АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

29.12.2014      № 5493

Об утверждении Порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и Порядка проведения экспертизы муниципальных нормативных правовых актов

(в редакции постановлений администрации города Нижнего Новгорода от 05.04.2016 № 926, от 10.07.2019 № 2236, от 16.02.2021 № 556, от 24.05.2021 № 2120, от 28.12.2021 № 5997, от 14.02.2023 № 884, от 08.06.2023 № 3717)

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Нижегородской области от 03.09.2014 № 109-З «Об оценке регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов, экспертизе муниципальных нормативных правовых актов в Нижегородской области», ст. 54 Устава города Нижнего Новгорода администрация города Нижнего Новгорода постановляет:

1. Утвердить Порядок проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов согласно приложению № 1 к настоящему постановлению.

2. Утвердить Порядок проведения экспертизы муниципальных нормативных правовых актов согласно приложению № 2 к настоящему постановлению.

3. Определить департамент экономического развития администрации города Нижнего Новгорода отраслевым (функциональным) органом, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка проведения оценки регулирующего воздействия и проведением процедур экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, (далее – уполномоченный орган).

4. Управлению эксплуатации информационных систем и ресурсов администрации города Нижнего Новгорода (Макарова И.В.) обеспечить размещение документов, предусмотренных приложениями № 1 и № 2 к настоящему постановлению, на официальном сайте администрации города Нижнего Новгорода и в соответствующем разделе официального сайта Правительства Нижегородской области в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет».

5. Департаменту правового обеспечения администрации города Нижнего Новгорода (Филиппова Н.О.) обеспечить:

5.1. Размещение настоящего постановления на официальном сайте администрации города Нижнего Новгорода в сети Интернет.

5.2. Внесение изменений в Регламент администрации города Нижнего Новгорода, утвержденный постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 12.01.2012 № 114, и Положение о порядке подготовки и издания правовых актов администрации города Нижнего Новгорода, утвержденное распоряжением администрации города Нижнего Новгорода от 10.03.2021 № 164-р, в целях их приведения в соответствие с настоящим постановлением.

6. Департаменту экономического развития администрации города Нижнего Новгорода (Антипова М.Л.) ежегодно, не позднее 01 февраля года, следующего за отчетным, осуществлять подготовку доклада о развитии и результатах процедуры оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов, а также информации о результатах экспертизы муниципальных нормативных правовых актов в муниципальном образовании «городской округ город Нижний Новгород» и представлять их в министерство экономического развития и инвестиций Нижегородской области.

7. Установить, что настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2015, за исключением подпунктов 4.1, 4.2 пункта 4 и пункта 5, которые вступают в силу со дня подписания настоящего постановления.

8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации города Нижнего Новгорода Казачкову Н.В.

Исполняющий обязанности главы

администрации города

М.М.Холкина

Н.О.Филиппова

439 12 99

3

Приложение № 1

к постановлению администрации

города от 29.12.2014 № 5493

(в редакции постановлений администрации города Нижнего Новгорода от 05.04.2016 № 926, от 10.07.2019 № 2236, от 16.02.2021 № 556, от 16.02.2021 № 556, от 24.05.2021 № 2120, от 28.12.2021 № 5997, от 14.02.2023 № 884, от 08.06.2023 № 3717)

ПОРЯДОК

ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

ПРОЕКТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

1.Общие положения

1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Нижегородской области от 03.09.2014 № 109-З «Об оценке регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов, экспертизе муниципальных нормативных правовых актов в Нижегородской области», постановлением Правительства Нижегородской области от 16.10.2014 № 703 «Об утверждении Требований к порядку проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и порядку проведения экспертизы муниципальных нормативных правовых актов в Нижегородской области», приказом министерства экономического развития и инвестиций Нижегородской области от 27.03.2020 № 49 «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов», ст. 54 Устава города Нижнего Новгорода и определяет правила проведения оценки регулирующего воздействия (далее - ОРВ) проектов нормативных правовых актов администрации города Нижнего Новгорода, проектов нормативных правовых актов городской Думы города Нижнего Новгорода, вносимых главой города Нижнего Новгорода, устанавливающих новые или изменяющих ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязанности для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности (далее - проекты правовых актов), в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности и бюджета города Нижнего Новгорода.

1.2. Для целей настоящего Порядка применяются следующие понятия:

а) ОРВ - совокупность процедур анализа проблем и целей регулирования, выявления и оценки альтернативных вариантов решения проблем, а также определения связанных с ними выгод и издержек социальных групп (в том числе хозяйствующих субъектов, граждан и общества в целом), подвергающихся воздействию регулирования, для выбора наиболее эффективного варианта регулирования;

б) регулирующие органы - отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации города Нижнего Новгорода, осуществляющие подготовку проектов правовых актов;

в) уполномоченный орган – отраслевой (функциональный) орган администрации города Нижнего Новгорода, уполномоченный на осуществление контроля за соблюдением Порядка (департамент экономического развития администрации города Нижнего Новгорода);

г) участники публичных консультаций - физические и юридические лица, в том числе общественные объединения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, научно-экспертные организации.

