АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
21.12.2018
|
|
|
| № 3652 |
В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 19 Устава города Нижнего Новгорода, постановлением городской Думы города Нижнего Новгорода от 24.05.2006 № 41 «О Положении о территориальном общественном самоуправлении в городе Нижнем Новгороде», постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 08.04.2014 № 1228 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ города Нижнего Новгорода и Методических рекомендаций по разработке и реализации муниципальных программ города Нижнего Новгорода» администрация города Нижнего Новгорода постановляет:
1. Утвердить прилагаемую муниципальную программу «Развитие форм общественного самоуправления, социальной активности населения, межнационального и межконфессионального взаимодействия в городе Нижнем Новгороде» на 2019 - 2024 годы.
2. Признать утратившими силу с 01.01.2019 в части действия муниципальной программы на 2019 - 2020 годы:
постановление администрации города Нижнего Новгорода от 24.11.2017 № 5699 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие форм общественного самоуправления, социальной активности населения, межнационального и межконфессионального взаимодействия в городе Нижнем Новгороде» на 2018 – 2020 годы»;
постановление администрации города Нижнего Новгорода от 22.03.2018 № 770 «О внесении изменений в постановление администрации города Нижнего Новгорода от 24.11.2017 № 5699».
3. Управлению по связям со СМИ администрации города Нижнего Новгорода (Квашнина Н.М.) обеспечить опубликование настоящего постановления в официальном печатном средстве массовой информации администрации города Нижнего Новгорода – газете «День города. Нижний Новгород».
4. Департаменту правового обеспечения администрации города Нижнего Новгорода (Киселева С.Б.) обеспечить размещение настоящего постановления на официальном сайте администрации города Нижнего Новгорода в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на руководителя аппарата главы города Нижнего Новгорода Кайнову Л.В.
6. Установить начало срока действия муниципальной программы «Развитие форм общественного самоуправления, социальной активности населения, межнационального и межконфессионального взаимодействия в городе Нижнем Новгороде» на 2019 - 2024 годы с 01.01.2019.
Исполняющий полномочия
главы города Н.В.Казачкова
|
|
Р.Р.Бадретдинов
419 87 81
УВЕРЖДЕНА
постановлением администрации
города
от 21.12.2018 № 3652
(в редакции постановлений администрации города Нижнего Новгорода от 27.03.2019 № 852, от 04.06.2019 № 3652)
Муниципальная программа
«Развитие форм общественного самоуправления, социальной активности населения, межнационального и межконфессионального взаимодействия в городе Нижнем Новгороде» на 2019 - 2024 годы (далее – программа)
1. Паспорт программы
программы | Департамент социальных проектов и коммуникаций администрации города Нижнего Новгорода (ДСП и К) | ||||||||
Соисполнители программы | Администрации районов города Нижнего Новгорода | ||||||||
Подпрограммы программы | Подпрограмма 1 «Муниципальная поддержка развития территориального общественного самоуправления» Подпрограмма 2 «Поддержка общественных некоммерческих организаций и взаимодействие с конфессиями и национально-культурными сообществами» | ||||||||
Цель программы | Муниципальная поддержка форм и направлений общественного самоуправления и социальной активности населения | ||||||||
Задачи программы | Повышение эффективности взаимодействия органов местного самоуправления с органами территориального общественного самоуправления Повышение эффективности взаимодействия органов местного самоуправления и общественных организаций в реализации социальных и общественно значимых проектов. | ||||||||
Этапы и сроки реализации программы | Программа реализуется в один этап, 2019 - 2024 годы | ||||||||
Объемы бюджетных ассигнований программы за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода | Ответственный исполнитель (соисполнители) | (руб.), годы | |||||||
2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 | Всего | |||
Всего | 9 407 433,87 | 4 893 400,00 | 4 973 400,00 | 5 205 951,07 | 5 205 951,07 | 5 205 951,07 | 34 892 087,08 | ||
Департамент социальных проектов и коммуникаций (управление делами) | 2 370 000,00 | 2 370 000,00 | 2 370 000,00 | 2 370 000,00 | 2 370 000,00 | 2 370 000,00 | 14 220 000,00 | ||
| Администрации районов города Нижнего Новгорода (управление делами) | 7 037 433,87 | 2 523 400,00
| 2 603 400,00 | 2 835 951,07 | 2 835 951,07 | 2 835 951,07 | 20 672 087,08 | |
Целевые индикаторы программы | Активные жители города, вовлеченные в деятельность территориального общественного самоуправления, от общего числа жителей города Нижнего Новгород – 2,5%. | ||||||||
Доля некоммерческих организаций, национальных и религиозных объединений города Нижнего Новгорода, вовлеченных в участие в городских конкурсах и проектах – 12,5 %. | |||||||||
Количество Советов ТОС, подавших заявки на участие в конкурсах и социально-значимых проектах – 52 ед. | |||||||||
Количество некоммерческих организаций, получивших финансовую поддержку на реализацию социально значимых проектов - 10 ед. |
2.1. Характеристика текущего состояния.
Общественное самоуправление – это проявление общественной активности граждан, формы коллективного объединения людей, посредством которых они добровольно и безвозмездно участвуют в решении конкретных дел местных сообществ. Оно представляет собой систему управления общественными делами, построенную на основе самоорганизации, самодеятельности и саморегулирования.
Среди причин и мотивов создания различных структур общественного самоуправления граждан выделяется открывающаяся для людей возможность реализовать свой опыт, имеющийся социальный потенциал и энергию.
