АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

22.12.2022

7070

-

¬

Об утверждении муниципальной программы «Развитие туризма на территории города Нижнего Новгорода» на 2023-2028 годы

(в редакции постановлений администрации города Нижнего Новгорода от 10.05.2023 № 2823, от 25.08.2023 № 6001)


В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 08.04.2014 № 1228 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ города Нижнего Новгорода и Методических рекомендаций по разработке и реализации муниципальных программ города Нижнего Новгорода», постановлением администрации города Нижнего Новгорода «Об утверждении Положения о департаменте развития туризма и внешних связей администрации города Нижнего Новгорода» от 30.08.2022 № 4385, решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 28.09.2022 № 172 «О внесении изменений в решение городской Думы города Нижнего Новгорода от 14.12.2021 № 272 «О бюджете города Нижнего Новгорода на 2022 и плановый период 2023-2024 годов», постановлением администрации города Нижнего Новгорода «Об утверждении бюджетного прогноза города Нижнего Новгорода на долгосрочный период (2020-2030 годы)» от 03.02.2020 № 303 и в целях преобразования и совершенствования туристической отрасли в процессе социально-экономического развития города Нижнего Новгорода администрация города Нижнего Новгорода постановляет:

1. Утвердить прилагаемую муниципальную программу «Развитие туризма на территории города Нижнего Новгорода» на 2023-2028 годы (далее - Программа).

2. Признать утратившим силу постановление администрации города Нижнего Новгорода от 21.01.2019 № 71 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие туризма на территории города Нижнего Новгорода» на 2019-2024 годы» в части действия муниципальной программы на 2023-2024 годы.

3. Управлению информационной политики администрации города Нижнего Новгорода обеспечить опубликование настоящего постановления в официальном печатном средстве массовой информации – газете «День города. Нижний Новгород».

4. Юридическому департаменту администрации города Нижнего Новгорода (Витушкина Т.А.) обеспечить размещение постановления на официальном сайте администрации города Нижнего Новгорода в информационно-телекоммуника-ционной сети «Интернет».

5. Контроль за исполнением постановления возложить на исполняющего обязанности первого заместителя главы администрации города Нижнего Новгорода Егорова С.А.

6. Установить начало срока действия Программы с 1 января 2023 года.

Глава города

Ю.В.Шалабаев

А.В.Симагин

4355851

УТВЕРЖДЕНА

постановлением администрации

города

от 22.12.2022 № 7070

(в редакции постановлений администрации города Нижнего Новгорода от 10.05.2023 № 2823, от 25.08.2023 № 6001)

Муниципальная программа

«Развитие туризма на территории города Нижнего Новгорода»

на 2023-2028 годы

(далее – Программа)

1. Паспорт Программы

Ответственный исполнитель Программы

Департамент развития туризма и внешних связей администрации города Нижнего Новгорода.

Соисполнители программы

Департамент культуры администрации города Нижнего Новгорода

Департамент благоустройства администрации города Нижнего Новгорода

Департамент транспорта и дорожного хозяйства администрации города Нижнего Новгорода

Департамент градостроительного развития и архитектуры администрации города Нижнего Новгорода (МКУ «ГЦГиА»)

Цели Программы

Повышение туристической привлекательности города Нижнего Новгорода.

Задачи Программы

Предоставление населению туристско-информационных услуг;

Формирование туристического продукта, удовлетворяющего потребности российских и зарубежных туристов.

Этапы и сроки реализации Программы

Срок реализации Программы 2023-2028 годы. Программа реализуется в один этап.

Объемы бюджетных ассигнований Программы за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода

Общий объем бюджетных ассигнований, необходимый для финансирования Программы, составит 483 669 129,77 руб., в том числе:

Ответственный исполнитель (соисполнители)

2023

год

2024

год

2025

год

2026

год

2027

год

2028

год

Всего, в том числе:

234 861 767,08

45 550 100,00

45 550 100,00

50 633 375,53

52 543 584,77

54 530 202,39

Департамент развития туризма и внешних связей администрации города Нижнего Новгорода

120 618 972,64

45 550 100,00

45 550 100,00

50 633 375,53

52 543 584,77

54 530 202,39

Департамент культуры администрации города Нижнего Новгорода (соисполнитель)

46 480 000,00

-

-

-

-

-

Департамент благоустройства администрации города Нижнего Новгорода (соисполнитель)

15 476 280,00

-

-

-

-

-

Департамент транспорта и дорожного хозяйства администрации города Нижнего Новгорода (соисполнитель)

35 184 184,44

-

-

-

-

-

Департамент градостроительного развития и архитектуры администрации города Нижнего Новгорода (соисполнитель)

17 102 330,00

-

-

-

-

-

Целевые индикаторы Программы

Общее количество туристов, посетивших город Нижний Новгород в 2028 году, - 1 064 282 чел., в том числе:

российских туристов – 1 010 082 чел.,

иностранных туристов – 54 200 чел.

Доля граждан, оценивших качество туристско-информационных услуг на «хорошо» и «отлично», – 100%.

Объем платных туристских услуг – 1395045,656 тыс. рублей.

2. Текстовая часть Программы

2.1. Характеристика текущего состояния

Туризм играет важную роль в социально-экономическом развитии территории: обеспечивает создание дополнительных рабочих мест, рост занятости экономически активного населения и повышение уровня благосостояния общества.

Отрасль туризма оказывает стимулирующее воздействие на развитие таких секторов экономики как: услуги средств размещения, строительство, транспорт, связь, торговля, производство товаров широкого потребления и сувенирной продукции, общественное питание и др.

Также развитие туризма способствует сохранению природных, экологических и историко-культурных ресурсов, проявляет несколько большую стабильность по сравнению с другими отраслями экономики в условиях неустойчивой ситуации на мировых рынках.

Особое внимание к отрасли туризма на федеральном уровне диктует обоснованную необходимость развития туризма на региональном и муниципальном уровне. В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего туризма, въездного туризма, социального туризма, сельского туризма, детского туризма и самодеятельного туризма, распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2018 года № 872-р утверждена концепция федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» на 2019-2025 годы, распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.09.2019 № 2129-р утверждена Стратегия развития туризма в Российской Федерации до 2035 года, постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2021 № 2439 утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие туризма».

Указанные федеральные программы определяют вектор развития туризма на территории Российской Федерации до 2035 года. По итогам реализации вышеперечисленных программ в Российской Федерации степень конкурентоспособности туристского рынка должна достичь высокого уровня, при котором будут удовлетворены потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах.

На региональном уровне механизмы поддержки и стимулирования развития туризма прописаны в государственной программе «Развитие культуры и туризма Нижегородской области», утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 года № 299 (с изменениями 2022 г.), Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года, утвержденной Постановлением Правительства Нижегородской области от 21.12.2018 № 889.

На муниципальном уровне в соответствии с федеральной политикой в сфере туризма, в целях реализации Стратегии социально-экономического развития города Нижнего Новгорода в 2023-2028 годах, развития туристской отрасли, формирования конкурентоспособной туристской среды и увеличения туристско-экскурсионного потока в Нижний Новгород разработана муниципальная программа «Развитие туризма на территории города Нижнего Новгорода» на 2023-2028 годы.

Актуальность разработки Программы обусловлена:

наличием значительного туристского потенциала города Нижнего Новгорода и необходимостью его эффективного использования;

высоким уровнем конкуренции на внутреннем и международном рынках туристских услуг;

необходимостью комплексного подхода к развитию туристской инфраструктуры и туристской индустрии на территории города Нижнего Новгорода, способной удовлетворить потребности в качественных туристских услугах.

2.1.1. Общая информация

Нижний Новгород является административным центром Нижегородской области, центром Приволжского федерального округа. Город расположен в центре Восточно-Европейской равнины, на слиянии двух великих рек России - Оки и Волги. Ока делит город на две части - верхнюю на Дятловых горах и нижнюю на левом низинном берегу.

Нижний Новгород известен как крупный центр судо-, авиа-, автомобилестроения и информационных технологий. В период с 1959 по 1991 год город был закрыт для посещения иностранными гражданами, но в настоящее время он является крупным центром речного круизного туризма в России и местом проведения всероссийских и международных выставок различного профиля.

Город Нижний Новгород основан в 1221 году Великим князем Георгием Всеволодовичем. В XIV столетии (1341-1392 годы) был столицей великого Нижегородско-Суздальского княжества, в XV - XVII веках - уездным, а с 1714 по 1929 год - губернским городом. В 1929-1932 годах стал центром Нижегородского края. С 7 октября 1932 года город носил имя писателя А.М. Горького. 22 октября 1990 года, в соответствии с решением референдума, указом президиума Верховного Совета РСФСР городу было возвращено историческое название.

Нижний Новгород - это территория с преобладанием русского населения, согласно последней переписи населения составившего 95% всех жителей. Вместе с тем, в Нижнем Новгороде проживают 115 различных национальностей, на территории города действуют 18 национально-культурных обществ.

2.1.2. Рейтинги Нижнего Новгорода в сфере туризма и индустрии гостеприимства

В настоящее время Нижний Новгород признан одним из наиболее динамично развивающихся туристических центров страны.

Для города характерно удобное логистическое расположение на пересечении автомобильных и железнодорожных магистралей, система речного сообщения и авиасообщение, что перспективно для его встраивания в систему въездного и внутреннего туризма.