1.3. Процедура ОРВ проводится в отношении проектов правовых актов, устанавливающих новые или изменяющих ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязанности для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, предусматривающих:

а) введение административных и иных обязанностей, запретов и ограничений для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению;

б) возникновение расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности;

в) возникновение расходов бюджета города Нижнего Новгорода.

1.4. Положения настоящего Порядка не распространяются на:

1.4.1. Регулирование цен (тарифов) на товары (услуги).

1.4.2. Проекты нормативных правовых актов городской Думы города Нижнего Новгорода:

1.4.2.1. Устанавливающие, изменяющие, приостанавливающие, отменяющие местные налоги и сборы.

1.4.2.2. Регулирующие бюджетные правоотношения.».

1.4.3. Проекты правовых актов:

1.4.3.1. Содержащие сведения, составляющие государственную тайну.

1.4.3.2. Содержащие сведения конфиденциального характера.

1.4.3.3. Принимаемые во исполнение актов высшей юридической силы.

1.4.4. Проекты нормативных правовых актов, разработанных в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на период действия режимов чрезвычайных ситуаций.

2. Особенности подготовки проекта правового акта,

устанавливающего новые или изменяющего ранее предусмотренные

муниципальными нормативными правовыми актами обязанности для

субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности

2.1. При подготовке проекта правового акта, устанавливающего новые или изменяющего ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязанности для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, регулирующий орган до направления проекта на согласование в порядке, установленном для подготовки и издания правовых актов администрации города Нижнего Новгорода:

2.1.1. Составляет пояснительную записку к проекту правового акта, в которой должны быть отражены следующие сведения по обоснованию эффективности его принятия:

2.1.1.1. Краткое описание предлагаемого регулирования.

2.1.1.2. Основание для проведения ОРВ (одно или несколько):

2.1.1.2.1. Наличие определенной проблемы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

2.1.1.2.2. Поступление неоднократных обращений граждан и организаций в органы местного самоуправления, свидетельствующих о наличии проблемы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

2.1.1.2.3. Поступление предложений от органов государственной власти, органов местного самоуправления.

2.1.1.3. Сведения о проблеме, на решение которой направлено предлагаемое регулирование, в том числе:

2.1.1.3.1. Причины (источники) возникновения проблемы в сфере регулирования.

2.1.1.3.2. Устойчивость проблемы во времени и отсутствие возможности ее устранения участниками соответствующих отношений самостоятельно (без дополнительного вмешательства).

2.1.1.3.3. Возможности устранения (минимизации негативного воздействия) проблемы, в том числе путем информирования участников соответствующих отношений, совершенствования правоприменительной практики, а также разработки, изменения или отмены муниципальных нормативных правовых актов.

2.1.1.3.4. Цели регулирования, направленные на устранение (минимизацию негативного воздействия) выявленной проблемы.

2.1.1.4. Сведения о проведении специального исследования данной проблемы (если таковое было проведено), в том числе о сформированной экспертной группе для проведения анализа данной проблемы.

2.1.1.5. Предварительная оценка выгод и издержек для социальных групп, а также оценка выгод и издержек сохранения действующего регулирования.

2.1.1.6. Краткое описание:

2.1.1.6.1. Предмета регулирования и социальных групп, на которые распространяется регулирование.

2.1.1.6.2. Проекта муниципального нормативного правового акта.

2.1.1.6.3. Оценок степени и сроков достижения цели регулирования.

2.1.1.6.4. Рисков недостижения целей регулирования, а также возможных негативных последствий от введения нового регулирования.

2.1.1.7. Описание реализации регулирования:

2.1.1.7.1. Кто будет отвечать за реализацию выбранного варианта, каким образом будет организована работа, какие для этого потребуются ресурсы.

2.1.1.7.2. Обоснование необходимости запрашиваемой информации, отсутствия дублирования информационных потоков, возможности рационализации информационного потока путем организации межведомственного взаимодействия и электронного документооборота.

2.1.1.7.3. Как будет обеспечиваться соблюдение установленных требований.

2.1.1.8. Наличие необходимости применения исключений по введению регулирования в отношении отдельных групп лиц с соответствующим обоснованием.

2.1.1.9. Оценка расходов бюджета города Нижнего Новгорода.

2.1.1.10. Описание обязанностей, которые предполагается возложить на субъекты предпринимательской и иной экономической деятельности предлагаемым правовым регулированием, и (или) описание предполагаемых изменений в содержании существующих обязанностей указанных субъектов.

2.1.1.11. Иные сведения, позволяющие оценить обоснованность предлагаемого регулирования.

2.1.2. Проводит процедуры ОРВ проекта правового акта.