Взаимодействие органов местного самоуправления и местного сообщества подразумевает, что они партнеры в достижении общей цели – повышение уровня и качества жизни населения. Кроме того, комплексное социально-экономическое развитие городского хозяйства и его управления основывается на привлечении ресурсов населения к управлению городом в самых различных формах. Конечная цель этого процесса – создание эффективной административной структуры (модели), позволяющей оперативно реагировать на проблемы жизнедеятельности населения и муниципального образования в целом. Система самоуправления должна обеспечивать возможность построения эффективных систем информационного, правового, хозяйственного сотрудничества органов управления городом и экономических субъектов. Весомым звеном в становлении системы местного самоуправления должно стать местное сообщество.
Темпы развития современного российского общества непосредственно зависят от степени и активности участия граждан в процессе управления городом через инструменты самоорганизации и самоуправления, от их способности к самореализации и консолидации во имя достижения общественно полезных целей.
В системе общественного самоуправления особое место занимает территориальное общественное самоуправление. Оно рассматривается сегодня как самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории города Нижнего Новгорода для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения.
Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления в Нижнем Новгороде определяется Уставом города, в соответствии с федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Некоммерческие общественные организации граждан, созданные и зарегистрированные в соответствии с действующим законодательством, составляют институциональную основу гражданского общества. Некоммерческие организации объединяют самую активную и образованную часть местного населения и способны не только профессионально участвовать в решении проблем российских городов и оказывать качественные социальные услуги населению, но и служат выразителем законных интересов граждан. Они также организуют людей для самостоятельного решения различных проблем, обеспечивают обратную связь с органами власти.
Некоммерческие организации города Нижнего Новгорода играют весьма заметную роль в социально-экономическом развитии города, способствуя повышению качества жизни населения на местном уровне во всех его составляющих: нравственном, культурном, социальном, а также экологическом. Уже не первый год эти организации решают жизненно важные проблемы горожан – создание рабочих мест, оказание реальных социально-бытовых и жилищно-коммунальных услуг, благоустройство микрорайонов, организация работы с детьми и престарелыми, организация досуга населения, социальная защита нуждающихся.
Национально-культурные организации способствуют установлению межнационального согласия на территории города, религиозные организации нацелены на достижение взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания, экологические организации ведут работы по охране окружающей среды и т.д. Именно поэтому особое внимание следует уделять созданию благоприятных условий для конструктивного сотрудничества всех некоммерческих организаций между собой, а также со всеми видами и ветвями публичной власти.
Самодеятельность и инициативы населения, направленные на решение жизненно важных для развития города Нижнего Новгорода задач, нуждаются в организационной и финансовой поддержке со стороны властей. На сегодняшнем этапе целесообразно поддерживать идеи, которые, с одной стороны, обеспечивают насущные потребности населения, а с другой стороны, могут быть увязаны со среднесрочными программами и планами деятельности органов местного самоуправления.
Средства городского бюджета, выделяемые на реализацию данной программы, должны использоваться как стимулирующий фактор. С помощью бюджетной поддержки предполагается привлечение и эффективное использование ресурсов и потенциала общественности в решении городских проблем. В этой деятельности следовало бы стремиться к решению задачи по организации и функционированию муниципальной инфраструктуры по поддержке гражданских, общественных инициатив.
Цель программы:
Муниципальная поддержка форм и направлений общественного самоуправления и социальной активности населения.
Задачи программы:
Повышение эффективности взаимодействия органов местного самоуправления с органами территориального общественного самоуправления;
Повышение эффективности взаимодействия органов местного самоуправления и общественных организаций в реализации социальных и общественно значимых проектов.
2.3. Сроки и этапы реализации программы
Программа реализуется в один этап. Программа рассчитана на шесть лет (2019 – 2024 годы).
2.4. Целевые индикаторы программы
Таблица 1
Сведения о целевых индикаторах программы
№ п/п | Наименование цели муниципальной программы, подпрограммы, задачи, целевого индикатора | Ед.измерения | Значение показателя целевого индикатора | |||||
2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 | |||
1 | 2 | 3 | 4
| 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1. | Цель. Муниципальная поддержка форм и направлений общественного самоуправления и социальной активности населения | |||||||
| Активные жители города Нижнего Новгорода, вовлеченные в деятельность общественного самоуправления | % | 2,0 | 2,1 | 2,2 | 2,3 | 2,4 | 2,5 |
| Доля некоммерческих организаций, национальных и религиозных объединений города Нижнего Новгорода, вовлеченных в участие в городских конкурсах и проектах | % | 12 | 12,1 | 12,2 | 12,3 | 12,4 | 12,5 |
1.1. | Подпрограмма «Муниципальная поддержка развития территориального общественного самоуправления» | |||||||
1.1.1 | Задача: Повышение эффективности взаимодействия органов местного самоуправления с органами территориального общественного самоуправления | |||||||
| Количество Советов ТОС, подавших заявки на участие в конкурсах и социально-значимых проектах | Ед. | 49 | 49 | 50 | 50 | 51 | 52 |
1.2. | Подпрограмма «Поддержка общественных некоммерческих организаций и взаимодействие с конфессиями и национально-культурными сообществами» | |||||||
1.2.1. | Задача: Повышение эффективности взаимодействия органов местного самоуправления и общественных организаций в реализации социальных и общественно значимых проектов.