Преимущества туристического посещения города – это большое количество достопримечательностей и объектов культурного наследия федерального и регионального значения, насыщенная программа пребывания, доступная стоимость поездки, доступность транспортной системы, обеспеченность коллективными средствами размещения, развитая сеть предприятий общественного питания, безопасность, качественный сервис предприятий индустрии гостеприимства, высокий уровень комфорта городской среды.

Поток прибывающих в город туристов ежегодно увеличивается в связи с повышением спроса граждан на путешествия внутри страны, продвижением туристского бренда города, возросшим интересом со стороны туристов после чемпионата мира по футболу (2018), празднования 800-летия Нижнего Новгорода, программы Новогодней столицы России (2021), высокими рейтингами Нижнего Новгорода в сфере туризма и индустрии гостеприимства.

В 2020 году Нижний Новгород вошел в ТОП-10 лучших городов России для путешествий по итогам интернет-опроса туристического портала ТурСтат.

Кроме того, город вошел в ТОП-10 по качеству жизни – данные Финансового университета при правительстве РФ, в ТОП-5 городов-миллионников по индексу качества городской среды (рейтинг представлен Министерством строительства и ЖКХ РФ), в ТОП-20 городов, к которым ведущие гостиничные операторы проявляют наибольший интерес – по итогам опроса крупнейших международных и российских гостиничных операторов.

В 2021 году Нижний Новгород получил статус Новогодней столицы России и вошел в ТОП-10 городов России для отдыха на Новый год.

Нижний Новгород входит в ТОП-10 в национальном рейтинге новых центров развития туризма в России, в ТОП-5 в рейтинге лучших городов для путешествия летом, в ТОП-3 городов России для путешествий на поезде (по данным аналитического центра сервиса поездок и путешествий Туту.ру), в ТОП-10 популярных городов для путешествий на автомобиле (по данным Tvil.ru), в ТОП-7 самых популярных направлений для культурно-познавательного туризма и является одним из самых популярных маршрутов России для путешествий по программе туристического кешбэка.

По итогам конкурсного отбора, проведенного Федеральным Агентством по туризму, Нижний Новгород завоевал титул «Столица детского туризма 2022-2023».

В 2022 году город победил в конкурсе проектов по обустройству туристических центров городов, проводимом Ростуризмом, и получит федеральные средства на создание единого туристского кода.

Вышеперечисленные результаты и достижения в развитии туризма в Нижнем Новгороде стали возможны во многом благодаря тому, что за период с 2017 по 2022 год на территории города и туристского центра были реализованы мероприятия по благоустройству территории, развитию инфраструктуры и соцсферы, реставрации объектов культурного наследия и проекты в сфере ЖКХ в рамках национальных, федеральных проектов, государственных и муниципальных программ с совокупным бюджетом более 2 млрд рублей, а также мероприятия «Плана основных мероприятий по подготовке и проведению празднования 800-летия со дня основания города Нижнего Новгорода на 2017-2021 годы» в объеме более 25 млрд рублей.

2.1.3. Туристский потенциал

Нижний Новгород входит в состав туристской зоны «Центр России» (Верхневолжский район), являющейся самой густонаселенной частью страны с развитой сетью дорог.

Город по туристскому потенциалу является крупным туристским центром международного уровня и входит в систему межрегиональных туров:

«Золотой венец России» (расширенный вариант программы тура по городам Золотого кольца, в т.ч. популярный маршрут «Дорогой ополчения гр. Минина и кн. Пожарского»);

«Большая кругосветка» (по городам, расположенным на реках Волге и Оке);

Сеть круизных маршрутов по реке Волге:

«Санкт-Петербург – Москва – Нижний Новгород – Казань»;

«Москва – Нижний Новгород»;

«Москва – Нижний Новгород – Самара»;

«Москва – Нижний Новгород – Чебоксары»;

«Нижний Новгород – Санкт-Петербург»;

«Нижний Новгород – Астрахань» (включая города: Чебоксары, Козьмодемьянск, Казань, Ульяновск, Самара, Волгоград) и др.

Нижний Новгород обладает значительным туристским потенциалом: богатая история и уникальные достопримечательности, выгодное местоположение и разветвленная транспортная инфраструктура, статус центра Приволжского федерального округа, наличие музеев и развитая система культурного досуга, возможность проведения конгрессно-выставочных мероприятий международного уровня.

Рост конкуренции как на внутрироссийском, так и на международном рынках туристских услуг обуславливает необходимость более эффективного использования туристского потенциала и преимуществ города.

2.1.4. Потенциал культурно-познавательного туризма

Конкурентными преимуществами туристского потенциала города являются ресурсы в сегменте культурно-познавательного туризма.

Нижний Новгород - один из древнейших и красивейших городов России. Нижний Новгород входит в тройку древних городов-миллионников, после городов Москвы и Казани.

Город имеет прямое отношение к истории Владимиро-Суздальской Руси, поскольку в течение 51 года, до присоединения в 1392 году к Москве, был столицей Нижегородско-Суздальского княжества Северо-Восточной Руси - ядра современного Российского государства.

Нижний Новгород - родина народного ополчения 1612 года, которое во главе с Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским освободило Россию от польско-литовских интервентов и способствовало становлению российской государственности.

В XIX веке благодаря Нижегородской ярмарке Нижний Новгород был известен как торговая столица России и его называли «Карманом России». О купеческом прошлом города сегодня рассказывают старинные особняки, торговые комплексы, банки, храмы.

Нижний Новгород - родина известного писателя Максима Горького. Долгое время город носил его имя. Память о нем хранят три музея и множество мест, связанных с его жизнью, творчеством и активной общественной деятельностью.

Бывший город Горький известен всему миру благодаря производству автомобилей ГАЗ - первому в СССР автомобильному производству.

Город известен как один из крупных центров судостроения: подводных лодок, малого скоростного флота, в т.ч. уникальных судов на подводных крыльях и воздушной подушке.

Нижний Новгород - это город изобретателей, науки и научно-технических открытий, это родина радио, светодиодов, уникальной техники - МиГов и экранопланов.

Одним из факторов, способствующих развитию культурно-познавательного туризма, является выгодное расположение города - на слиянии Волги и Оки. Уникальный рельеф и живописные ландшафты - главные слагаемые сильных сторон туристского потенциала города в сегменте культурно-познавательного туризма.

Город представляет собой уникальное историко-культурное пространство, где доля объектов историко-культурного наследия Нижнего Новгорода составляет более 25% историко-культурного наследия Нижегородской области и более 2% историко-культурного наследия Российской Федерации. В городе насчитывается 861 объект культурного наследия. Наиболее популярными объектами показа являются: ансамбль Нижегородского кремля, Нижегородский государственный художественный музей, усадьба С.М. Рукавишникова, Чкаловская лестница, «Домик Каширина», в котором А.М. Горький провел детские годы, музей-квартира А.М. Горького на ул. Семашко; музей-усадьба известного литературного критика Н.А. Добролюбова; музей-квартира А.Д. Сахарова, дом-музей, где жил и работал знаменитый фотограф-публицист М.П. Дмитриев и где теперь располагается Русский музей фотографии, музей «Нижегородская радиолаборатория», музей завода ГАЗ, музей «Нижегородэлектротранс», Нижегородская канатная дорога, архитектурно-этнографический музей-заповедник «Щелоковский хутор» и другие.

Всего в городе Нижнем Новгороде насчитывается более 60 музеев, выставочных залов и галерей.

К ресурсам культурно-познавательного туризма города можно отнести 19 театров и театральных студий, филармонию, консерваторию.

Одной из важных составляющих туристского потенциала города Нижнего Новгорода являются народные художественные промыслы. В 2017 году зарегистрирован товарный знак «Нижний Новгород – столица народных художественных промыслов».

На территории города расположены действующие предприятия народных художественных промыслов ООО «Нижегородская вышивка» и ООО «Фабрика стеклянных елочных украшений «Ариель». На предприятия организуются экскурсии, проводятся творческие мастер-классы, что создает дополнительную привлекательность для потенциальных туристов. Функционирует музей народных художественных промыслов. Товары НХП представлены на выставках-ярмарках, в специализированных магазинах локальной сувенирной продукции.

2.1.5. Ресурсы событийного туризма

Ежегодно на территории города проводится более 50 мероприятий, приуроченных к празднованию значимых для города Нижнего Новгорода событий.

В целях развития событийного туризма и продвижения Нижнего Новгорода как Столицы народных художественных промыслов с 2013 года проводится фестиваль народных художественных промыслов «Секреты мастеров». В 2019 году фестиваль посетило более 60 тысяч человек, приняли участие 200 участников из 25 регионов России и 4 иностранных государств. В 2020 году фестиваль проводился на территории Нижегородской ярмарки. В рамках мероприятия состоялся деловой форум «НХП-трансформация 2.0», онлайн трансляция которого набрала порядка 1000 просмотров. Участниками выставки-ярмарки стали 250 мастеров из регионов России. География участников фестиваля ежегодно расширяется. В 2021 году фестиваль прошел в рамках Глобального форума креативных территорий. В фестивале приняли участие более 100 мастеров из 25 регионов России и Республики Беларусь. Мероприятие посетило более 14 тысяч человек.

В 2022 году ярмарку на Нижне-Волжской набережной посетило более 53 тысяч человек, приняли участие 134 мастера-ремесленника, в том числе мастера из Республики Беларусь.