3. Порядок проведения публичных консультаций

3.1. В рамках проведения ОРВ проекта правового акта проводятся публичные консультации, в ходе которых производится оценка отношения социальных групп к предлагаемой проектом правового акта модели урегулирования выявленной проблемы, соответствия представленного проекта правового акта заявленным целям, воздействия предлагаемого проектом правового акта регулирования на действующих и потенциальных адресатов регулирования.

3.2. Для проведения публичных консультаций регулирующий орган размещает на официальном сайте администрации города Нижнего Новгорода и в соответствующем разделе официального сайта Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - официальные сайты) уведомление о проведении публичных консультаций по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку, к которому прилагается проект правового акта и пояснительная записка, подготовленная в соответствии с подпунктом 2.1.1 настоящего Порядка.

3.3. Уведомление о проведении публичных консультаций должно содержать перечень вопросов, обсуждаемых в ходе публичных консультаций, в виде опросного листа (приложение № 2 к настоящему Порядку).

3.4. Исключен постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 14.02.2023 № 884.

3.5. Срок проведения публичных консультаций составляет 30 календарных дней со дня размещения на официальных сайтах уведомления об их проведении.

3.51. Срок проведения публичных консультаций по проектам муниципальных нормативных правовых актов, разрабатываемых в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Нижегородской области, предусматривающими предоставление финансовых мер поддержки за счет средств федерального бюджета производителям товаров, работ и услуг – 15 календарных дней.

3.6. Публичные консультации проводятся путем сбора мнений их участников посредством электронной почты, получения мнений на бумажном носителе информации, опроса бизнес- и экспертных сообществ, интернет-опросов, а также в форме проведения совещаний с заинтересованными сторонами.

3.7. По окончании публичных консультаций регулирующий орган в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока их проведения:

3.7.1. Проводит анализ информации, полученной в ходе проведения публичных консультаций, с учетом:

3.7.1.1. Исключения информации, не относящейся к предмету публичных консультаций.

3.7.1.2. Анализа доказательной базы полученных мнений участников публичных консультаций.

3.7.1.3. Рассмотрения на экспертной группе (в случае ее создания) возможности принятия мнений, полученных по результатам публичных консультаций.

3.7.1.4. Структурирования информации, полученной в ходе публичных консультаций.

3.7.2. Составляет отчет о проведении публичных консультаций по форме согласно приложению № 3 к настоящему Порядку с указанием формы проведения публичных консультаций, поименного списка участников публичных консультаций и свода замечаний и предложений по результатам публичных консультаций, в котором отражаются все мнения участников публичных консультаций.

3.8. При составлении свода замечаний и предложений по результатам публичных консультаций регулирующий орган указывает, каким образом замечание (предложение) было учтено (при учете замечания и (или) предложения) или причину, по которой замечание и (или) предложение было отклонено (при отклонении замечания и (или) предложения).

3.9. Учету подлежат позиции участников публичных консультаций относительно положений проекта правового акта, которыми изменяется содержание прав и обязанностей субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, изменяется содержание или порядок реализации полномочий органов местного самоуправления в отношениях с субъектами предпринимательской и иной экономической деятельности, а также относительно возможных последствий введения нового правового регулирования.

3.10. Регулирующий орган в течение 1 рабочего дня после составления отчета о проведении публичных консультаций размещает его на официальных сайтах.

4. Подготовка заключения об ОРВ

4.1. По результатам оценки проекта правового акта регулирующий орган в течение 5 рабочих дней после составления отчета о проведении публичных консультаций осуществляет подготовку заключения об ОРВ по форме согласно приложению № 4 к настоящему Порядку.

4.2. При подготовке заключения об ОРВ подлежат учету рекомендации, предусмотренные п.4.2 Методических рекомендаций по проведению оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, утвержденных приказом министерства экономического развития и инвестиций Нижегородской области от 27.03.2020 № 49.

4.3. Регулирующий орган в течение 1 рабочего дня после составления заключения об ОРВ размещает его на официальных сайтах.

5. Подготовка экспертного заключения уполномоченным органом

5.1. Заключение об ОРВ с приложением проекта правового акта, пояснительной записки к нему и отчета о проведении публичных консультаций регулирующий орган в течение 1 рабочего дня после составления направляет в уполномоченный орган.

5.2. Уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней с даты поступления документов, указанных в п.5.1 настоящего Порядка:

5.2.1. Рассматривает поступившие документы на предмет:

5.2.1.1. Соблюдения порядка проведения ОРВ.

5.2.1.2. Наличия в пояснительной записке к проекту правового акта сведений, определенных в п.п.2.1.1 настоящего Порядка.

5.2.2. Составляет экспертное заключение об оценке проекта правового акта по форме согласно приложению № 5 к настоящему Порядку, размещает его на официальных сайтах и направляет в регулирующий орган.

5.3. В случае получения отрицательного экспертного заключения регулирующий орган в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты поступления заключения, обеспечивает устранение изложенных в нем замечаний и повторно направляет заключение в уполномоченный орган для подготовки экспертного заключения.