| |||||||
| Количество некоммерческих организаций, получивших финансовую поддержку на реализацию социально значимых проектов | Ед. | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 10 |
Таблица 2 | ||||||||
Методика расчета целевых индикаторов программы | ||||||||
№ п/п | Наименование показателя целевого индикатора | Единица измерения | НПА, определяющий методику расчета показателя целевого индикатора | Расчет показателя целевого индикатора | Исходные данные для расчета значений показателя целевого индикатора | |||
формула расчета | буквенное обозначение переменной в формуле расчета | источник исходных данных | метод сбора исходных данных | периодичность сбора и срок представления исходных данных | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1. | Активные жители города Нижнего Новгорода, вовлеченные в деятельность общественного самоуправления | % | отсутствует |
| x – число социально активных жителей в конкретном Совете ТОС; n – порядковый номер Совета ТОС. Рt – численность населения города Нижнего Новгорода старше 16 лет | Показатели Нижегородстат, данные Советов ТОС | Запрос в администрации районов | За отчетный период |
2. | Доля некоммерческих организаций, национальных и религиозных объединений города Нижнего Новгорода, вовлеченных в участие в городских конкурсах и проектах | %. | Отсутствует |
| БНКО –количество некоммерческих организаций, зарегистрированных в базе рассылки департамента общественных отношений и информации; БРО – количество религиозных организаций, взаимодействующих с администрацией города Нижнего Новгорода; БНКиОО – количество национально-культурных организаций и общественных объединений, взаимодействующих с администрацией города Нижнего Новгорода; НКО – количество некоммерческих организаций, зарегистрированных в городе Нижнем Новгороде; ВО – количество волонтерских объединений, осуществляющих свою деятельность на территории Нижнего Новгорода; РО – количество религиозных организаций, зарегистрированных в городе Нижнем Новгороде | 1.Данные ГУ Министерства Юстиции РФ по НО 2.Официальный сайт администрации города Нижнего Новгорода раздел «Общественные и религиозные организации» 3.Электронная база адресов рассылки, сформированная департаментом общественных отношений и информации | Обобщение и анализ собственной информации и данных из официальных источников | За отчетный период |
3. | Количество Советов ТОС, подавших заявки на участие в конкурсах и социально-значимых проектах | Ед. | отсутствует | - | - | - | Оперативные данные ДООиИ | За отчетный период) |
4. | Количество некоммерческих организаций, получивших финансовую поддержку на реализацию социально значимых проектов | Ед. | отсутствует | - | Количество НКО - победителей конкурса «Открытый Нижний» в отчетном году | - | Постановление администрации города Нижнего Новгорода «Об утверждении списка победителей городского конкурса социальных проектов "Открытый Нижний" и размеров субсидий, выделяемых на реализацию социальных проектов» | Полугодовая (за отчетный период) |
2.5. Меры правового регулирования
Таблица 3
Сведения об основных мерах правового регулирования
№ п/п | Вид правового акта | Основные положения правового акта (суть) | Ответственный исполнитель, соисполнитель | Ожидаемые сроки принятия |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Подпрограмма 1 «Муниципальная поддержка развития территориального общественного самоуправления» | |||
1.1. | Проведение городского конкурса «Лучший Совет общественного самоуправления территориальных общественных самоуправлений города Нижнего Новгорода» | |||
1.1.1. | Постановление администрации города Нижнего Новгорода | О подведении итогов конкурса «Лучший Совет общественного самоуправления территориальных общественных самоуправлений города Нижнего Новгорода» | Департамент социальных проектов и коммуникаций | Ежегодно – ноябрь |
1.1.2 | Постановление администрации города Нижнего Новгорода | О награждении жителей территориальных общественных самоуправлений города Нижнего Новгорода | Департамент социальных проектов и коммуникаций | Ежегодно – август-сентябрь |
2. | Подпрограмма 2 «Поддержка общественных некоммерческих организаций и взаимодействие с конфессиями и национально-культурными сообществами» | |||
2.1. | Проведение городского конкурса социальных проектов «Открытый Нижний» | |||
2.1.1. | Постановление администрации города Нижнего Новгорода | О внесении изменений в постановление от 12.07.2018 №1726 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из средств бюджета города Нижнего Новгорода на реализацию социальных проектов, Положения о городском конкурсе социальных проектов «Открытый Нижний» | Департамент социальных проектов и коммуникаций | 2 квартал 2019 года |
2.6. Участие организаций, реализующих мероприятия Программы за счет собственных средств, не предусматривается.
Одним из критериев отбора участников городского конкурса социальных проектов «Открытый Нижний» предусматривается наличие собственных средств не менее 10% от запрашиваемой суммы субсидии.
2.7. Обоснование объема финансовых ресурсов
Программа реализуется за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода, выделенных в установленном порядке. Объемы финансирования настоящей Программы носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению при формировании проектов бюджета города Нижнего Новгорода на очередной финансовый год, исходя из возможностей бюджета города Нижнего Новгорода.