За 2017-2022 годы на территории города были реализованы крупные проекты событийного туризма, такие как: Городской новогодний фестиваль «Горьковская елка», Фестиваль нового российского кино «Горький fest», молодежный урбанистический фестиваль «Все свои», международный музыкальный фестиваль Opus 52, международный музыкально-экологический фестиваль «Рок чистой воды», музыкальный фестиваль «Столица закатов», «Горьковская ярмарка», фестиваль локальной моды и актуальной культуры «Модный Горький», «Шаляпин на балконе», международный фестиваль народных художественных промыслов «Секреты мастеров», ярмарка «Осенний дар», фестиваль восстановления исторической среды «Том Сойер Фест», ландшафтный фестиваль «Исторический парк», многочисленные международные и межрегиональные парусные регаты, футбольные матчи всероссийского и международного масштаба, прием в городе финалов региональных конкурсов «Туристический сувенир» и «Russian Event Awards», международный фестиваль аудиовизуального искусства «INTERVALS», большое количество спортивных мероприятий, выставок, форумов, всероссийских акций, общегородских событий, марафоны экскурсий и мероприятия в рамках городской программы «Культурный район».

Потенциал событийного туризма увеличился в связи с проведением в Нижнем Новгороде в 2021 году празднования 800-летия со дня основания города Нижнего Новгорода. Наиболее яркими мероприятиями празднования стали фестиваль музыки и фейерверков «Столица закатов», театральный фестиваль «Маска», фестиваль уличного искусства «Место», «Единый городской экскурсионный марафон», финал Всероссийского конкурса «Мастера гостеприимства», выступления международного молодежного оркестра, фестиваль воздухоплавания «Приволжская фиеста», гала-шоу «Начало Нового», цикл детских экскурсионных туров «Посмотри на Нижний 800» и другие.

Получение Нижним Новгородом статуса «Новогодней столицей России» в 2022 году и «Столицы детского туризма 2022-2023» способствовало дополнительному увеличению туристического потока.

2.1.6. Ресурсы религиозного туризма

Нижний Новгород - это единственный город в России, основатель которого Великий князь Георгий (Юрий) Всеволодович причислен к лику святых. На территории города находятся три древнейших монастыря - Благовещенский, Печерский, Крестовоздвиженский, а также подворье Дивеевского монастыря, более 80 православных объектов, в церкви Преображения Господня в Старых Печерах находятся мощи местночтимого святого Иосифа Печерского. При приходе церкви святых Жен-Мироносиц родились чудотворцы Ефимий Суздальский и Макарий Желтоводский, частица мощей которого находится в храме.

Основными жемчужинами храмового зодчества являются: Главный кафедральный Новоярмарочный Собор Александра Невского, где собраны 188 ликов Богородицы, включая список с чудотворной иконы Феодоровской Божьей матери; Церковь Собора Пресвятой Богородицы (Строгановская), построенная в стиле Строгановского барокко, с сохранившимся золоченым иконостасом 18 века; Староярмарочный Спасо-Преображенский собор – творение Монферрана, уменьшенная копия Исаакиевского собора.

На территории города также находится значительное количество религиозных сооружений других вероисповеданий и конфессий: мечети, синагога, католическая и лютеранская церкви и др. Всего более 60 объектов религиозного назначения.

Администрацией города при участии конфессий Нижнего Новгорода разработан Межконфессиональный туристский маршрут «Нижний Новгород - город согласия». В рамках маршрута туристы могут посетить основные религиозные сооружения города.

2.1.7. Ресурсы круизного туризма

Нижний Новгород - один из крупнейших центров круизного туризма в России.

В 2021 году через Нижний Новгород круизные рейсы совершали 30 компаний:

1. АкадемФлот

2. Бельские Речные Путешествия (БРП)

3. Большой Маяк

4. ВодоходЪ

5. Волга Дрим СК

6. Волгалайн

7. Волгасервис (Н.Новгород)

8. ГолдИН

9. Две столицы

10. Донинтурфлот

11. Инфофлот СПб (пасс.)

12. ИП Александров В.Г.

13. Кама (пасс.)

14. Камская круизная компания

15. Круиз (Волгоград)

16. Кубань

17. Мостурфлот

18. Нева (пасс.)

19. Ока (пасс.)

20. Ока СК (Н.Новгород)

21. Речные Круизы

22. Речсервис (Н.Новгород) пасс.

23. РЭДИ ТУР

24. Созвездие СК

25. Солнечный город

26. Спутник-Гермес

27. Спутник-РМК

28. Фазар-Инвест

29. Цезарь Трэвел

30. Экспресс-Тур

Объем перевозок через Речной вокзал Нижнего Новгорода за навигацию 2021 года составил 1 114 рейсов пассажирских судов и 149 432 пассажира. За навигацию 2022 года - 1258 рейсов и 193 028 пассажиров.

В 2021 году состоялся запуск регулярных рейсов судов на подводных крыльях «Валдай 45Р». В регионе уже существует 14 маршрутов. В 2022 году произведено 2300 рейсов, пассажиропоток составил почти 69 000 человек.

С 2010 года в городе Нижнем Новгороде круизных туристов обслуживают в том числе новые суда с колесным движительно-рулевым комплексом.

Популярностью также пользуются экскурсионные речные поездки и прогулки на яхтах. В городе работают 11 яхт-клубов и две яхтенные школы.

2.1.8. Ресурсы спортивного туризма

Спортивная инфраструктура Нижнего Новгорода:

Стадион «Нижний Новгород» на 45 тыс. мест,

9 стадионов с трибунами более чем на 1500 мест,

99 бассейнов,

631 спортзал,

688 плоскостных спортивных сооружений, из них 83 футбольных поля,

33 лыжные базы,

8 крытых объектов с искусственным льдом,

162 площадки с тренажерами,

ипподром,

центр автомотоспорта.

Ежегодно в Нижнем Новгороде проводятся: марафоны, забеги, заплывы, соревнования и другие спортивные мероприятия, в том числе:

Матчи с участием профессиональных команд:

ХК «Торпедо» – КХЛ,

ЖХК «Торпедо» – ЖХЛ,

ХК «Чайка» – МХЛ,

БК НН – баскетбол,

МФК «Торпедо» – мини-футбол,

МФК «Норманочка» – мини-футбол,

АСК – волейбол,

Спарта – волейбол,

ХК «Старт» – хоккей с мячом,

ПАРИ НН – РПЛ футбол;

международный заплыв «X-WATERS VOLGA»;

традиционные Легкоатлетические соревнования – забег «Чкаловская лестница»; полумарафон «Беги, герой!» в рамках Всероссийского мероприятия ЗаБег-РФ.

Мотобайкеры объединены в сообщество «Ночные волки», клуб устраивает мотопробеги в честь исторических событий и памятных дат.

2.1.9. Ресурсы делового, промышленного и образовательного туризма

Значительный промышленный потенциал (на территории города расположено более 130 крупных и средних промышленных предприятий), широкие возможности для организации конгрессно-выставочных мероприятий на Нижегородской ярмарке, в Центре международной торговли, Торгово-промышленной палате и других площадках (всего более 100 конференц-залов), проведение мероприятий международного уровня - все это способствует развитию делового туризма в городе и увеличению общего объема туристского потока.

С 2020 года в Нижнем Новгороде при поддержке федеральных органов власти проводится конференция ЦИПР (Цифровая индустрия промышленной России) - первая в России конференция для глобального диалога и кооперации государства и бизнеса по вопросам развития цифровой экономики, цифровой трансформации промышленности, реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», развития российского высокотехнологичного экспорта, кибербезопасности. Это самое представительное деловое мероприятие, входящее в пятерку крупнейших мероприятий в области цифровой экономики в России.

В городе 27 высших учебных заведений (в т.ч. филиалы вузов), в которых обучается около 80 тысяч специалистов в год, что обеспечивает высокую производительность труда, 5 научно-исследовательских институтов РАН и 12 научно-производственных центров и конструкторских бюро.

Подготовка специалистов отрасли туризма осуществляется на базе 6 нижегородских вузов: ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова», ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет), ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет», ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный инженерно-экономический университет» (Княгининский университет) и в Московском университете им. С.Ю. Витте (Нижегородский филиал) по направлению бакалавриата «Туризм».

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова» – участники программы молодежного и студенческого туризма СТУДТУРИЗМ.РФ.

2.1.10. Ресурсы рекреационного и экологического туризма

В пределах пригородной зоны города расположена курортная территория - бальнеоклиматическая курортная местность «Зеленый город», где действует более 20 объектов рекреационной сферы, в т.ч. знаменитые санатории «им. ВЦСПС», «Зеленый город», «Стрелка», пансионаты и базы отдыха.

На территории Нижнего Новгорода находятся объекты природного наследия (такие как парки, сады, лесопарки) и ботанический сад. Всего в Нижнем Новгороде 18 парков и скверов.

На территории музея-заповедника «Щелоковский хутор» проводятся экскурсии по экологической тропе «Марьина роща».

2.1.11. Ресурсы приключенческого туризма

Нижний Новгород представляет богатейший потенциал приключенческого туризма: уникальная канатная дорога через реку Волгу; колесо обозрения; прогулки на яхтах; суда на воздушной подушке, на которых можно совершать короткие прогулки и продолжительные экскурсии; прогулки и экскурсии на велосипедах, мотоциклах, электросамокатах; вертолетные площадки; для любителей экстремального туризма предоставляется возможность полетов на истребителях МиГ и на воздушном шаре.

2.1.12. Ресурсы гастрономического туризма

В Нижнем Новгороде проходят гастрономические фестивали «Вилка и стрелка», «Да, шеф!», гастрономические сеты на улице Рождественской, фестиваль «Горький крафт». Во время фестивалей проводятся мастер-классы по приготовлению блюд, дегустации, конкурсы, развлекательные, детские и музыкальные мероприятия.