5.4. В случае если уполномоченным органом выявлено нарушение порядка проведения публичных консультаций, проект правового акта подлежит повторной процедуре проведения публичных консультаций в порядке и в сроки, установленные разделом 3 настоящего Порядка.

5.5. В случае несогласия регулирующего органа с полученным заключением возникшие разногласия разрешаются в порядке, установленном разделом 6 настоящего Порядка.

5.6. В случае получения регулирующим органом положительного экспертного заключения уполномоченного органа, регулирующий орган направляет проект правового акта на согласование в порядке, установленном для подготовки и издания правовых актов администрации города Нижнего Новгорода.

6. Порядок разрешения разногласий, возникающих

по результатам проведения ОРВ

6.1. Регулирующий орган, в случае получения отрицательного экспертного заключения и несогласия с изложенными в нем выводами, вправе в течение 10 рабочих дней с даты получения заключения представить в уполномоченный орган свои возражения в письменном виде.

6.2. Уполномоченный орган в течение 7 рабочих дней после получения возражений на отрицательное экспертное заключение (отдельные положения отрицательного экспертного заключения) рассматривает их и в письменной форме уведомляет регулирующий орган о согласии/несогласии с возражениями на отрицательное экспертное заключение (отдельные положения отрицательного экспертного заключения).

6.3. В случае несогласия с возражениями регулирующего органа на отрицательное экспертное заключение (отдельные положения отрицательного экспертного заключения) уполномоченный орган в пределах установленного п.6.2 настоящего Порядка срока оформляет таблицу разногласий к экспертному заключению по форме согласно приложению № 6 к настоящему Порядку и направляет её в регулирующий орган.

6.4. Разрешение разногласий, возникающих по результатам проведения ОРВ, в случае несогласия уполномоченного органа с представленными возражениями регулирующего органа и недостижения договорённости по представленным возражениям, осуществляется на совещании у главы города Нижнего Новгорода с участием заинтересованных лиц, где принимается окончательное решение. Указанное совещание организует и проводит регулирующий орган в срок не позднее 15 рабочих дней после получения уведомления уполномоченного органа о несогласии с возражениями на отрицательное экспертное заключение (отдельные положения отрицательного экспертного заключения).

6.5. В целях организации совещания регулирующий орган уведомляет главу города Нижнего Новгорода о наличии разногласий по результатам проведения ОРВ и о необходимости разрешения указанных разногласий с предложением списка заинтересованных  лиц, с целью поиска оптимального решения.

6.6. Глава города Нижнего Новгорода определяет время и место проведения совещания, а также утверждает список заинтересованных лиц, приглашаемых для разрешения разногласий, возникающих по результатам проведения ОРВ.

6.7. Регулирующий орган извещает всех заинтересованных лиц по списку о дате, времени и месте проведения совещания не позднее чем за 5 рабочих дней до дня его проведения.

6.8. В случае необходимости регулирующий орган привлекает независимых экспертов для разрешения разногласий, возникающих по результатам проведения ОРВ, с обязательным присутствием их на совещании.

6.9. Принимаемые на совещании решения оформляются протоколом. Протокол должен быть составлен регулирующим органом не позднее 5 рабочих дней с даты проведения совещания и направлен всем участникам совещания.

6.10. Решение, принятое по результатам рассмотрения разногласий, является обязательным для регулирующего и уполномоченного органов.


Приложение № 1

к Порядку проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов

Уведомление о проведении публичных консультаций

Настоящим ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(наименование отраслевого (функционального) или территориального органа администрации)

уведомляет о проведении публичных консультаций в целях оценки регулирующего воздействия проекта муниципального нормативного правового акта

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

(наименование проекта муниципального нормативного правового акта)

Сроки проведения публичных консультаций:

«__» ______________ 20__ года – «__» _______________ 20__ года

Способ направления участниками публичных консультаций своих предложения и замечаний:

предложения и замечания направляются в электронном виде на адрес: _______________________________________________________________________,

(адрес электронной почты ответственного сотрудника)

или на бумажном носителе по адресу: _______________________________________

_______________________________________________________________________.

Контактное лицо по вопросам публичных консультаций:

________________________________________________________________________

(Ф.И.О. ответственного сотрудника, должность)

рабочий телефон: ___________________

график работы: с _______ до _______ по рабочим дням

Прилагаемые к уведомлению материалы:

1. проект акта;

2. пояснительная записка к проекту акта;

3. опросный лист для проведения публичных консультаций.

Приложение № 2

к Порядку проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов

Опросный лист для проведения публичных консультаций

__________________________________________________________________

(наименование проекта муниципального нормативного правового акта)

Контактная информация об участнике публичных консультаций:

Наименование участника: _________________________________________________

________________________________________________________________________

Сфера деятельности участника:_____________________________________________

________________________________________________________________________

Ф.И.О. контактного лица: _________________________________________________

Номер контактного телефона: ______________________________________________

Адрес электронной почты: ________________________________________________

Перечень вопросов,

обсуждаемых в ходе проведения публичных консультаций

1. На решение какой проблемы, на Ваш взгляд, направлено данное правовое регулирование? Актуальна ли данная проблема сегодня?