Таблица 4
Ресурсное обеспечение реализации программы за счет средств бюджета
города Нижнего Новгорода
№ п/п | Наименование муниципальной программы, подпрограммы, основного мероприятия | Ответственный исполнитель, соисполнители | Расходы, (руб.) | |||||
2019 год | 2020 год | 2021 год | 2022 год | 2023 год | 2024 год | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Муниципальная программа «Развитие форм общественного самоуправления, социальной активности населения, межнационального и межконфессионального взаимодействия в городе Нижнем Новгороде» на 2019 – 2024 годы
| Всего, в том числе: | 9 407 433,87 | 4 893 400,00 | 4 973 400,00 | 5 205 951,07 | 5 205 951,07 | 5 205 951,07 | |
Департамент социальных проектов и коммуникаций (управление делами) | 2 370 000,00 | 2 370 000,00 | 2 370 000,00 | 2 370 000,00 | 2 370 000,00 | 2 370 000,00 | ||
Администрации районов города Нижнего Новгорода (управление делами) | 7 037 433,87 | 2 523 400,00
| 2 603 400,00 | 2 835 951,07 | 2 835 951,07 | 2 835 951,07 | ||
1. | Подпрограмма 1 «Муниципальная поддержка развития территориального общественного самоуправления» | Всего, в том числе: | 7 237 433,87 | 2 723 400,00 | 2 803 400,00 | 3 035 951,07 | 3 035 951,07 | 3 035 951,07 |
Департамент социальных проектов и коммуникаций (управление делами) | 200 000,00 | 200 000,00 | 200 000,00 | 200 000,00 | 200 000,00 | 200 000,00 | ||
Администрации районов города Нижнего Новгоро да (управление делами) | 7 037 433,87 | 2 523 400,00
| 2 603 400,00 | 2 835 951,07 | 2 835 951,07 | 2 835 951,07 | ||
1.1. | Проведение городского конкурса «Лучший Совет общественного самоуправления территориальных общественных самоуправлений города Нижнего Новгорода» | Департамент социальных проектов и коммуникаций (управление делами) | 200 000,00 | 200 000,00 | 200 000,00 | 200 000,00 | 200 000,00 | 200 000,00 |
1.2. | Обеспечение деятельности ТОС | Администрации районов города Нижнего Новгорода (управление делами) | 7 037 433,87 | 2 523 400,00
| 2 603 400,00 | 2 835 951,07 | 2 835 951,07 | 2 835 951,07 |
2. | Подпрограмма «Поддержка общественных некоммерческих организаций и взаимодействие с конфессиями и национально-культурными сообществами» | Департамент социальных проектов и коммуникаций (управление делами) | 2 170 000,00 | 2 170 000,00 | 2 170 000,00 | 2 170 000,00 | 2 170 000,00 | 2 170 000,00 |
2.1. | Проведение городского конкурса социальных проектов «Открытый Нижний» | Департамент социальных проектов и коммуникаций (управление делами) | 2 000 000,00 | 2 000 000,00 | 2 000 000,00 | 2 000 000,00 | 2 000 000,00 | 2 000 000,00 |
2.2. | Реализация Комплексного плана мероприятий по развитию и укреплению межнациональных и межконфессиональных отношений в целях повышения уровня общественной безопасности на территории Нижнего Новгорода | Департамент социальных проектов и коммуникаций (управление делами) | 170 000,00 | 170 000,00 | 170 000,00 | 170 000,00 | 170 000,00 | 170 000,00 |
2.8. Анализ рисков реализации программы.
2.8.1. Основные риски, которые могут возникнуть в ходе реализации Программы, связаны с недостаточным финансированием ее мероприятий.
Способом ограничения рисков будет являться мониторинг целевых показателей Программы, своевременная корректировка программных мероприятий и целевых показателей в зависимости от их достигнутого состояния и объемов финансирования.
В данном случае предполагается объединять мероприятия, запланированные в ходе реализации Программы, по одной тематике (укрупнять) или сокращать перечень мероприятий, не изменяя основных целей Программы.
2.8.2. Основными факторами риска реализации Программы являются несвоевременное и недостаточное финансирование за счет средств бюджета города на очередной финансовый год. Кроме того, вероятны риски, связанные с принятием новых нормативно-правовых актов, а также внесение изменений в действующие акты, регламентирующие деятельность органов территориального общественного самоуправления в городе Нижнем Новгороде и деятельность общественных некоммерческих организаций. Возникает необходимость проведения анализа таких документов и внесения соответствующих изменений в программные мероприятия (при необходимости).
В целях достижения плановых значений показателей и реализации Программы в целом необходимо преодоление указанных факторов риска.
2.8.3. Изменение социально-экономической обстановки в стране и в регионе в целом.
2.8.4. Другие форс-мажорные обстоятельства, человеческий фактор (низкая активность граждан, структурные изменения органов муниципальной власти).
В случае возникновения вышеперечисленных рисков разработчик программы и соисполнители принимают меры по соответствующей корректировке Программы.
Ежегодный объем финансирования мероприятий Программы подлежит уточнению в соответствии с бюджетом на очередной финансовый год.
3. Подпрограммы программы
3.1. Подпрограмма «Муниципальная поддержка развития территориального общественного самоуправления» (далее – подпрограмма 1).
3.1.1. Паспорт подпрограммы 1
Ответственный исполнитель подпрограммы 1 | Департамент социальных проектов и коммуникаций | |||||||
Соисполнители подпрограммы 1 | Администрации районов города Нижнего Новгорода | |||||||
Задача подпрограммы 1 | Повышение эффективности взаимодействия органов местного самоуправления с органами территориального общественного самоуправления | |||||||
Сроки и этапы реализации подпрограммы 1 | Подпрограмма 1 реализуется в один этап, в 2019 - 2024 годы | |||||||
Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы 1 за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода | Ответственный исполнитель (соисполнители) | (руб.) годы | ||||||
2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 | Всего | ||
Всего | 7 237 433,87 | 2 723 400,00 | 2 803 400,00 | 3 035 951,07 | 3 035 951,07 | 3 035 951,07 | 21 872 087,08 | |
Департамент социальных проектов и коммуникаций (управление делами) | 200 000,00 | 200 000,00 | 200 000,00 | 200 000,00 | 200 000,00 | 200 000,00 | 1 200 000,00 | |
Администрации районов города Нижнего Новгорода (управление делами) | 7 037 433,87 | 2 523 400,00
| 2 603 400,00 | 2 835 951,07 | 2 835 951,07 | 2 835 951,07 | 20 672 087,08 | |
Целевой индикатор подпрограмммы 1 | Количество Советов ТОС, подавших заявки на участие в конкурсах и социально-значимых проектах – 52 ед. |
3.1.2. Текстовая часть подпрограммы 1.
3.1.2.1. Характеристика текущего состояния.
В настоящее время практически в 60 субъектах РФ созданы и активно действуют ТОС. Это одновременно показатель доверия к данному институту непосредственной муниципальной демократии и свидетельство тому, что есть задачи для развития.
ТОС в настоящее время не только действенный и конструктивный институт гражданского общества, но и ресурс устойчивого развития местного сообщества.
Социальные практики общественной активности по месту жительства - проведение субботников, собраний по месту жительства, участие населения в благоустройстве, организации досуга по месту жительства, имеют место в подавляющем большинстве российских муниципальных образований.