В 2022 году в Нижнем Новгороде прошли съемки кулинарных тревел-шоу «Повара на колесах», «Поедем, поедим!», «100 мест, где поесть».

2.1.13. Ресурсы детского туризма

В 2022 году Нижний Новгород получил статус «Столицы детского туризма 2022-2023».

Город располагает огромным потенциалом детского туризма:

Детские театры: ТЮЗ, Нижегородский государственный академический театр кукол, Театр «Вера», уникальный детский театр пантомимы «Театр Пиано» при Нижегородской школе-интернате для глухих детей, Театр со вкусом

Цирк

Аквапарк «Карибы» и аквапарк «Океанис»

Нижегородский планетарий имени Г.М. Гречко - первый цифровой планетарий России, один из лучших в стране и Европе

Планетарий 1 в парке «Швейцария»

Зоопарк «Лимпопо» с контактной зоной, аттракционами и кафе

Парк динозавров «Динолэнд»

Парк животных «Мадагаскар»

Парк приключений «Остров героев»

Фабрика стеклянных елочных украшений «Ариель»

Галерея кукол «Хрупкие мечты»

Нижегородская детская железная дорога

Дельфинарий «Атлантида»

Музей «Паровозы России»

Музей занимательных наук «Кварки»

Интерактивные музеи: Парк Чудес Галилео, Музей иллюзий и Дом великана, Дом вверх дном

Детский музейно-культурный центр «Королевство кривых зеркал»

Музей игрушки

Технический музей

Музей детства А.М. Горького «Домик Каширина»

Музей живой бумаги

Нижегородский экзотариум

Нижегородская канатная дорога

Колесо обозрения

Парк культуры и отдыха «Швейцария» - крупнейший парк города, вновь открывшийся после реконструкции в 2021 году

Нижегородский музей техники и оборонной промышленности (парк Победы)

Контактные зоопарки, веревочные парки, развлекательные центры и парки, мастер-классы

Лазертаг-центры в ТРЦ «Рио» и ТЦ «Ганза»

Детский городок профессий «Кидбург»

Котокафе «Мурррчим»

Детское кафе «Андерсон»

Цикл детских экскурсионных туров «Посмотри на Нижний».

В 2022 году на Всероссийском конкурсе детских туристских проектов, направленном на выявление и поддержку принципиально новых по содержанию турпродуктов, адресованных детям, нижегородские проекты заняли призовые места в номинациях «Путешествие на тему игрушки» и «Культурно-познавательный туризм».

2.1.14. Ресурсы и возможности для развития въездного туризма

С 1991 года Нижний Новгород открыт для иностранных граждан. В настоящее время у Нижнего Новгорода 20 городов-побратимов.

Вывод: город Нижний Новгород обладает большим туристским потенциалом, ресурсы которого позволяют развивать одновременно большинство видов туризма, однако имеющийся потенциал используется не в полном объеме.

SWOT-анализ туристского потенциала города Нижнего Новгорода

Сильные стороны

Слабые стороны

1. Выгодное географическое положение и уникальный ландшафт.

2. Богатое историко-культурное наследие города и уникальность основных объектов показа.

3. Статус столичного города Приволжского федерального округа.

4. Большое количество музеев и развитая система культурного досуга.

5. Значительный промышленный, научный, образовательный потенциал.

6. Удобное транспортное расположение: пересечение железнодорожных и автомобильных дорог, система речного и авиасообщения.

7. Наличие современных гостиничных комплексов.

8. Развитая сеть пунктов общественного питания.

9. Обновленная к чемпионату мира по футболу 2018 и 800-летию Нижнего Новгорода туристская инфраструктура.

10. Наличие системы городской пешеходной навигации.

11. Наличие туристического бренда Нижнего Новгорода.

12. Реконструкция рекреационных зон и общественных пространств к празднованию 800-летия города Нижнего Новгорода.

13. Большое количество событийных мероприятий местного, регионального и федерального уровней.

1. Удовлетворительное состояние и низкая привлекательность некоторых объектов показа.

2. Низкое качество городской среды (отсутствие дизайн-кода улиц).

3. Ограниченная доступность объектов показа: неудобный режим работы музеев, частично-доступная среда для маломобильных групп граждан.

4. Ограниченная вместимость деловой инфраструктуры позволяет проводить мероприятия до 1500 человек.

5. Низкий уровень качества сервиса сферы услуг, в т.ч. недостаточное знание иностранных языков среди занятого в сфере туризма персонала.

6. Отсутствие прямого авиасообщения с большинством субъектов РФ, неразвитость авиасообщения с иностранными государствами.

7. Снижение круизного пассажиропотока из-за недостаточной продолжительности стоянки речных круизных судов в городе.

8. Недостаточное количество парковок и автобусных стоянок для туристского транспорта и туристских автобусов.

9. Неразвитая система велодоржек/велопарковок.

10. Недостаток санитарно-гигиенической инфраструктуры города (недостаток общественных туалетов).

11. Недостаточный уровень финансирования общественных пространств.

12. Низкая осведомленность о возможностях в Нижнем Новгороде, слабое продвижение Нижнего Новгорода на внутреннем и международном рынках туристских услуг.

Возможности

Угрозы

1. Развитие туристской инфраструктуры.

2. Увеличение туристского потока в рамках ежегодных событийных мероприятий.

3. Широкие возможности для проведения конгрессно-выставочных мероприятий.

4. Развитие системы городской пешеходной туристской навигации.

5. Развитие системы городского велопроката.

6. Использование водных ресурсов для создания привлекательных туристских продуктов.

7. Значительное увеличение числа туристов за счет расширения маркетинговой деятельности в России и за рубежом.

8. Формирование положительного имиджа города и увеличение въездного туристского потока, включение города в межрегиональные и международные туристские маршруты.

9. Включение в федеральные и региональные программы.

10. Увеличение количества туристов за счет открытия новых туристских аттракторов.

1. Конкуренция на рынке туристских услуг со стороны Москвы, Санкт-Петербурга, городов ПФО (Казань, Самара и др.), Центрального региона (Владимир, Кострома, Ярославль).

2. Снижение привлекательности города в связи с недостаточным продвижением на международном и внутреннем рынках туристских услуг.

3. Повышение стоимости туристских услуг ввиду повышения цен на энергоресурсы и теплоресурсы, продукты питания и пр.

4. Низкий уровень частных инвестиций в туризм.

5. Низкая активность туроператоров въездного туризма.

2.1.15. Туристско-информационное и сервисное обеспечение

На территории города Нижнего Новгорода работают 59 туроператоров (по состоянию на 15.11.2022), три туристско-информационных центра, около 300 квалифицированных гидов и экскурсоводов, в том числе 50 на иностранных языках. Реализуется проект «Карта гостя». Путеводители по городу на двух языках (русском и английском) бесплатно распространяются от стоек гостиниц при регистрации.

МАУ «Управление по туризму города Нижнего Новгорода» осуществляется информационное обеспечение продвижения нижегородского турпродукта и создание комфортной информационной среды, осуществляется поддержка официального туристического портала Нижнего Новгорода nn-grad.ru.

2.1.16. Транспортная инфраструктура

Нижний Новгород расположен в 423 км к востоку от Москвы и находится на пересечении международных транспортных коридоров «Запад – Восток», «Север – Юг», важных автомагистралей - трассы М-7, Р158 и трасс регионального значения: Р125, Р152 и Р159.

Город является крупным железнодорожным узлом, через который проходит пассажирский ход Транссибирской магистрали; крупным портом на водной магистрали (от Волго-Балтийского бассейна до Каспийского моря) и авиатранспортных магистралях, связывающих город со многими странами мира.

Город располагает международным аэропортом Нижний Новгород им. В.П. Чкалова, который является основным запасным аэродромом московского авиаузла. В 2015 году введен новый терминал аэропорта площадью 27,8 тыс. кв. м, с пропускной способностью более 1,5 млн чел./год. Терминал оборудован современной техникой для обеспечения безопасности; усовершенствована система навигации, установлены современные мультимедийные системы информации. Передовые технологические решения ставят нижегородскую воздушную гавань в один ряд с современными аэропортами мира.

В 2021 году в аэропорту Нижнего Новгорода обслужено рекордное количество пассажиров. По итогам года общий пассажиропоток воздушной гавани вырос на 31% по сравнению с «доковидным» 2019 годом и составил 1,48 миллиона человек. Из которых 1,1 миллиона - пассажиры внутрироссийских рейсов. Прирост в этом сегменте составил 42% к 2019 году.

Основной прирост пассажиропотока происходил за счет перелетов по внутренним воздушным линиям, минуя Москву. В 2021 году из Нижнего Новгорода выполнялись рейсы в рамках регулярной полетной программы по 23 направлениям в обход Москвы. Перелетами воспользовались более 626 тысяч пассажиров, выполнено 6,7 тысяч рейсов.

Нижегородский метрополитен насчитывает 15 станций; на территории города работают каршеринговые компании; в теплое время года функционируют речные трамваи, с 2021 года - СПК «Валдай 45Р».

Одной из главных городских достопримечательностей и популярным транспортным средством является канатная дорога, она считается самой длинной в Европе: ее длина составляет 3661 м с безопорным пролетом над водой в 861 м. Средняя скорость движения - 14-22 км/ч. Ежедневно она перевозит около 5 тысяч человек.