2. Насколько корректно разработчик обосновал необходимость правового вмешательства? Насколько цель данного правового регулирования соотносится с проблемой, на решение которой оно направлено? Достигает ли, на Ваш взгляд, данное правовое регулирование тех целей, на которые оно направлено?

3. Является ли выбранный вариант решения проблемы оптимальным (в том числе с точки зрения выгод и издержек для общества в целом)? Существуют ли иные варианты достижения заявленных целей правового регулирования? Если да, выделите те из них, которые, по Вашему мнению, были бы менее затратны и/или более эффективны?

4. Каких, по Вашей оценке, субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности затрагивает данное правовое регулирование (по видам субъектов, по отраслям, по количеству таких субъектов в Вашем районе или городе и прочее)?

5. Влияет ли данное правовое регулирование на конкурентную среду в отрасли? Если да, то как? Приведите, по возможности, количественные оценки.

6. Оцените, насколько полно и точно отражены обязанности, ответственность субъектов правового регулирования, а также насколько понятно прописаны административные процедуры, реализуемые ответственными органами местного самоуправления (их структурными подразделениями; подведомственными муниципальными учреждениями), насколько точно и недвусмысленно прописаны властные функции и полномочия? Считаете ли Вы, что данные нормы не соответствуют или противоречат иным действующим нормативным правовым актам? Если да, укажите такие нормы и нормативные правовые акты.

7. Существуют ли в данном правовом регулировании положения, которые необоснованно затрудняют ведение предпринимательской и иной экономической деятельности? Приведите обоснования по каждому указанному положению, дополнительно определив:

имеется ли смысловое противоречие с целями правового регулирования или существующей проблемой либо положение не способствует достижению целей регулирования;

имеются ли технические ошибки;

приводит ли исполнение положений правового регулирования к возникновению избыточных обязанностей субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, необоснованному существенному росту отдельных видов затрат или появлению новых необоснованных видов затрат;

устанавливается ли положением необоснованное ограничение выбора субъектами предпринимательской и иной экономической деятельности существующих или возможных поставщиков, или потребителей;

создает ли исполнение положений правового регулирования существенные риски ведения предпринимательской и иной экономической деятельности, способствует ли возникновению необоснованных прав органов местного самоуправления и должностных лиц, допускает ли возможность избирательного применения норм;

приводит ли к невозможности совершения законных действий субъектами предпринимательской и иной экономической деятельности (например, в связи с отсутствием требуемой правовым регулированием инфраструктуры, организационных или технических условий, технологий), вводит ли неоптимальный режим осуществления операционной деятельности;

соответствует ли обычаям деловой практики, сложившейся в отрасли?

8. К каким последствиям может привести правовое регулирование в части невозможности исполнения субъектами предпринимательской и иной экономической деятельности дополнительных обязанностей, возникновения избыточных административных и иных ограничений и обязанностей для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности? Приведите конкретные примеры.

9. Оцените издержки/упущенную выгоду (прямого, административного характера) субъектами предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающие при введении данного регулирования.

Отдельно укажите временные издержки, которые несут субъекты предпринимательской и иной экономической деятельности вследствие необходимости соблюдения административных процедур, предусмотренных данным правовым регулированием. Какие из указанных издержек Вы считаете избыточными/бесполезными и почему? Если возможно, оцените затраты по выполнению требований количественно (в часах рабочего времени, в денежном эквиваленте и прочее).

10. Какие, на Ваш взгляд, возникают проблемы и трудности с контролем соблюдения требований и норм данного муниципального нормативного акта? Является ли данное правовое регулирование недискриминационным по отношению ко всем его адресатам, то есть все ли адресаты правового регулирования находятся в одинаковых условиях после его введения?

Иные предложения и замечания, которые, по Вашему мнению, целесообразно учесть в рамках оценки муниципального нормативного правового акта.

Приложение № 3

к Порядку проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов

Отчет о проведении публичных консультаций

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(наименование отраслевого (функционального) или территориального органа администрации)

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

(наименование проекта муниципального нормативного правового акта)

1. Срок проведения публичных консультаций:

«__» ______________ 20__ года – «__» _______________ 20__ года

2. Проведенные формы публичных консультаций:

п/п

Наименование формы

публичных консультаций

Сроки

проведения

Общее количество участников

3. Список участников публичных консультаций:

1._____________________________________________________________

(наименование участника публичных консультаций)

2._____________________________________________________________

(наименование участника публичных консультаций)

4. Свод замечаний и предложений по результатам публичных консультаций

п/п

Замечания и (или) предложения

Автор замечаний и (или) предложений (участник публичных консультаций)

Комментарий (позиция) регулирующего органа

________________________________________________________________________

(подпись руководителя отраслевого (функционального) или территориального органа администрации)

Приложение № 4

к Порядку проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов

Заключение об оценке проекта муниципального нормативного правового акта

1. Общие сведения:

Наименование отраслевого (функционального) или территориального органа администрции:___________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наименование регулирующего акта: ________________________________________

________________________________________________________________________

2. Описание существующей проблемы:

Причины вмешательства (На решение какой проблемы направлено рассматриваемое регулирование?): __________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Цель введения акта: ______________________________________________________

Риски, связанные с текущей ситуацией:________________________________ ________________________________________________________________________

Последствия, если никаких действий не будет предпринято: ____________________

________________________________________________________________________

Социальные группы, экономические сектора или территории, на которые оказывается воздействие:_______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Цели регулирования:

Основные цели регулирования: _______________________________________ ________________________________________________________________________

Обоснование неэффективности действующего в рассматриваемой сфере

регулирования:__________________________________________________________ _______________________________________________________________________

4. Возможные варианты достижения поставленной цели:

Невмешательство:________________________________________________________

Совершенствование применения существующего регулирования:________________

________________________________________________________________________

Саморегулирование:______________________________________________________

Прямое регулирование:____________________________________________________

________________________________________________________________________

Какие инструменты могут быть использованы для достижения поставленной

цели?:__________________________________________________________________

Качественное описание и количественная оценка соответствующего воздействия (если возможно): _________________________________________________________

________________________________________________________________________

5. Публичные консультации:

Стороны, с которыми были проведены консультации: _________________________

_______________________________________________________________________

Основные результаты консультаций: ________________________________________

________________________________________________________________________

6. Рекомендуемый вариант регулирующего решения:

Описание выбранного варианта (принятие новых муниципальных нормативных правовых актов, признание утратившими силу муниципальных нормативных правовых актов, внесение изменений в муниципальные нормативные правовые акты, сохранение действующего режима регулирования): _____________________________

________________________________________________________________________

Ожидаемые выгоды и издержки от реализации выбранного варианта: ________________________________________________________________________

Необходимые меры, позволяющие минимизировать негативные последствия применения соответствующего варианта:________________________________________

________________________________________________________________________

Период воздействия ______________________________________________________

(кратко-, средне- или долгосрочный)

Описание воздействия вводимого регулирования на состояние конкуренции в муниципальном образовании городской округ город Нижний Новгород в регулируемой сфере деятельности: ________________________________________

7. Информация об исполнителях: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Ф.И.О, телефон, адрес электронной почты исполнителя)

________________________________________________________________________

(подпись руководителя отраслевого (функционального) или территориального органа администрации)

Приложение № 5

к Порядку проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов

Экспертное заключение об оценке проекта

муниципального нормативного правового акта

1. Общие сведения:

Уполномоченный орган:

_______________________________________________________________________

Наименование отраслевого (функционального) или территориального органа администрации, проводившего оценку проекта правового акта:____________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Наименование регулирующего акта: ________________________________________

_______________________________________________________________________

2. Замечания по проведенной оценке

К процедурам оценки: ____________________________________________________

________________________________________________________________________

3. Выводы:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Информация об исполнителе: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Ф.И.О, телефон, адрес электронной почты исполнителя)

__________________________________________________________________

(подпись руководителя уполномоченного органа)

Приложение № 6

к Порядку проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов

Таблица разногласий к экспертному заключению
__________________________________________________________________

(наименование и реквизиты экспертного заключения)

 

п/п

Замечания и предложения уполномоченного органа

Обоснование несогласия регулирующего органа с замечаниями
и предложениями уполномоченного органа  

Мотивированное обоснование несогласия уполномоченного органа
с возражениями регулирующего органа

 

 

 

 

 


_____________________________________________________________________________________

(подпись руководителя уполномоченного органа)


Приложение № 2

к постановлению администрации

города от 29.12.2014 № 5493

(в редакции постановлений администрации города Нижнего Новгорода от 10.07.2019 № 2236, от 16.02.2021 № 556, от 28.12.2021 № 5997, от 14.02.2023 № 884)

ПОРЯДОК

ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ

НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Нижегородской области от 03.09.2014 № 109-З «Об оценке регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов, экспертизе муниципальных нормативных правовых актов в Нижегородской области», постановлением Правительства Нижегородской области от 16.10.2014 № 703 «Об утверждении Требований к порядку проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и порядку проведения экспертизы муниципальных нормативных правовых актов в Нижегородской области», приказом министерства экономического развития и инвестиций Нижегородской области от 7.03.2020 № 49 «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов», ст. 54 Устава города Нижнего Новгорода и определяет правила проведения экспертизы нормативных правовых актов администрации города Нижнего Новгорода (далее – правовые акты), затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (далее - экспертиза), в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности.

1.2. Для целей настоящего Порядка применяются следующие понятия:

а) экспертиза правового акта – оценка фактического воздействия правового акта, направленная на сопоставительный анализ оценочных данных о возможном воздействии и данных о фактическом воздействии регулирования;

б) регулирующие органы - отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации города Нижнего Новгорода, являющиеся разработчиками правовых актов;

в) уполномоченный орган - отраслевой (функциональный) орган администрации города Нижнего Новгорода, уполномоченный на осуществление контроля за проведением процедур экспертизы правовых актов (департамент экономического развития администрации города Нижнего Новгорода);

г) участники публичных консультаций - физические и юридические лица, в том числе общественные объединения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, научно-экспертные организации.