Важным является, что практика социального института ТОС не стоит на месте. В настоящее время происходит выработка эффективных механизмов взаимодействия ТОС с органами местного самоуправления.
Проектная деятельность ТОС позволяет решать широкий спектр актуальных задач, которые не только связаны с вопросами благоустройства и качества предоставляемых услуг ЖКХ, но и рассматривать вопросы общественной безопасности и социальной политики.
Уникальна и политическая роль территориального общественного самоуправления. Оно становится движущей силой политической жизни общества и гарантом политической стабильности. На выборах разного уровня команды территориального общественного самоуправления проявляют безупречную организованность, гражданскую ответственность, способность вести за собой большое количество людей в определенном политическом направлении.
В Нижнем Новгороде осуществляется целенаправленная деятельность по созданию и развитию территориального общественного самоуправления как формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления, наиболее приближенной к населению, в которой рождается гражданская инициатива, и непосредственно реализуются общественные начинания.
Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом города Нижнего Новгорода, постановлением городской Думы города Нижнего Новгорода от 24.05.2006 № 41 «О Положении о территориальном общественном самоуправлении в городе Нижнем Новгороде» установлены принципы и порядок организации территориального общественного самоуправления, его правовые, территориальные и финансово-экономические основы, гарантии осуществления деятельности ТОС на территории города Нижнего Новгорода.
На сегодняшний день система территориального общественного самоуправления в Нижнем Новгороде выстраивается по инициативе населения и на основе добровольности и демократичности.
В Нижнем Новгороде установлены границы 92 территориальных общественных самоуправлений (из них активную деятельность осуществляют 64 Совета общественного самоуправления).
Деятельность органов территориального общественного самоуправления объясняется активной жизненной позицией председателей органов территориального общественного самоуправления.
Наиболее эффективно органы территориального общественного самоуправления в Нижнем Новгороде решают следующие вопросы:
благоустройство территорий, включая проведение субботников во дворах, озеленение придомовых территорий, ремонт подъездов;
проведение культурно-массовых, спортивных мероприятий, конкурсов, организация досуга детей;
социальная защита населения;
благотворительность;
участие в городских и районных конкурсах на лучший Совет общественного
самоуправления.
Для получения субсидии из бюджета города Нижнего Новгорода для реализации социального проекта организации территориального общественного самоуправления необходимо быть зарегистрированной в форме юридического лица. Однако активисты органов территориального общественного самоуправления обладают слабой мотивацией для ведения подобной деятельности. Кроме того, они сталкиваются с рядом трудностей при оформлении документов при регистрации юридического лица. Механизм поддержки организаций территориального общественного самоуправления через проведение грантовых конкурсов способствует повышению их заинтересованности в развитии своих территорий. Но в настоящее время на муниципальном уровне данная система используется слабо.
Исходя из общей оценки состояния и уровня развития территориального общественного самоуправления в городе Нижнем Новгороде, можно сделать вывод о целесообразности использования потенциала органов территориального общественного самоуправления как неотъемлемой и структурированной части гражданского общества.
В развитии территориального общественного самоуправления города Нижнего Новгорода существует комплекс структурных проблем, требующих решения, в том числе:
сохранение тенденции к индифферентному отношению людей к происходящим в городе социально значимым событиям;
относительно слабое, зачастую поверхностное и одностороннее освещение проблем территориального общественного самоуправления в средствах массовой информации города Нижнего Новгорода;
недостаточный профессиональный уровень руководителей органов территориального общественного самоуправления, председателей Советов общественного самоуправления;
высокий процент лиц преклонного возраста среди председателей и актива Советов ТОС;
отсутствие у значительного числа Советов ТОС статуса юридического лица, что ограничивает их возможности привлечения дополнительных средств на развитие своих территорий.
Эти и другие сопутствующие проблемы, зачастую тесно взаимосвязанные, необходимо решать комплексно на основе принципа взаимовыгодного партнерского сотрудничества между органами местного самоуправления и органами территориального общественного самоуправления.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что в Нижнем Новгороде существует необходимость дальнейшей структурированной работы в сфере развития ТОС.
Неотъемлемой частью данного направления работы является разработка и принятие муниципальной программы развития территориального общественного самоуправления как наиболее оптимального варианта решения текущих проблем.
Актуальность Подпрограммы 1 объясняется:
важностью имеющихся проблем и необходимостью их своевременного, комплексного и планомерного решения;
целевой направленностью подпрограммы на оказание содействия территориальному общественному самоуправлению;
стратегическими целями реализации муниципальной политики в городе Нижнем Новгороде в сфере общественных отношений.
Только комплексный и системный подход к решению вышеуказанных проблем и финансовой поддержке со стороны органов местного самоуправления позволит наиболее эффективно содействовать развитию территориального общественного самоуправления, решать социально значимые проблемы и задачи города.
Реализация подпрограммы 1 будет направлена на создание условий для развития территориального общественного самоуправления и повышения гражданской активности при непосредственном участии в этом процессе самих Советов общественного самоуправления территориального общественного самоуправления.
Эту работу можно проводить по нескольким направлениям:
применение органами местного самоуправления города Нижнего Новгорода практики организации и проведения конкурсов по разработке и выполнению общественно полезных проектов на территории города и выделение их победителям субсидий на решение социально значимых проблем;
разъяснение преимуществ регистрации организации территориального общественного самоуправления в качестве юридического лица, работа с активом территориального общественного самоуправления города Нижнего Новгорода;
моральное и материальное поощрение активистов территориального общественного самоуправления;
реализация муниципальной политики в сфере развития территориального общественного самоуправления в городе Нижнем Новгороде через разработку и утверждение Программы, направленной на комплексное решение проблем местного значения.
3.1.2.2. Задача подпрограммы 1.
Повышение эффективности взаимодействия органов местного самоуправления с органами территориального общественного самоуправления.