Среди основных мероприятий благотворно влияющих на туристический потенциал города, можно выделить следующие: запуск новой Комплексной транспортной схемы города, ввод в эксплуатацию платных муниципальных парковок, открытие дублера Борского моста, автостанции «Щербинки», транспортно-пересадочного узла «Канавинский», обновление состава пассажирского автотранспорта, программа модернизации трамвайного парка и открытие железнодорожного вокзала Нижний Новгород после реконструкции. Для удобства навигации по городу установлены остановочные павильоны с мультимедийным табло («умные остановки»).

Развитая транспортная инфраструктура, включающая в себя разветвленную сеть автомобильных дорог, в т.ч. федерального значения, международный аэропорт, межрегиональные автобусные маршруты, железнодорожный вокзал способствует развитию туристской привлекательности города.

Основными проблемами транспортной инфраструктуры, препятствующими формированию конкурентоспособной туристской индустрии и развитию автотуризма, являются:

недостаточное количество парковок и автобусных стоянок для туристского транспорта и туристских автобусов;

отсутствие зон для автотуристов (автокемпингов), недостаточный уровень развития придорожного сервиса;

высокая загруженность дорог по отдельным туристско-экскурсионным маршрутам и неудовлетворительное состояние дорожного покрытия.

2.1.17. Инфраструктура досуга и развлечений

Нижегородский цирк, зоопарк, контактные зоопарки, аквапарки, дельфинарий, 17 кинотеатров с современным оборудованием, 19 театров, филармония, консерватория, музеи, 18 торгово-развлекательных центров/моллов, ночные клубы, караоке-залы, батутные центры, картинг-поля, ледовые катки, станции велопроката и проката электросамокатов, парки аттракционов, двухэтажные экскурсионные автобусы «City Sightseeing», работающие по системе Hop-On Hop-Off, экскурсионные ретро-трамваи с аудиогидом и чат-ботом.

2.1.18. Инфраструктура размещения

Структура гостиничного бизнеса города Нижнего Новгорода представлена 152 гостиничными объектами с общим номерным фондом 5374 ед. (11 199 койкомест), включая 40 номеров, приспособленных для проживания людей с ограниченными возможностями. Крупнейшие гостиницы города: «Sheraton Nizhny Novgorod Kremlin»5*, «Парк-Отель Кулибин»5*, «Волна»4*, «Гранд Отель Ока»4*, Отель «Courtyard Nizhny Novgorod City Center»4*, «Александровский сад»4*, «Никитин»4*, «Маринс парк отель»4*, «Hampton by Hilton Nizhny Novgorod»3*, «AZIMUT»3*, «Ibis»3*, «Весна»2* и др.

В 2022 году в туристической части города открылся новый отель «История» (32 номера на 67 мест).

Большой популярностью среди гостей города пользуется сегмент мини-отелей и хостелов (более 30 ед.).

2.1.19. Инфраструктура питания

На территории города Нижнего Новгорода действует около 1500 объектов общественного питания - кафе и ресторанов, включая рестораны локальной Волжской кухни и традиционной русской кухни, а также аутентичные рестораны кухонь мира, крафтовые пивоварни.

В туристскую зону входит более 200 объектов. Большое количество объектов питания, принимающих туристов, представлено предприятиями сетевых компаний и другими.

2.1.20. Динамика туристских потоков

Отрасль «туризм» входит в пятерку наиболее динамично развивающихся отраслей экономики на мировом уровне и является одним из приоритетных направлений развития экономики Нижнего Новгорода. Ежегодные темпы прироста оборотов отрасли составляют не менее 5%.

Проведение таких мероприятий, как чемпионат мира по футболу 2018 года, празднование 150-летнего юбилея Максима Горького, ежегодные фестивали «Секреты мастеров» и «Горький fest», увеличили турпоток в Нижний Новгород в 2019 году на 16% по отношению к 2018 году, однако пандемия коронавирусной инфекции Covid 19 привела к снижению турпотока в 2020 году на 43% по отношению к 2019 году.

Мероприятия по празднованию 800-летия Нижнего Новгорода, музыкальный фестиваль «Столица закатов», статус Новогодней столицы России позволили увеличить турпоток в 2021 году на 96 %.

Наряду с этим отмечается низкий уровень притока иностранных туристов, что обусловлено внешнеполитической ситуацией и санкционным режимом в отношении Российской Федерации.

Тенденция восстановления туристского потока при целенаправленной маркетинговой политике в ближайшие годы будет иметь положительную динамику.

Таблица 1

Динамика туристского потока представлена в таблице:

Ед. изм.

Период (годы)

2017

2018

2019

2020

2021

Общее количество туристов (туристский поток), посетивших город Нижний Новгород, в том числе:

чел.

560 129

634 936

734 722

416 039

816 791

российских туристов

чел.

498 742

548 490

676 241

401 709

786 338

иностранных туристов

чел.

61 387

86 446

58 481

14 330

30 453

2.1.21. Туристский продукт города Нижнего Новгорода

Туристский продукт города Нижнего Новгорода представлен программами пребывания от 2-часовых обзорных экскурсий для пассажиров транзитных круизных судов и автобусных туров до 3-, 4-дневных программ пребывания (с культурно-познавательными и деловыми целями), с учетом посещения туристских центров области - 7-дневных программ пребывания. В сегменте культурно-познавательного туризма преобладают программы 1 - 3-дневного пребывания.

Туроператоры предлагают более 110 туристско-экскурсионных маршрутов по Нижнему Новгороду, в том числе межконфессиональный маршрут.

Большой популярностью пользуются костюмированные авторские экскурсии.

В 2019 году Нижний Новгород стал четвертым городом в России, где международная компания «City Sightseeing» организовала городские обзорные экскурсии на двухэтажных автобусах в формате Hop-On Hop-Off.

С 2021 года в Нижнем Новгороде работает проект «Фаролеро» - иммерсивные сити-экскурсии в формате театрализованного представления с эффектом погружения.

2.1.22. Характеристика потребительского спроса

Туристский поток в Нижний Новгород представлен в трех сегментах:

I сегмент - взрослые российские (и иностранные) туристы, которые посещают город с целью знакомства с историко-культурным наследием Нижнего Новгорода и посещения событийных мероприятий;

II сегмент - школьные группы, которые посещают город с целью знакомства с историко-культурным наследием Нижнего Новгорода (экскурсии) и посещения событийных мероприятий;

III сегмент - взрослые российские (и иностранные) туристы, которые посещают город с деловыми целями.

Наибольшей популярностью у туристов пользуется обзорная экскурсия по Нижнему Новгороду, включая музеи, а также поездки в один из городов Нижегородской области (Городец, Семенов, Дивеево и др.).

В качестве дополнительных услуг спросом пользуются речные прогулки на теплоходе, посещение ресторана с национальной кухней, культурные программы, отражающие местную историю и культуру.

Туристские потоки носят четко выраженный сезонный характер.

Для повышения туристской активности в «низкий сезон» необходимо улучшить информационное обеспечение клиентов о туристском потенциале города, а также активизировать и разнообразить проведение культурных событий, деловых и спортивных мероприятий.

Решением проблемы сезонности может стать развитие направления MICE-туризма, для чего необходимо обеспечить город необходимой инфраструктурой (прежде всего, строительство гостиничных комплексов с номерным фондом до 1000 единиц и конференц-залами различной вместимости, кроме того включающих доп.услуги, такие как СПА-центры, аренда авто, рестораны и т.д.).

2.1.23. Анализ конкурентной среды

На уровне субъекта Российской Федерации Нижний Новгород играет главную роль в развитии регионального туризма и занимает долю в объеме оказываемых отраслью «туризм» услуг более 50 %.

В Приволжском федеральном округе город Нижний Новгород занимает 2-е место после города Казани (по критерию - количество лиц, размещенных в коллективных средствах размещения). Среди конкурентов города в ЦФО – Кострома, Ярославль, Суздаль и другие города «Золотого кольца». Однако в последние годы Нижний Новгород становится все более популярным туристским направлением и стабильно занимает ведущие позиции на российском рынке туристских услуг.

Несмотря на большой туристский потенциал города Нижнего Новгорода и интерес к данному туристскому направлению у российских и иностранных туристов, сведения о городе во внешнем информационном поле отрывочны.

Выводы:

Нижний Новгород обладает значительным туристским потенциалом, вместе с тем развитие туристской отрасли осуществляется экстенсивно;

уровень благоустройства городской среды Нижнего Новгорода недостаточно высок, и необходима реновация некоторых исторических зон города;

развитие культурно-познавательного туризма в городе имеет сезонные ограничения, необходимо развивать и другие виды туризма для сбалансированности потоков;

бренд Нижнего Новгорода нуждается в интенсивном продвижении на рынках туристских услуг;

финансирование отрасли недостаточное для укрепления лидирующих позиций на рынке.

Вышеуказанные факторы обуславливают необходимость решения проблемы развития внутреннего и въездного туризма эффективными программными методами.

2.2. Цели и задачи Программы

Основная цель Программы - повышение туристской привлекательности города Нижнего Новгорода.

Программа ориентирована на создание конкурентоспособной туристской индустрии, увеличение туристско-экскурсионного потока на территорию города Нижнего Новгорода.

Приоритетными видами туризма являются: культурно-познавательный, круизный, событийный, деловой (в т.ч. научно-образовательный, промышленный, корпоративный, MICE), религиозный, спортивный, гастрономический, рекреационно-оздоровительный, социальный, детский, самодеятельный.

Достижение поставленной цели обеспечивается посредством решения следующих задач:

Задача 1. Предоставление населению туристско-информационных услуг.