1.3. Экспертиза проводится в отношении результативности (достижения изначально поставленных целей) и эффективности (оправданности с точки зрения выгод и издержек социальных групп) регулирования с целью пересмотра, внесения изменений, отмены правового акта, по проекту которого проводилась оценка регулирующего воздействия.

1.4. Положения настоящего Порядка не распространяются на:

1.4.1. Регулирование цен (тарифов) на товары (услуги).

1.4.2. Правовые акты:

1.4.2.1. По которым приняты бюджетные обязательства.

1.4.2.2. Содержащие сведения, составляющие государственную тайну.

1.4.2.3. Содержащие сведения конфиденциального характера.

1.4.2.4. Принимаемые во исполнение актов высшей юридической силы.

1.4.2.5. Нормативные правовые акты, разработанные в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на период действия режимов чрезвычайных ситуаций.

2. Порядок проведения экспертизы

2.1. Экспертиза проводится регулирующим органом на основании предложений о проведении экспертизы, содержащих сведения, указывающие, что положения правового акта могут создавать условия, необоснованно затрудняющие осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности (далее - предложения), направленных в регулирующий орган органами государственной власти, органами местного самоуправления, научно-исследовательскими, общественными и иными организациями, субъектами предпринимательской и иной экономической деятельности, их ассоциациями и союзами, а также иными заинтересованными лицами.

2.2. Срок проведения публичных консультаций 30 календарных дней.

2.3. Экспертиза правового акта осуществляется регулирующим органом путем сопоставления данных заключения об оценке регулирующего воздействия проекта правового акта, подготовленного на стадии его разработки, с фактическими результатами его применения для определения степени достижения цели регулирования.

2.4. В рамках экспертизы возможно использование официальной статистической информации, данных ведомственной статистики, результатов социологических исследований, в том числе опросов, совещаний экспертных групп, экспертных оценок, а также иных методов, позволяющих сопоставить прогнозировавшиеся при разработке проекта правового акта значения выгод и издержек социальных групп с фактическими данными, а также определить степень достижения целей регулирования.

2.41. Публичные консультации по экспертизе проводятся по процедуре, аналогичной описанной в разделе 3 Порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов. Форма уведомления о проведении публичных консультаций по экспертизе приведена в приложении № 1 к настоящему Порядку. Форма опросного листа для проведения публичных консультаций по экспертизе с перечнем вопросов, обсуждаемых в ходе проведения публичных консультаций по экспертизе, приведена в приложении № 2 к настоящему Порядку.

2.5. Результаты экспертизы акта отражаются регулирующим органом в заключении об экспертизе акта, в соответствии с приложением № 3 к настоящему Порядку, которое готовится в течение 5 рабочих дней со дня окончания проведения публичных консультаций.

2.51. В заключении отражаются все мнения участников публичных консультаций, за исключением информации, не относящейся к предмету публичных консультаций. При составлении заключения регулирующий орган указывает, каким образом замечание (предложение) было учтено (при учете замечания и (или) предложения) или причину, по которой замечание и (или) предложение было отклонено (при отклонении замечания и (или) предложения).

2.6. Регулирующий орган в течение 1 рабочего дня после составления заключения размещает его на официальном сайте администрации города Нижнего Новгорода и в соответствующем разделе официального сайта Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - официальные сайты) и направляет его в уполномоченный орган.

3. Подготовка экспертного заключения уполномоченным органом

3.1. Исключен постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 14.02.2023 № 884.

3.2. Уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней с даты поступления заключения об экспертизе рассматривает его на предмет соблюдения порядка проведения экспертизы, составляет экспертное заключение по форме согласно приложению № 4 к настоящему Порядку, размещает его на официальных сайтах и направляет в регулирующий орган.

3.3. В случае получения отрицательного экспертного заключения регулирующий орган в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты поступления заключения, обеспечивает устранение изложенных в нем замечаний и повторно направляет заключение об экспертизе в уполномоченный орган для подготовки экспертного заключения.

3.4. В случае несогласия регулирующего органа с полученным заключением возникшие разногласия разрешаются в порядке, установленном разделом 6 Порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов.

3.5. В случае если по итогам проведения экспертизы правового акта регулирующим органом выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению; способствующие возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности и бюджета города Нижнего Новгорода; необоснованно затрудняющие осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности, регулирующий орган обеспечивает отмену или изменение данного правового акта в порядке, установленном правовыми актами администрации города Нижнего Новгорода, и письменно уведомляет об этом уполномоченный орган.

3.6. Регулирующие органы ежегодно, не позднее 20 января года, следующего за отчетным, подготавливает информацию о результатах экспертизы правовых актов и направляют ее в уполномоченный орган для обобщения.