3.1.2.3. Сроки и этапы реализации подпрограммы 1.
Реализация подпрограммы 1 рассчитана на период 2019 - 2024 годов и осуществляется в один этап.
3.1.2.4. Целевые индикаторы подпрограммы 1.
Информация о составе и значениях целевых индикаторов Подпрограммы 1 приведена в таблице 1 программы.
3.2. Подпрограмма «Поддержка общественных некоммерческих организаций и взаимодействие с конфессиями и национально-культурными сообществами» (далее – подпрограмма 2).
3.2.1. Паспорт подпрограммы 2.
Ответственный исполнитель подпрограммы 2 | Департамент социальных проектов и коммуникаций администрации города Нижнего Новгорода | |||||||
Задача подпрограммы 2 | Повышение эффективности взаимодействия органов местного самоуправления и общественных организаций в реализации социальных и общественно значимых проектов. | |||||||
Этапы и сроки реализации подпрограммы 2 | Подпрограмма 2 реализуется в один этап, в 2019 - 2024 годы | |||||||
Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы 2 за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода | Ответственный исполнитель | (руб. коп.), годы | ||||||
2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 | Всего | ||
Всего | 2 170 000,00 | 2 170 000,00 | 2 170 000,00 | 2 170 000,00 | 2 170 000,00 | 2 170 000,00 | 13 020 000,00 | |
Департамент социальных проектов и коммуникаций (управление делами) | 2 170 000,00 | 2 170 000,00 | 2 170 000,00 | 2 170 000,00 | 2 170 000,00 | 2 170 000,00 | 13 020 000,00 | |
Целевой индикатор подпрограммы 2 | Количество некоммерческих организаций, получивших финансовую поддержку на реализацию социально значимых проектов – 10 ед. |
3.2.2. Текстовая часть подпрограммы 2.
3.2.2.1. Характеристика текущего состояния.
Взаимодействие органов государственной власти в России с общественными и религиозными организациями является одним из важнейших направлений политики. Данный процесс в разных регионах Российской Федерации имеет различия в специфике и приоритетах коммуникации.
Администрация города Нижнего Новгорода в рамках взаимодействия с общественными и религиозными организациями действует согласно установленному порядку.
В целях оказания финансовой поддержки общественным организациям города Нижнего Новгорода был разработан городской конкурс социальных проектов.
Городской конкурс социальных проектов проводится администрацией города Нижнего Новгорода ежегодно с 2008 года. До 2011 года он носил название «Будущее Нижнего». С 2011 года конкурс получил название «Открытый Нижний».
В условиях конкурса отражено 11 тематических направлений:
поддержка, содействие трудовой и социально-психологической реабилитации и интеграции социально-незащищенных категорий населения.
содействие развитию института семьи, профилактика семейных конфликтов, сиротства, в том числе содействие развитию женского движения.
содействие развитию здравоохранения, здоровьесберегающих технологий, комплексной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья.
содействие формированию активной жизненной позиции молодежи, поддержка молодежных инициатив, программы профессиональной и личностной ориентации, профилактика асоциального поведения молодежи.
развитие культуры и искусства, сохранение национально-культурных традиций, содействие творческой самореализации молодежи.
развитие физкультуры и спорта, продвижение здорового образа жизни.
экологическое воспитание, экологическая и природоохранная деятельность, благоустройство города Нижнего Новгорода.
развитие благотворительности и добровольчества.
развитие территориального общественного самоуправления и повышение социальной активности населения.
повышение уровня правовой грамотности и формирование правовой культуры населения в сфере противодействия коррупции.
гражданско-патриотическое воспитание в обществе.
За 9 лет существования конкурса реализовано более 280 социальных проектов на общую сумму около 35 млн. рублей, в которых приняли участие тысячи нижегородцев.
В соответствии с постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 04.07.2011 № 2698 (в редакции от 09.03.2016 № 498) при администрации города Нижнего Новгорода создан и работает Межконфессиональный консультативный совет (далее - МКС). В заседаниях принимают участие руководители основных традиционных конфессий города (православие, ислам, иудаизм, протестантизм, католичество, старообрядчество), руководители профильных подразделений администрации города Нижнего Новгорода, представители научно-экспертного сообщества и ведущих нижегородских вузов: ННГУ им.Н.И.Лобачевского, НГПУ им. К.Минина
Темы, которые были рассмотрены на заседаниях МКС, являются важными и злободневными для городского сообщества. На заседаниях обсуждались вопросы взаимодействия религиозных организаций и органов власти в вопросах религиозного образования, проблемы и перспективы миграционной политики в Нижнем Новгороде, система мер по предупреждению межнациональной розни, взаимодействие СМИ и религиозных организаций, гражданско-патриотическое воспитание нижегородской молодежи, 800-летие основания города Нижнего Новгорода. Интересы молодого поколения прозвучали в теме: "Молодежь и религия в контексте современных политических процессов".
В рамках деятельности Межконфессионального совета разработан межконфессиональный туристический маршрут в целях улучшения имиджа Нижнего Новгорода и в поддержание межнационального и межконфессионального согласия и предупреждение возникновения межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных конфликтов. Ежегодно проводятся межконфессиональные и межнациональные субботники в преддверии майских праздников, круглые столы и семинары, посвященные вопросам межэтнического и межконфессионального взаимодействия, с привлечением представителей религиозных, национальных организаций, научной общественности и администрации города Нижнего Новгорода.
В год 70-летия Победы проводилась совместная работа по чествованию ветеранов Великой Отечественной войны, а также по благоустройству мест захоронений в преддверии дня Победы 9 мая. Регулярно публикуются материалы религиозных конфессий города Нижнего Новгорода в СМИ города Нижнего Новгорода, в том числе посвященные сфере гражданско-патриотического воспитания молодого поколения нижегородцев.