Задача 2. Формирование туристского продукта, удовлетворяющего потребности российских и зарубежных туристов, включая создание конкурентоспособных туристских продуктов для организованных групп и индивидуальных туристов (приоритетные и новые для Нижнего Новгорода виды туризма), для бизнеса (конгрессно-деловой туризм), развитие инфраструктуры гостеприимства и эффективное продвижение туристских продуктов.

Немаловажную роль играют качественные кадры в сфере обслуживания и органах власти, поддержка предпринимательства в сфере туризма, эффективное управление и финансирование сектора туризма.

К окончанию реализации Программы «Развитие туризма на территории города Нижнего Новгорода» на 2023-2028 годы прогнозируется рост количества туристов, посетивших Нижний Новгород, до 1 064 282 человек.

Увеличение туристско-экскурсионного потока за счет роста внутреннего и въездного туризма в Нижний Новгород позволит увеличить объем оказываемых туристской индустрией города услуг до 1 395 045,656 тыс. рублей в 2028 году.

2.2.1. Механизмы реализации задач Программы

Задача 1. Предоставление населению туристско-информационных услуг.

В рамках реализации данной задачи МАУ «Управление по туризму города Нижнего Новгорода» предоставляется информация получателю услуги о туристском потенциале города Нижнего Новгорода (объекты показа, средства размещения, туристско-экскурсионные маршруты, возможности обучения и повышения квалификации в сфере туризма, справочная и аналитическая туристская информация).

Для оказания вышеуказанной услуги МАУ «Управление по туризму города Нижнего Новгорода» осуществляет:

проведение ежегодного комплексного мониторинга состояния и тенденций развития отрасли «туризм»;

ведение реестра субъектов туристской индустрии и туристских ресурсов города Нижнего Новгорода;

мониторинг информации (отзывов о Нижнем Новгороде) на сайтах отзывов;

проведение выборочных исследований среди гостей города о качестве продукта, состоянии туристских ресурсов;

контроль качества оказываемых коллективными средствами размещения услуг и выработка рекомендаций для субъектов по улучшению качества оказываемых услуг;

информационное обеспечение продвижения нижегородского турпродукта и создание комфортной информационной среды на официальном туристическом портале Нижнего Новгорода nn-grad.ru.

Оказание услуг осуществляется в порядке, установленном следующими нормативно-правовыми актами:

Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»;

Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

Закон Нижегородской области от 12.02.2008 № 8-З «О туристской деятельности на территории Нижегородской области»;

Положение о департаменте развития туризма и внешних связей администрации города Нижнего Новгорода, утвержденное постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 30.08.2022 № 4385.

Показателем качества оказываемой услуги является количество посещений (обращений) российских и иностранных граждан.

Реализация программных мероприятий осуществляется МАУ «Управление по туризму города Нижнего Новгорода».

Задача 2. Формирование туристского продукта, удовлетворяющего потребности российских и зарубежных туристов.

Проведение мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности туристского продукта и увеличение туристского потока в Нижний Новгород, включает в себя также создание конкурентоспособных туристских продуктов для организованных групп и индивидуальных туристов, для бизнеса (конгрессно-деловой туризм), развитие инфраструктуры гостеприимства и эффективное продвижение туристских продуктов.

Реализация поставленной задачи осуществляется путем проведения комплекса мер по формированию и продвижению туристского продукта, обеспечивающего позитивный имидж и узнаваемость города на рынке туристских услуг.

В рамках кампании по продвижению туристского потенциала планируется:

модернизация и продвижение туристского интернет-портала nn-grad.ru, перевод на иностранные языки, продвижение туристского потенциала города в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе в социальных сетях;

создание и прокат промо-материалов (в том числе видеороликов, VR/AR-презентаций, фото- и видео контента) о туристском потенциале города Нижнего Новгорода;

подготовка и издание рекламно-информационных материалов о туристском потенциале города Нижнего Новгорода, путеводителей, туристской карты, флаеров, сувенирной продукции с фирменной символикой;

размещение информации о туристском потенциале и событиях в городе в профессиональных туристских СМИ и СМИ, ориентированных на потребителя туристских услуг в России и за рубежом;

участие в крупных российских и зарубежных туристских выставках, бизнес-миссиях, конкурсах;

проведение презентаций туристского потенциала города Нижнего Новгорода и Workshop для туроператоров (в т.ч. круизных, для увеличения судозаходов), общественности в России и за рубежом;

проведение рекламных и информационных туров для представителей туроператоров и СМИ;

продвижение туристского бренда города Нижнего Новгорода на международном и российском рынках туруслуг;

обеспечение подготовки и работы городских волонтеров в рамках мероприятий туризма;

организация и проведение мероприятий в рамках развития событийного туризма, организация и проведение мероприятий по поддержке НХП.

Комплексное развитие туризма предполагает не только продвижение туристского потенциала города Нижнего Новгорода на международном и российском рынках туристских услуг, но и развитие туристской инфраструктуры.

В числе первоочередных мероприятий по развитию инфраструктуры:

совершенствование системы пешеходной туристской навигации, в т.ч. изготовление и установка уличных конструкций, табличек к объектам турпоказа, размещение информации на указателях, организация временных туристско-информационных пунктов в центре города;

создание новых центров притяжения туристов и их продвижение (в том числе приобретение оборудования для воспроизведения промо-материалов (в т.ч. VR/AR-презентаций) о городе и информирования туристов о возможных туристских маршрутах и достопримечательностях города, использование данного оборудования на российских и международных выставках в целях привлечения туристов);

организация новых парковок для туристского автотранспорта;

улучшение санитарно-гигиенической инфраструктуры города.

В целях повышения качества обслуживания и уровня сервиса индустрии гостеприимства необходимо осуществлять подготовку квалифицированных специалистов отрасли, в том числе переподготовку и повышение квалификации кадров.

2.3. Сроки и этапы реализации Программы

Программа реализуется в 1 этап. Сроки реализации: 2023-2028 годы.

2.4. Целевые индикаторы Программы

Таблица 2

Сведения о целевых индикаторах Программы

п/п

Наименование цели муниципальной программы, задачи, целевого индикатора

Ед.

изм.

Значение показателя целевого индикатора

2023 год

2024 год

2025

год

2026 год

2027 год

2028 год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Цель: Повышение туристской привлекательности города Нижнего Новгорода

1.

Общее количество туристов, посетивших город Нижний Новгород, в том числе:

чел.

820 965

869 629

918 292

966 955

1 015 619

1 064 282

российских

772 582

820 082

867 582

915 082

962 582

1 010 082

иностранных

48 382

49 546

50 710

51 873

53 037

54 200

Задача. Предоставление населению туристско-информационных услуг

2.

Доля граждан, оценивших качество туристско-информационных услуг на «хорошо» и «отлично»

%

100

100

100

100

100

100

Задача. Формирование туристского продукта, удовлетворяющего потребности российских и зарубежных туристов

3.

Объем платных туристских услуг

тыс. руб.

1107336,514

1164878,343

1222420,171

1279961,999

1337503,828

1395045,656

Таблица 3

Методика расчета целевых индикаторов Программы

№ п/п

Наименование показателя целевого индикатора

Единица измерения

НПА, определяющий методику расчета целевого индикатора

Расчет показателя целевого индикатора

Исходные данные для расчета значений показателя целевого индикатора

Формула расчета

Буквенное обозначение переменной в формуле расчета

Источник исходных данных

Метод сбора исходных данных

Периодичность сбора и срок представления исходных данных

1.

Общее количество туристов, посетивших город Нижний Новгород

Чел.

-

Нерасчетный

показатель

-

Государственная статистика

Форма №1-КСР (годовая) «Сведения о деятельности коллективного средства размещения», утвержденная приказом Федеральной службы государственной статистики от 30.07.2021 № 461

Годовая за отчетный период (приказ Федеральной службы государственной статистики от 30.07.2021 № 461)

2.

Доля граждан, оценивших качество туристско-информационных услуг на «хорошо» и «отлично»

%

-

-

-

Ведомственная статистика

Единовременное обследование (учет)

-

3.

Объем платных туристских услуг

Тыс.

руб.

-

Нерасчетный показатель

-

Государственная статистика

Форма № 1-турфирма (годовая) «Сведения о деятельности туристской фирмы», утвержденная приказом Федеральной службы государственной статистики от 30.07.2021 № 461)

Годовая за отчетный период

(приказ Федеральной службы государственной статистики от 30.07.2021 № 461)

2.5. Меры правового регулирования Программы

Таблица 4

Сведения об основных мерах правового регулирования

п/п

Вид правового акта

Основные положения

правового акта (суть)

Ответственный исполнитель, соисполнитель

Ожидаемые сроки принятия

1.

Постановление администрации города Нижнего Новгорода

Об утверждении Положения о департаменте развития туризма и внешних связей администрации города Нижнего Новгорода

Департамент развития туризма и внешних связей администрации города Нижнего Новгорода

По мере необходимости внесения изменений

2.

Постановление администрации города Нижнего Новгорода

Об утверждении муниципальной программы «Развитие туризма на территории города Нижнего Новгорода» на 2023-2028 годы

Департамент развития туризма и внешних связей администрации города Нижнего Новгорода

По мере необходимости внесения изменений

3.

Постановление администрации города Нижнего Новгорода

О согласовании проведения выставки-ярмарки изделий мастеров народных художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства «Секреты мастеров»

Департамент развития туризма и внешних связей администрации города Нижнего Новгорода

Ежегодно

Участие в реализации Программы муниципальных унитарных предприятий, хозяйственных обществ, акции, доли в уставном капитале которых принадлежат муниципальному образованию «город Нижний Новгород», общественных, научных и иных организаций не предусмотрено.

