История Автозаводского района начинается с 1931 года. В сентябре этого года  Президиум Нижегородского Краевого Исполнительного Комитета рассмотрел вопрос об организации Райсовета в Автозаводском районе. К тому времени на территории Автозавода проживало около 30 тысяч человек. Четвертый район города Нижнего Новгорода  был образован из земель Канавинского района Нижнего Новгорода и Дзержинского района Нижегородского края.

Первоначально район состоял из рабочего города автозавода с относящимися к нему поселками Американским, Восточным, Северным, Западным и селениями Карповка, Монастырка, Малышево.

Деревня Монастырка 30-е годы ХХ века

Деревня Монастырка 30-е годы ХХ века

Занимаемая районом площадь к началу 1933 года составляла 27,7 кв.км. В 1934 году территория увеличивается за счет включения в черту г. Горького селений Гнилицы, Стригино, Нагулино, а немного позднее - поселка Н.Доскино.

В 1932 году вступил в строй автомобильныйзавод, давший жизнь району и ставший его неотъемлемой частью.

История открытого акционерного общества "ГАЗ" (ранее "Горьковский автомобильный завод") берет свое начало в 1929 г. 4 марта 1929 г. принято решение ВСНХ СССР и подписан приказ о строительстве автомобильного завода. 6 апреля 1929 г. утверждено решение о выборе территории строительства будущего автозавода - около города Нижнего Новгорода. 1 января 1932 года Горьковский автозавод вступил в строй действующих предприятий страны,а уже 29 января с конвейера сошел первый грузовик ГАЗ-АА. Строительство, создание производства и обучение персонала велись в тесном сотрудничестве с американской фирмой "Форд". ВСНХ СССР и американская фирма "Ford Motor Company" заключили соглашение о технической помощи при организации и налаживании массового производства легковых автомобилей типа "Ford-А" и грузовых автомобилей типа "Ford-АА". Технологическое и строительное проектирование велось в Америке в основном силами отечественных инженеров при тесном сотрудничестве с фирмой "Ford Motor Company". Архитектурно-строительный проект разрабатывался фирмой "Austin & K".

Строительство Горьковского автозавода 1930 г.

В начале 30-х годов, одновременно со строительством завода, строится крупный жилой массив - Соцгород автозавода, Северный и другие поселки. Одни из первых улиц района - проспекты Кирова и Ильича.

Строительство жилых домов 30-е годы ХХ века

В 1931 году были заселены первые пять жилых домов Соцгорода, началось строительство хлебозавода (ныне – ОАО «Колос-3»), фабрики-кухни, школы №1 (сейчас Лицей №36), прачечной, бани, клуба, столовой.

Лицей №36

Острейшая нужда в жилье в те далекие годы привела к тому, что наряду с капитальным жильем было построено большое количество временных жилищ барачного типа.

Жилой дом барачного типа 1934 г.

Одновременно с такими постройками был возведен ряд зданий, до сих пор поражающих своей величественной красотой, своеобразной архитектурой. К ним, в первую очередь, нужно отнести так называемый Радиусный дом (построен в 1935-1937 гг.), а также Квартал архитектора Голосова в границах улиц Лоскутова – Комсомольской – пр. Октября – пер. Моторный (годы застройки 1935-1937), который входит в число памятников истории и культуры Нижегородской области, здание кинотеатра "Мир" (1937 год), станция "Счастливая" Детской железной дороги (1940год, в настоящее время Дворец бракосочетания Автозаводского района)  и Дворец культуры (1961 год).

Радиусный дом

Квартал архитектора Голосова

Кинотеатр "Мир"

Дворец бракосочетания

ДК ОАО "ГАЗ"

Суровые испытания легли на плечи автозаводцев в годы Великой Отечественной войны. Особенно сильный ущерб от налетов вражеской авиации был причинен Автозаводу. Было разрушено и повреждено 50 зданий и сооружений. 35 тысяч горьковчан пришли восстанавливать лежащие в развалинах корпуса Автозавода и сумели сделать это всего за 100 дней.

За досрочную ликвидацию последствий налетов вражеской авиации и непрерывный выпуск продукции 9 марта 1944 года автозавод по праву был награжден орденом Красного Знамени. Указом Президиума Верховного Совета СССР за успешное выполнение заданий Государственного Комитета Обороны по выпуску артиллерийских самоходных установок коллектив завода в сентябре 1945 года был награжден орденом Отечественной войны I степени.

В 1980 году в ознаменование боевых и трудовых подвигов автозаводцев в годы ВОВ 1941-1945 гг. был открыт Монумент Славы с Вечным Огнем.

Война прервала на время застройку района. В послевоенные годы пришлось потратить много сил и средств на ликвидацию причиненных войной разрушений.

В начале 50-х годов развернулось строительство крупных массивов двухэтажных 8-16 квартирных домов, что позволило в какой-то мере ослабить остроту нужды в жилье.