В соответствии с решением МКС в целях распространения положительного опыта работы священнослужителей традиционных конфессий в городе Нижнем Новгороде по укреплению межконфессиональных связей была утверждена награда «Пастырь Добрый».
В 2012 году подписано соглашение о сотрудничестве между администрацией города Нижнего Новгорода и Нижегородской епархией Русской православной церкви в сфере образования, социальной политики и культуры. В 2013 году аналогичное соглашение заключено с Духовым управлением мусульман Нижегородской области (ДУМНО).
Кроме того, в целях поддержания межнационального и межконфессионального согласия и предупреждения возникновения межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных конфликтов, в соответствии с Федеральным законом от 22.10.2013 № 284-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений», в рамках деятельности МКС в городе Нижнем Новгороде создана рабочая группа по межнациональным отношениям. В состав рабочей группы вошли представители администрации, правоохранительных органов, УФМС и национально-культурных организаций города Нижнего Новгорода.
За последние четыре года при участии представителей администрации города Нижнего Новгорода проведено более 200 различных тематических мероприятий, среди которых научно-практические конференции («Покровские дни», «Пути достижения этноконфессионального согласия в Поволжье», «Мультикультурализм или интернационализм»), семинары (на базе ДУМНО по вопросу переподготовки учителей, преподающих основы ислама в средних образовательных учебных заведениях), круглые столы («Роль и значение семейных ценностей в национальной культурной традиции», «Религия и СМИ: опыт и перспективы взаимодействия», «Цивилизационные аспекты славяно-иранских взаимоотношений в контексте истории Нижегородского края», «Проблемы и перспективы конфессиональной и межнациональной политики в Российской Федерации», «Курдская национальная община на Нижегородской земле», «Актуальные события в современной религиозной жизни», «Новый президентский цикл России и перспективы национальной, конфессиональной и гражданской политики» в рамках Всероссийского философского конгресса, «Доступ к информации как условие обеспечения правовой защиты мигрантов» в рамках реализации социально значимого проекта «Правовая помощь мигрантам в их адаптации и интеграции в местное сообщество».
В 2016 году особую значимость для города Нижнего Новгорода представляло празднование традиционного татарского праздника Сабантуй, так как он во второй раз получил федеральный статус (впервые в 2006 году). Праздничные мероприятия прошли на стадионе «Локомотив» и в Парке имени 1 мая.
Значительное число мероприятий Комплексного плана мероприятий по развитию и укреплению межнациональных и межконфессиональных отношений в целях повышения уровня общественной безопасности на территории Нижнего Новгорода в 2015 году также имело большой общественный резонанс: 650-летие пребывания преподобного Сергия Радонежского на Нижегородской земле и празднование 100-летия Нижегородской Соборной мечети, многочисленные выставки, культурно-образовательный проект «Дни культуры ираноязычного мира»; фестиваль культуры ираноязычного мира «Навруз-2015», различные другие религиозные и культурные мероприятия.
Одним из наиболее ярких событий указанного плана является ежегодный Фестиваль национальных культур, который проходит в рамках Международного фестиваля народных художественных промыслов «Секреты мастеров». Фестивали проводятся в День России и в День города Нижнего Новгорода 12 июня. На одной из праздничных сцен выступают профессиональные и самодеятельные художественные коллективы, представители национально-культурных сообществ.
3.2.2.2. Задача подпрограммы 2.
Повышение эффективности взаимодействия органов местного самоуправления и общественных организаций в реализации социальных и общественно значимых проектов.
3.2.2.3. Сроки и этапы реализации подпрограммы 2.
Реализация подпрограммы 2 рассчитана на период 2019 - 2024 годов и осуществляется в один этап.
3.2.2.4. Целевые индикаторы подпрограммы 2.
Информация о составе и значениях целевых индикаторов подпрограммы 2 приведена в таблице 1 программы.
4. Оценка планируемой эффективности программы
Оценка эффективности программы будет ежегодно производиться на основе использования системы целевых индикаторов, которые обеспечат мониторинг динамики изменений ситуации в городе Нижнем Новгороде за оцениваемый период с целью уточнения задач и мероприятий программы.
В результате реализации системы мероприятий программы, направленной на создание благоприятных условий для повышения устойчивого и динамичного развития территориального общественного самоуправления, развития деятельности некоммерческих организаций, будет получен позитивный социальный эффект:
привлечение внимания жителей города к существующим проблемам;
создание условий для взаимодействия органов местного самоуправления города Нижнего Новгорода, органов территориального общественного самоуправления, представителей общественности, представителей различных национальных культур, населения;
информирование населения о результатах деятельности органов территориального общественного самоуправления, некоммерческих организаций, представителей национальных объединений, повышение имиджа органов местного самоуправления города в целом;
своевременное изучение существующих проблем для выработки новых методик и планирования работы по выявленным вопросам;
поддержка активной жизненной позиции у населения;
выявление и продвижение талантливых людей районов города Нижнего Новгорода;
активное вовлечение в решение социально важных задач молодежи города Нижнего Новгорода;
эффективность и результативность реализации мероприятий подпрограмм будут оцениваться ежегодно в соответствии с количественными показателями целевых индикаторов подпрограмм.