2.6. Обоснование объема финансовых ресурсов

Таблица 5

Ресурсное обеспечение

реализации программы за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода


п/п

Код основного мероприятия целевой статьи расходов

Наименование муниципальной программы, основного мероприятия

Ответственный исполнитель, соисполнитель

Расходы, руб.

2023 год

2024 год

2025 год

2026 год

2027 год

2028 год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Муниципальная программа «Развитие туризма на территории города Нижнего Новгорода» на 2023-2028 годы

Всего, в том числе:

234 861 767,08

45 550 100,00

45 550 100,00

50 633 375,53

52 543 584,77

54 530 202,39

Департамент развития туризма и внешних связей администрации города Нижнего Новгорода

120 618 972,64

45 550 100,00

45 550 100,00

50 633 375,53

52 543 584,77

54 530 202,39

1.

24П01

Обеспечение деятельности МАУ «Управление по туризму города Нижнего Новгорода»

Всего, в том числе:

24 825 660,00

26 050 100,00

26 050 100,00

28 389 031,00

29 460 043,72

30 573 896,96

Департамент развития туризма и внешних связей администрации города Нижнего Новгорода

24 825 660,00

26 050 100,00

26 050 100,00

28 389 031,00

29 460 043,72

30 573 896,96

2.

24П02

Проведение мероприятий по укреплению материально-технической базы (приобретение основных фондов)

Всего, в том числе:

2 861 760,20

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

Департамент развития туризма и внешних связей администрации города Нижнего Новгорода

2 861 760,20

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

3.

24П03

Проведение мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности туристического продукта и увеличение туристского потока в Нижний Новгород

Всего, в том числе:

18 525 000,00

19 500 000,00

19 500 000,00

22 244 344,53

23 083 541,05

23 956 305,43

Департамент развития туризма и внешних связей администрации города Нижнего Новгорода

18 525 000,00

19 500 000,00

19 500 000,00

22 244 344,53

23 083 541,05

23 956 305,43

4.

24ПJ1

Реализация Федерального проекта «Развитие туристической инфраструктуры»

Всего, в том числе:

188 649 346,88

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

Департамент развития туризма и внешних связей администрации города Нижнего Новгорода

74 406 552,44

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

Департамент культуры администрации города Нижнего Новгорода

46 480 000,00

Департамент благоустройства администрации города Нижнего Новгорода

15 476 280,00

Департамент градостроительного развития и архитектуры администрации города Нижнего Новгорода

17 102 330,00

Департамент транспорта и дорожного хозяйства администрации города Нижнего Новгорода

35 184 184,44

2.7. Анализ рисков реализации Программы

Важное значение для успешной реализации Программы имеет прогнозирование возможных рисков, связанных с достижением основной цели, решением задач Программы, оценка их масштабов и последствий, а также формирование системы мер по их предотвращению.

В рамках реализации Программы могут быть выделены следующие риски ее реализации.

Правовые риски

Правовые риски связаны с изменением законодательства, длительностью по формированию нормативной правовой базы, необходимой для эффективной реализации Программы. Это может привести к существенному увеличению планируемых сроков или изменению условий реализации мероприятий Программы.

Для минимизации воздействия данной группы рисков в рамках реализации Программы планируется:

на этапе разработки проектов документов привлекать к их обсуждению основные заинтересованные стороны, которые впоследствии должны принять участие в их согласовании;

проводить мониторинг планируемых изменений в законодательстве в сфере туризма.

Финансовые риски

Финансовые риски связаны с возникновением бюджетного дефицита и недостаточным вследствие этого уровнем бюджетного финансирования, секвестированием бюджетных расходов на сферу туризма, что может повлечь недофинансирование, сокращение или прекращение программных мероприятий.

Способами ограничения финансовых рисков выступают следующие меры:

ежегодное уточнение объемов финансовых средств, предусмотренных на реализацию мероприятий программы, в зависимости от достигнутых результатов;

определение приоритетов для первоочередного финансирования.

Макроэкономические риски

Макроэкономические риски связаны с возможностями ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, снижения темпов роста национальной экономики и уровня инвестиционной активности, высокой инфляцией, а также с кризисом банковской системы и возникновением бюджетного дефицита, что может вызвать снижение инвестиционной привлекательности сферы туризма, необоснованный рост стоимости услуг в сфере туризма.

Факторами, влияющими на покупательскую способность потенциальных туристов, также являются политическая обстановка и санитарно-эпидемиологические угрозы.

Кадровые риски

Кадровые риски обусловлены значительным дефицитом высококвалифицированных кадров в сфере туризма, что снижает эффективность работы организаций сферы туризма.

Снижение влияния данной группы рисков предполагается посредством обеспечения притока высококвалифицированных кадров и переподготовки (повышения квалификации) имеющихся специалистов.

Внешние факторы, негативно влияющие на реализацию Программы, и мероприятия по их снижению.

п/п

Внешние негативные факторы

Мероприятия по их снижению

1.

Отсутствие (или неполное)

финансирование мероприятий

Программы

Привлечение средств областного и федерального бюджетов

2.

Конкуренция со стороны как традиционных туристских регионов России - Санкт-

Петербурга, Москвы, городов «Золотого кольца», так и регионов ПФО

Усиление маркетинговой политики по продвижению нижегородского турпродукта на российском и международном рынках

3. В рамках настоящей Программы подпрограммы не реализуются

4. Оценка планируемой эффективности Программы

Общее управление Программой осуществляет департамент развития туризма и внешних связей администрации города Нижнего Новгорода в соответствии с перечнем мероприятий Программы.

В целях реализации мероприятий Программы и контроля достижения целевых показателей предусматривается:

система индикативного планирования и мониторинга показателей, направленных на оценку достижения цели и эффективности реализации Программы. Используемая система индикаторов устанавливает прогнозы по росту турпотока, росту объемов оказываемых услуг и т.п. Указанная работа будет проводиться совместно с органами статистики, высшими учебными заведениями и общественными объединениями в сфере туризма;

принцип открытости и доступности информационных ресурсов, включающих сведения о туристических ресурсах города, объектах индустрии туризма и смежных отраслей, что позволит отраслевым и территориальным органам администрации города, участникам рынка туризма использовать эти сведения в профессиональной деятельности. Туроператоры и турагенты смогут формировать новые маршруты, установить коммуникации с субъектами размещения, питания, транспортного обслуживания, экскурсионного сопровождения, торгово-развлекательного направления и другими.

Механизм реализации Программы основывается на положениях действующего законодательства Российской Федерации, Нижегородской области, а также на положениях стратегий долгосрочного развития Нижегородской области и города Нижнего Новгорода, нормативных правовых актов, связанных с реализацией социально-экономических программ, и представляет собой скоординированную по объему финансирования, срокам и исполнителям мероприятий систему, обеспечивающую достижение намеченных результатов.

Расходная часть Программы носит прогнозный характер, предполагает увеличение доходной части бюджета города Нижнего Новгорода и будет корректироваться в зависимости от объемов дополнительных доходов.

Комплексная оценка эффективности реализации Программы будет проводиться в соответствии с постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 16.04.2015 № 689 «Об утверждении методики оценки эффективности реализации муниципальных программ города Нижнего Новгорода».

31

5. План реализации

ПЛАН

реализации муниципальной программы «Развитие туризма на территории города Нижнего Новгорода»

на 2023-2028 годы на 2023 год

п/п

Код основного мероприятия целевой статьи расходов

Наименование подпрограммы, задачи, основного мероприятия, мероприятия

Ответственный за выполнение мероприятия

Срок

Показатели непосредственного результата реализации мероприятия (далее - ПНР)

Объемы финансового обеспечения, руб.

Начала реализации

Окончания реализации

Наименование ПНР

Ед. изм.

Значение

Собственные городские средства

Средства областного бюджета

Средства федерального бюджета

Прочие источники

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Всего по муниципальной программе «Развитие туризма на территории города Нижнего Новгорода»

48 129 020,20

7 469 309,88

179 263 437,00

0,00

Задача. Предоставление населению туристско-информационных услуг

27 687 420,20

0,00

0,00

0,00

1.

24П01

Обеспечение деятельности МАУ «Управление по туризму города Нижнего Новгорода»

24 825 660,00

0,00

0,00

0,00

1.1.

Обеспечение оказания информационно-консультационных услуг в сфере туризма

Департамент развития туризма и внешних связей администрации города Нижнего Новгорода

01.01.

2023

31.12.

2023

Количество посещений (обращений) российских и иностранных граждан

единиц

12000

24 825 660,00

0,00

0,00

0,00

2.

24П02

Проведение мероприятий по укреплению материально-технической базы (приобретение основных фондов)

2 861 760,20

0,00

0,00

0,00

Задача. Формирование туристического продукта, удовлетворяющего потребности российских и зарубежных туристов

20 441 600,00

7 469 309,88

179 263 437,00

0,00

3.

24П03

Проведение мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности туристического продукта и увеличение туристского потока в Нижний Новгород

18 525 000,00

0,00

0,00

0,00

3.1.

Модернизация и продвижение интернет-портала nn-grad.ru и прочих информационных ресурсов учреждения, в том числе социальных сетей

Департамент развития туризма и внешних связей администрации города Нижнего Новгорода

01.01.

2023

31.12.

2023

Количество размещенных информационных материалов

Гб

10

570 000,00

0,00

0,00

0,00

3.2.

Издание рекламно-информационных материалов о туристическом потенциале города Нижнего Новгорода

Департамент развития туризма и внешних связей администрации города Нижнего Новгорода

01.01.

2023

31.12.