Приложение № 1

к Порядку проведения экспертизы муниципальных

нормативных правовых актов

Уведомление

о проведении публичных консультаций по экспертизе

Настоящим______________________________________________________________

(наименование функционального (отраслевого) или территориального органа администрации)

уведомляет о проведении публичных консультаций в целях экспертизы муниципального нормативного правового акта

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(реквизиты муниципального нормативного правового акта)

Сроки проведения публичных консультаций:

«__» ______________ 20__ года – «__» _______________ 20__ года

Способ направления участниками публичных консультаций своих предложения и замечаний:

предложения и замечания направляются в электронном виде на адрес:___________________________________________________________________,

(адрес электронной почты ответственного сотрудника)

или на бумажном носителе по адресу: _______________________________________.

Контактное лицо по вопросам публичных консультаций: _________________________________________________________________________

(Ф.И.О. ответственного сотрудника, должность)

рабочий телефон: ___________________

график работы: с _______ до _______ по рабочим дням

Прилагаемые к уведомлению материалы:

1. опросный лист для проведения публичных консультаций.


Приложение № 2

к Порядку проведения экспертизы муниципальных

нормативных правовых актов

Опросный лист

для проведения публичных консультаций по экспертизе

_______________________________________________________________________

(реквизиты муниципального нормативного правового акта)

Контактная информация об участнике публичных консультаций:

Наименование участника: ________________________________________________

_______________________________________________________________________

Сфера деятельности участника:____________________________________________

_______________________________________________________________________

Ф.И.О. контактного лица: _________________________________________________

Номер контактного телефона: _____________________________________________

Адрес электронной почты: ________________________________________________

Перечень

вопросов, обсуждаемых в ходе проведения публичных консультаций

1.Решена проблема, в соответствии с которой разрабатывался нормативный правовой акт?

2. Достигнуты цели правового регулирования? (В случае недостижения целей представить обоснование, подкрепленное законодательством Российской Федерации, расчетами и иными материалами).

3. Имеются (отсутствуют) фактические отрицательные последствия правового регулирования в сравнении с прогнозными показателями? (При наличии указанных последствий приводится анализ их причин).

4. Имеются (отсутствуют) фактические положительные последствия правового регулирования в сравнении с прогнозными показателями? (При наличии указанных последствий приводится анализ их причин).

5. Имеются (отсутствуют) предложения:

1) о признании утратившим силу нормативного правового акта (при наличии - представить обоснование, подкрепленное ссылками на нормы законодательства Российской Федерации, расчетами и иными материалами);

2) об изменении нормативного правового акта (представить обоснование, подкрепленное ссылками на нормы законодательства Российской Федерации, расчетами и иными материалами);

3) об изменении отдельных положений нормативного правового акта (представить обоснование, подкрепленное ссылками на нормы законодательства Российской Федерации, расчетами и иными материалами).


Приложение № 3

к Порядку проведения экспертизы

муниципальных

нормативных правовых актов

Заключение

об экспертизе муниципального нормативного правового акта

1. Общие сведения

Наименование отраслевого (функционального) или территориального органа администрации: __________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Реквизиты правового акта: _________________________________________________

_________________________________________________________________________

Результаты заключения об ОРВ проекта правового акта: ________________________

_________________________________________________________________________

2. Анализ действующего регулирования

Цель введения нормативного правового акта: _________________________________________________________________________

Оценка фактических положительных и отрицательных последствий

Описание фактических последствий регулирования

Субъекты, на которые оказывается воздействие

Оценка последствий

3. Результаты публичных консультаций

Срок проведения публичных консультаций:

"__" ______________ 20__ года - "__" _______________ 20__ года

Замечания и (или) предложения

Участник публичных консультаций

Результат рассмотрения (комментарий)

4. Выводы

Вывод о достижении цели правового регулирования: __________________________

_________________________________________________________________________

Описание выбранного варианта (признание утратившим силу нормативного правового акта, внесение изменений в нормативный правовой акт, сохранение действующего режима регулирования):

_________________________________________________________________________

5. Информация об исполнителе

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

(Ф.И.О., телефон, адрес электронной почты исполнителя)

_________________________________________________________________________

(подпись руководителя отраслевого (функционального) или

территориального органа администрации)


Приложение № 4

к Порядку проведения экспертизы

муниципальных

нормативных правовых актов

Экспертное заключение

об экспертизе муниципального правового акта

1. Общие сведения

Уполномоченный орган:____________________________________________________

Наименование отраслевого (функционального) или территориального органа администрации, проводившего экспертизу правового акта: ____________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Реквизиты правового акта: _________________________________________________

_________________________________________________________________________

2. Замечания по проведенной экспертизе

К процедурам экспертизы: _________________________________________________

_________________________________________________________________________

3. Выводы

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

4. Информация об исполнителе

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Ф.И.О., телефон, адрес электронной почты исполнителя)

_________________________________________________________________________

(подпись руководителя уполномоченного органа)