5. План реализации программы
ПЛАН
реализации муниципальной программы «Развитие форм общественного самоуправления, социальной активности населения, межнационального и межконфессионального взаимодействия в городе Нижнем Новгороде»
на 2019 - 2024 годы» на 2019 год
№ п/п | Наименование подпрограммы, задачи, основного мероприятия, мероприятия | Ответственный за выполнение мероприятия | Срок | Показатели непосредственного результата реализации мероприятия (далее – ПНР) | Объемы финансового обеспечения, руб. | |||||||||||
начала реализации | окончания реализации | Наименование ПНР | Ед. изм. | Значение | Собственные городские средства | Средства областного бюджета | Средства федерального бюджета | Прочие источники | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |||||
Всего по муниципальной программе | 9 407 433,87 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | ||||||||||||
1. | Подпрограмма «Муниципальная поддержка развития территориального общественного самоуправления» | 7 237 433,87 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | |||||||||||
Задача: Повышение эффективности взаимодействия органов местного самоуправления с органами территориального общественного самоуправления | ||||||||||||||||
1.1.. | Проведение городского конкурса «Лучший Совет общественного самоуправления территориальных общественных самоуправлений города Нижнего Новгорода» | 200 000,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | |||||||||||
1.1.1.
| Организация методического сопровождения конкурса. Защита проектов и подведение итогов конкурса.
| Отдел по взаимодействию с ИГО УОК ДСПиК
| 01.06.2019 | 30.11.2019 | Количество изданных правовых актов, количество объездов территорий. Количество итоговых мероприятий | Ед. | 10 (3 -правовых акта, 3 объезда, 3 заслуши-вания, 1 награж-дение) | - | - | - | - | |||||
1.1.2. | Выплата премий Советам ТОС – победителям | 01.10.2019 | 30.11.2019 | Количество премий | Ед. | 3 | 65 000,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | ||||||
1.1.3. | Выплата премий Советам ТОС, принявших участие в конкурсе, не занявших призовые места | 01.10.2019 | 30.11.2019 | Количество премий | Ед. | 20 | 80 000,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | ||||||
1.1.4. | Поощрение активных жителей, победивших в номинациях «Лучший балкон, лоджия», «Лучший палисадник частного сектора», «Лучший палисадник МКД», «Лучшая дворовая территория» | 01.10.2019 | 30.11.2019 | Количество ценных призов | Ед. | 50 | 55 000,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | ||||||
1.2. | Обеспечение деятельности ТОС | 7 037 433,87 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | |||||||||||
1.2.1.
| Осуществление текущих коммунальных платежей | Администрации районов города | 01.01.2019 | 31.12.2019 | Сумма оплаты текущих коммунальных платежей | Руб. | 3 138 378,48 | 3 138 378,48 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | |||||
В том числе: | ||||||||||||||||
Автозаводский | 01.01.2019
| 31.12.2019
| Сумма оплаты текущих коммунальных платежей
| Руб. . | 378 600,00 | 378 600,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | |||||||
Канавинский | 553 524,00 | 553 524,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | |||||||||||
Ленинский | 462 421,05 | 462 421,05 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | |||||||||||
Московский | 391 700,50 | 391 700,50 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | |||||||||||
Нижегородский | 233 612,00 | 233 612,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | |||||||||||
Приокский | 523 474,74 | 523 474,74 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | |||||||||||
Советский | 303 288,30 | 303 288,30 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | |||||||||||
Сормовский | 291 757,89 | 291 757,89 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | |||||||||||
1.2.2. | Ремонт помещений Советов ТОС | Администрации районов города | 01.01.2019 | 31.12.2019 | Количество помещений | Ед. | 14 | 3 899 055,39 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | |||||
В том числе: | ||||||||||||||||
Автозаводский | 01.01.2019
| 31.12.2019
| Количество помещений | Ед. | 2 | 323 930,69 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | |||||||
Канавинский | 2 | 415 648,30 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | |||||||||||
Ленинский | 2 | 383 524,91 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | |||||||||||
Московский | 2 | 96 000,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | |||||||||||
Нижегородский | 2 | 1 135 335,82 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | |||||||||||
Приокский | 2 | 678 981,07 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | |||||||||||
Советский | 1 | 365 634,60 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | |||||||||||
Сормовский | 1 | 500 000,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | |||||||||||
2. | Подпрограмма 2 «Поддержка общественных некоммерческих организаций и взаимодействие с конфессиями и национально-культурными сообществами в городе Нижнем Новгороде» | 2 170 000,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | |||||||||||
Задача: Повышение эффективности взаимодействия органов местного самоуправления и общественных организаций в реализации социальных и общественно значимых проектов | ||||||||||||||||
2.1. | Проведение городского конкурса социальных проектов "Открытый Нижний" | 2 000 000,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | |||||||||||
2.1.1.
| Сбор заявок социально ориентированных проектов | Отдел по взаимодействию с ИГО УОК ДСПиК
| 20.05.2019 | 10.06.2019 | Количество отобранных проектов | Ед. | 6 | - | - | - | - | |||||
2.1.2. | Перечисление средств субсидии на реализацию проектов-победителей | 22.07.2019 | 30.11.2019 | Объем субсидии | Руб. | 2 000 000,00 | 2 000 000,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | ||||||
2.1.3. | Размещение материалов о реализации проектов-победителей городского конкурса на сайте «нижнийновгород.рф». | 20.05.2019 | 31.12.2019 | Количество размещенных материалов (информационные сообщения) | Ед. | 6 | - | - | - | - | ||||||
2.2. | Реализация комплексного плана мероприятий по развитию и укреплению межнациональных и межконфессиональных отношений в целях повышения уровня общественной безопасности на территории Нижнего Новгорода в городе Нижнем Новгороде | 170 000,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | |||||||||||
2.2.1. | Проведение мероприятий в рамках взаимодействия с религиозными и национально-культурными организациями |
Сектор по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений УОК ДСПиК | 01.01.2019 | 31.12.2019 | Количество мероприятий | Ед. | 70 | 170 000,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | |||||
2.2.2. | Информационное освещение мероприятий в рамках взаимодействия с религиозными и национально-культурными организациями | 01.01.2019 | 31.12.2019 | Количество материалов (размещение в светских и религиозных СМИ информации о мероприятиях Комплексного плана) | Ед. | 30 | - | - | - | - |