2023

Количество выпущенных материалов

единиц

35000

1 330 000,00

0,00

0,00

0,00

3.3.

Создание роликов о туристическом потенциале города Нижнего Новгорода

Департамент развития туризма и внешних связей администрации города Нижнего Новгорода

01.01.

2023

31.12.

2023

Количество роликов

единиц

4

190 000,00

0,00

0,00

0,00

3.4.

Участие в конгрессно-выставочных мероприятиях, семинарах, воркшопах и т.п., в том числе международных

Департамент развития туризма и внешних связей администрации города Нижнего Новгорода

01.01.

2023

31.12.

2023

Количество мероприятий

единиц

2

0,00

0,00

0,00

0,00

3.5.

Организация и проведение туристских конкурсов, слетов, конференций и т.п.

Департамент развития туризма и внешних связей администрации города Нижнего Новгорода

01.01.

2023

31.12.

2023

Количество мероприятий

единиц

3

1 520 000,00

0,00

0,00

0,00

3.5.1.

Рекламно-информационные туры для представителей регионов России и городов-побратимов Нижнего Новгорода

Департамент развития туризма и внешних связей администрации города Нижнего Новгорода

01.01.

2023

31.12.

2023

Количество мероприятий

единиц

3

1 520 000,00

0,00

0,00

0,00

3.6.

Организация и проведение мероприятий в рамках развития событийного туризма (фестивалей, в том числе международных)

Департамент развития туризма и внешних связей администрации города Нижнего Новгорода

01.01.

2023

31.12.

2023

Количество мероприятий

единиц

11

8 027 500,00

0,00

0,00

0,00

3.6.1.

Цикл экскурсионных программ «Посмотри на Нижний»

Департамент развития туризма и внешних связей администрации города Нижнего Новгорода

01.01.

2023

31.12.

2023

Количество мероприятий

единиц

10

4 465 000,00

0,00

0,00

0,00

3.6.2.

Новогодняя Горьковская ярмарка

Департамент развития туризма и внешних связей администрации города Нижнего Новгорода

01.01.

2023

31.12.

2023

Количество мероприятий

единиц

1

3 562 500,00

0,00

0,00

0,00

3.7.

Организация и проведение мероприятий по поддержке НХП (в том числе организация и проведение фестиваля НХП «Секреты мастеров»)

Департамент развития туризма и внешних связей администрации города Нижнего Новгорода

01.01.

2023

31.12.

2023

Количество мероприятий

единиц

6

4 512 500,00

0,00

0,00

0,00

3.7.1.

Ярмарка изделий мастеров народных художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства «Секреты мастеров»

Департамент развития туризма и внешних связей администрации города Нижнего Новгорода

01.04.

2023

01.10.

2023

Количество мероприятий

единиц

2

1 900 000,00

0,00

0,00

0,00

3.7.2.

Анимационные программы в рамках проведения выставок-ярмарок изделий народных художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства

Департамент развития туризма и внешних связей администрации города Нижнего Новгорода

01.04.

2023

01.10.

2023

Количество мероприятий

единиц

3

1 662 500,00

0,00

0,00

0,00

3.7.3.

Международная выставка-ярмарка изделий народных художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства «Секреты мастеров»

Департамент развития туризма и внешних связей администрации города Нижнего Новгорода

16.08.

2023

20.08.

2023

Количество мероприятий

единиц

1

950 000,00

0,00

0,00

0,00

3.8.

Разработка и выпуск сувенирной продукции

Департамент развития туризма и внешних связей администрации города Нижнего Новгорода

01.01.

2023

31.12.

2023

Количество сувенирной продукции

единиц

3000

475 000,00

0,00

0,00

0,00

3.9.

Обеспечение подготовки и работы городских волонтеров в рамках мероприятий туризма

Департамент развития туризма и внешних связей администрации города Нижнего Новгорода

01.01.

2023

31.12.

2023

Количество мероприятий

единиц

0

0,00

0,00

0,00

0,00

3.10.

Организация деятельности туристического креативного арт-пространства на улице Кожевенная,10

Департамент развития туризма и внешних связей администрации города Нижнего Новгорода

01.01.

2023

31.12.

2023

Количество мероприятий

единиц

5

1 900 000,00

0,00

0,00

0,00

4.

24П

J1

Реализация Федерального проекта «Развитие туристической инфраструктуры» Создание туристского кода центра города

1 916 600,00

7 469 309,88

179 263 437,00

0,00

Департамент развития туризма и внешних связей администрации города Нижнего Новгорода (всего, в т.ч.):

1 870 459,94

2 901 443,71

69 634 648,79

0,00

4.1

Обустройство ориентирующих указателей, карт-схем, информационных конструкций и знаков для удобной пешеходной навигации российских и иностранных туристов, включая дизайн, производство и последующую установку, выполненные на основе общих принципов и выдержанные в едином графическом стиле в соответствии с утвержденным дизайном.

Департамент развития туризма и внешних связей администрации города Нижнего Новгорода

01.01.

2023

31.12.

2023

Количество элементов благоустройства

единиц

141

4 868,01

481 933,28

11 566 398,71

0,00

4.2

Оснащение площадок и мест проведения праздничных городских ярмарок, включая дизайн, производство и установку: Мобильный нестационарный торгово-ярмарочный павильон.

Департамент развития туризма и внешних связей администрации города Нижнего Новгорода

01.01.

2023

31.12.

2023

Количество элементов благоустройства

единиц

10

3 935,38

389 602,59

9 350 462,04

0,00

4.3

Обустройство фотозон и смотровых площадок, включая дизайн, производство и установку:

Фотопластикон (устройство для одновременной демонстрации стереоскопических изображений группе зрителей).

Департамент развития туризма и внешних связей администрации города Нижнего Новгорода

01.01.

2023

31.12.

2023

Количество элементов благоустройства

единиц

2

362,76

35 913,49

861 923,75

0,00

4.4

Обустройство фотозон и смотровых площадок, включая дизайн, производство и установку:

Панорамные стационарные бинокли.

Департамент развития туризма и внешних связей администрации города Нижнего Новгорода

01.01.

2023

31.12.

2023

Количество элементов благоустройства

единиц

5

371,57

36 785,14

882 843,29

0,00

4.5

Формирование комфортной для пешеходов и туристов городской среды, включая дизайн, производство и установку:

Арт-объекты, художественные формы, являющиеся отражением культуры, быта, колорита, присущих городу.

Департамент развития туризма и внешних связей администрации города Нижнего Новгорода

01.01.

2023

31.12.

2023

Количество элементов благоустройства

единиц

6

10 258,48

1 015 589,66

24 374 151,86

0,00

4.6

Устройство уличной инфраструктуры для комфортного и безопасного передвижения лиц с ограниченными возможностями, включая дизайн, производство и установку:

Тактильные макеты, оснащенные азбукой Брайля, для туристов и горожан.

Департамент развития туризма и внешних связей администрации города Нижнего Новгорода

01.01.

2023

31.12.

2023

Количество элементов благоустройства

единиц

12

9 511,31

941 619,55

22 598 869,14

0,00

4.7

Реализация федерального проекта «Развитие туристической инфраструктуры»

Департамент развития туризма и внешних связей администрации города Нижнего Новгорода

01.01.

2023

31.12.

2023

Количество элементов благоустройства

единиц

1 841 152,43

0,00

0,00

0,00

Департамент культуры администрации города Нижнего Новгорода (всего, в т.ч.):

18 772,21

1 858 449,11

44 602 778,68

0,00

4.8

Общественные санузлы (туалеты) нестационарного типа для туристов и горожан, выполненные в соответствии с единым утвержденным дизайн-кодом

Департамент культуры администрации города Нижнего Новгорода

01.01

.2023

31.12.

2023

Количество элементов благоустройства

единиц

8

14 733,44

1 458 610,66

35 006 655,9

4.9

Передвижные туалетные модули для туристов и горожан, выполненные в соответствии с единым утвержденным дизайн-кодом

Департамент культуры администрации города Нижнего Новгорода

Количество элементов благоустройства

единиц

2

4 038,77

399 838,45

9 596 122,78

0,00

4.10

Формирование комфортной для пешеходов и туристов городской среды в границах объектов озеленения, включая дизайн, производство (приобретение) и установку:

Малые архитектурные стационарные формы.

Департамент благоустройства администрации города Нижнего Новгорода

01.01.

2023

31.12.

2023

Количество элементов благоустройства

единиц

11

6 250,52

618 801,18

14 851 228,30

0,00

4.11

Формирование комфортной для пешеходов и туристов городской среды в границах полосы отвода автомобильных дорог, включая дизайн, производство (приобретение) и установку:

Малые архитектурные стационарные формы.

Департамент транспорта и дорожного хозяйства администрации города Нижнего Новгорода

01.01.

2023

31.12.

2023

Количество элементов благоустройства

единиц

1 614

14 210,09

1 406 798,97

33 763 175,38

0,00

4.12

Обустройство ориентирующих указателей, карт-схем, информационных конструкций и знаков для удобной пешеходной навигации российских и иностранных туристов, включая дизайн, производство и последующую установку, выполненные на основе общих принципов и выдержанные в едином графическом стиле в соответствии с утвержденным дизайном в части изготовления и установки аншлагов (указателей с наименованиями улиц и номерами домов по индивидуальным образцам на фасадах объектов)

Департамент градостроительного развития и архитектуры администрации города Нижнего Новгорода

01.01.

2023

31.12.

2023

Количество элементов благоустройства

единиц

1255

6 907,24

683 816,91

16 411 605,85

0,00