были предложены наиболее эффективные мероприятия: развитие транспортной структуры, повышение транспортной доступности в новых районах города, строительство новых дорог — дублера проспекта Гагарина и около пятнадцати небольших проездов, которые будут обеспечивать оптимизацию транспортных потоков.

— Какие еще изменения ждут нижегородцев в плане организации пассажирских перевозок?

В.Г.: Учитывая темпы роста города и плотности потока на дорогах, становится понятно, что всех горожан мы автобусами не увезем. Поэтому мы рассматриваем независимые от движения легкового транспорта виды пассажирского транспорта: метро и трамваи с обособленным движением. Сейчас в России и Европе наблюдается повсеместное развитие трамвайного движения. Мы склоняемся к появлению у нас в городе скоростного трамвая. Такой трамвай на выделенной полосе развивает скорость до 50 км/ч. А современные технологии позволяют сделать его передвижение практически бесшумным. Конечно, это требует больших вложений, но и срок эксплуатации подобного транспорта — минимум 25 лет. Так что это обойдется бюджету дешевле, чем строительство новых дорог. Сейчас уже есть трассировка трамвайных путей до Верхних Печер, далее мы планируем провести их до поселков Окский и Новинки.

Что касается развития метро, то, возможно, выгоднее тянуть ветку в Сормово, где есть возможность неглубокого заложения и даже использования существующих железнодорожных путей. Также в планах КТС есть развитие велосипедного движения и канатная дорога, которая будет обеспечивать сообщение между правым и левым берегом, связывая бульвар Заречный и Дворец спорта.

Мы очень надеемся, что, узнав все нюансы новой КТС, нижегородцы поймут, что администрация города не хочет ущемить их, а, наоборот, ставит цель увеличить безопасность, удобство и скорость на дорогах для большинства горожан.

Беседовала Анастасия Гофман
Фото Алексея Манянина

Поделиться с друзьями:
Логин:
Пароль:
Забыли пароль?

Регистрация


Логин:*
Пароль:*
Повтор:*
Эл. почта:*
ФИО:*
Адрес:*
Телефон:
* — обязательные для заполнения поля