В конце 50-х годов произошли резкие изменения в масштабах и в характере жилищного строительства. Почти полностью прекращено строительство малоэтажных домов. В основном начали производиться дома в 4-5 этажей.

Жилые дома на пр. Ильича

Из года в год район все больше благоустраивался: строились новые кварталы, прокладывались дорожные магистрали, расширялся городской транспорт, велись работы по озеленению, освещению.

Площадь перед ДК ОАО "ГАЗ" является композиционным центром района, к которому сходятся основные автомагистрали.

Площадь им. И. И. Киселева

Сейчас эта площадь носит имя Ивана Ивановича Киселева. Став в марте 1958 г. директором завода, И.И. Киселев возглавлял ГАЗ в течение 25 лет. Под его руководством были созданы мощные специализированные заводы, что позволило преобразовать Горьковский автомобильный завод в крупнейшее производственное объединение.

Сегодня Автозаводский район  – это территория качественного проживания, перспективный деловой центр с хорошо развитой промышленной, социальной и транспортной инфраструктурой. Здесь проживает ¼ населения Нижнего Новгорода. Из года в год район все больше благоустраивался. На протяжении многих лет Автозаводский район в лидерах по чистоте и благоустройству. Шесть лет подряд Автозаводский район стабильно занимает призовые места в областном конкурсе на звание "Самый благоустроенный населенный пункт Нижегородской области".

Именно Автозаводский район стал стартовой площадкой для реализации городской программы комплексного благоустройства микрорайонов "Город - сад". С 2006 года  в районе проведено благоустройство 7 микрорайонов.

Одной из особенностью современного Автозаводского района является строительство жилых микрорайонов с обязательным комплексным благоустройством прилегающих территорий. Так за последние годы построены и введены в эксплуатацию такие жилые микрорайоны, как "Молодежный", "Водный мир", квартал в границах ул. Бурденко – ул. Детская. Впервые именно на территории района разработан и реализован проект "Антикризисный дом", в рамках которого построен микрорайон "Спутник". В МР "Спутник" построено и введено в эксплуатацию 7 10-ти этажных жилых домов. Завершено строительство 15-этажной секции жилогодома по ул.Космическая, у дома №24. Завершается строительство жилого дома по пр.Октября.

Микрорайон "Водный мир"

Детский сад микрорайона "Водный мир"

Введен в эксплуатацию  детский сад в микрорайоне "Водный мир", два семейных детских сада на ул. Хлебосольная. В районе открыты три новых спортивных комплекса "Лидер",  "Новое поколение" и "Северная звезда".  Закончено строительство бассейна – пристроя к Лицею №165, проведена реконструкция стадионов "Северный", "Строитель". Построен Храм им. Святителя и Чудотворца Николая.

Дворец спорта "Северная звезда"

Храм им. Святителя и Чудотворца Николая

Наиболее значимые предприятия

Горьковский автомобильный завод - крупнейшее предприятие, прославившее Автозаводский район и Нижний Новгород далеко за пределами области. За годы существования освоено более 100 различных моделей автомобилей.

Главная проходная ОАО "ГАЗ"

Известные люди района

Бусыгин Александр Харитонович - кузнец Горьковского автомобильного завода, зачинатель стахановского движения в машиностроении, Герой Социалистического Труда. Вся жизнь А.Х. Бусыгина неразрывно связана с Горьковским автомобильным заводом. В 1931 году он приехал на строительство Горьковского автозавода. После окончания строительства перешёл на работу в кузницу, в кратчайшие сроки овладев мастерством кузнечного дела и став специалистом высокой квалификации, инициатором принципиально новых методов, направленных на повышение производительности труда. Повышение производительности труда достигалось за счёт предварительной подготовки рабочего места, совершенствования станков и инструмента, оптимизации приемов нагрева и штамповки металла, усиления трудовой дисциплины.

В сентябре 1935 года бригада, которой руководил Бусыгин, установила рекорд, отковав за смену 966, затем - 1001 коленчатый вал при норме 675 (впоследствии довёл выработку до 1146 валов). За рекордную производительность труда Александр Бусыгин был награждён орденом Ленина.Даже Всесоюзное движение новаторов некоторое время носило название стахановско-бусыгинского.

В героической летописи Великой Отечественной войны значатся дела и подвиги автозаводцев. 39 из них стали Героями Советского Союза, 35 619 человек награждены орденами и медалями.

Автозаводский район богат культурными и спортивными традициями. Именем легендарного автозаводского хоккеиста, Олимпийского чемпиона Виктора Коноваленко назван Дворец спорта с ледовой ареной.

Дворец спорта им. В. Коноваленко

Среди известных нижегородских спортсменов много автозаводцев: Олимпийская чемпионка по метанию диска, Заслуженный мастер спорта России Наталья Садова, многократный победитель Чемпионатов Мира по самбо Раис Рахматуллин и другие.