АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

21.12.2018

3652

-

¬

Об утверждении муниципальной программы «Развитие форм общественного самоуправления, социальной активности населения, межнационального и межконфессионального взаимодействия в городе Нижнем Новгороде» на 2019 - 2024 годы

(в редакции постановлений администрации города Нижнего Новгорода от 27.03.2019 № 852, от 04.06.2019 № 3652, от 09.09.2019 № 3147, от 26.12.2019 № 5150, от 20.05.2020 № 1584, от 23.07.2020 № 2526, от 09.11.2020 № 4126)

В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 19 Устава города Нижнего Новгорода, постановлением городской Думы города Нижнего Новгорода от 24.05.2006 № 41 «О Положении о территориальном общественном самоуправлении в городе Нижнем Новгороде», постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 08.04.2014 № 1228 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ города Нижнего Новгорода и Методических рекомендаций по разработке и реализации муниципальных программ города Нижнего Новгорода» администрация города Нижнего Новгорода постановляет:

1. Утвердить прилагаемую муниципальную программу «Развитие форм общественного самоуправления, социальной активности населения, межнационального и межконфессионального взаимодействия в городе Нижнем Новгороде» на 2019 - 2024 годы.

2. Признать утратившими силу с 01.01.2019 в части действия муниципальной программы на 2019 - 2020 годы:

постановление администрации города Нижнего Новгорода от 24.11.2017 № 5699 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие форм общественного самоуправления, социальной активности населения, межнационального и межконфессионального взаимодействия в городе Нижнем Новгороде» на 2018 – 2020 годы»;

постановление администрации города Нижнего Новгорода от 22.03.2018 № 770 «О внесении изменений в постановление администрации города Нижнего Новгорода от 24.11.2017 № 5699».

3. Управлению по связям со СМИ администрации города Нижнего Новгорода (Квашнина Н.М.) обеспечить опубликование настоящего постановления в официальном печатном средстве массовой информации администрации города Нижнего Новгорода – газете «День города. Нижний Новгород».

4. Департаменту правового обеспечения администрации города Нижнего Новгорода (Киселева С.Б.) обеспечить размещение настоящего постановления на официальном сайте администрации города Нижнего Новгорода в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на руководителя аппарата главы города Нижнего Новгорода Кайнову Л.В.

6. Установить начало срока действия муниципальной программы «Развитие форм общественного самоуправления, социальной активности населения, межнационального и межконфессионального взаимодействия в городе Нижнем Новгороде» на 2019 - 2024 годы с 01.01.2019.

Исполняющий полномочия

главы города Н.В.Казачкова

Р.Р.Бадретдинов

419 87 81

УВЕРЖДЕНА

постановлением администрации

города

от 21.12.2018 № 3652

(в редакции постановлений администрации города Нижнего Новгорода от 27.03.2019 № 852, от 04.06.2019 № 3652, от 09.09.2019 № 3147, от 26.12.2019 № 5150, от 20.05.2020 № 1584, от 20.05.2020 № 1584, от 23.07.2020 № 2526, от 09.11.2020 № 4126)

Муниципальная программа

«Развитие форм общественного самоуправления, социальной активности населения, межнационального и

межконфессионального взаимодействия в городе Нижнем Новгороде» на 2019 - 2024 годы (далее – программа)

1. Паспорт программы

Ответственный исполнитель программы

Департамент социальных проектов и коммуникаций администрации города Нижнего Новгорода (ДСПиК)

Соисполнители

программы

Администрации районов города Нижнего Новгорода

Подпрограммы

программы

Подпрограмма 1 «Муниципальная поддержка развития территориального общественного самоуправления»

Подпрограмма 2 «Поддержка общественных некоммерческих организаций и взаимодействие с конфессиями и национально-культурными сообществами»

Цель программы

Муниципальная поддержка форм и направлений общественного самоуправления и социальной активности населения

Задачи

программы

Повышение эффективности взаимодействия органов местного самоуправления с органами территориального общественного самоуправления

Повышение эффективности взаимодействия органов местного самоуправления и общественных организаций в реализации социальных и общественно значимых проектов.

Этапы и сроки реализации программы

Программа реализуется в один этап, 2019 - 2024 годы

Объемы бюджетных ассигнований программы за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода

Ответственный исполнитель

(соисполнители)

(руб.), годы

2019

2020

2021

2022

2023

2024

Всего

Всего

9 775 575,13

8 806 555,00

6 824 400,00

6 919 200,00

7 078 755,20

7 244 692,60

44 575 922,93

Департамент социальных проектов и коммуникаций (управление делами)

2 266 914,60

2 144 005,00

2 370 000,00

2 370 000,00

2 370 000,00

2 370 000,00

14 116 914,60

Администрации районов города Нижнего Новгорода (управление делами)

7 508 660,53

6 662 550,00

4 454 400,00

4 549 200,00

4 708 755,20

4 874 692 ,60

30 459 008,33

Целевые индикаторы программы

Активные жители города, вовлеченные в деятельность общественного самоуправления – 2,1%.

Доля некоммерческих организаций, национальных и религиозных объединений Нижнего Новгорода, вовлеченных в участие в городских конкурсах и проектах – 12,1%.

Количество Советов ТОС, подавших заявки на участие в конкурсах и социально значимых проектах – 30ед.

Количество некоммерческих организаций, получивших финансовую поддержку на реализацию социально значимых проектов – 6 ед.

2. Текстовая часть программы

2.1. Характеристика текущего состояния.

Общественное самоуправление – это проявление общественной активности жителей, формы коллективного объединения людей, благодаря которым они добровольно и безвозмездно участвуют в решении конкретных вопросов местных сообществ. Оно представляет собой систему управления общественными делами, построенную на основе самоорганизации и саморегулирования.

Среди причин и мотивов создания различных структур общественного самоуправления жителей отмечается открывающаяся для людей возможность реализовать свой опыт и социальный потенциал.

Взаимодействие органов местного самоуправления и местного сообщества подразумевает партнерство в достижении общей цели – повышения уровня и качества жизни горожан. Кроме того, комплексное социально-экономическое развитие города и совершенствование управленческих механизмов основывается на привлечении горожан к участию в принятии решений по важным местным вопросам в самых различных формах. Конечная цель этого процесса – создание эффективной административной структуры, позволяющей оперативно реагировать на возникающие проблемы внутри муниципального образования. Система самоуправления должна обеспечивать возможность построения эффективных моделей информационного, правового, хозяйственного сотрудничества органов управления городом и экономических субъектов. Важным звеном в становлении системы местного самоуправления должны стать местные сообщества.

Развитие современного мегаполиса непосредственно зависит от степени и активности участия горожан в процессах его управления через инструменты самоорганизации и самоуправления, от способности сообществ к самореализации и консолидации для достижения общественно полезных целей.

В системе общественного самоуправления особое место занимает территориальное общественное самоуправление. Оно рассматривается сегодня как самоорганизация граждан по месту их жительства для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения.

Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления в Нижнем Новгороде определяется Уставом города, в соответствии с федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Некоммерческие общественные организации, созданные и зарегистрированные в соответствии с действующим законодательством, составляют институциональную основу гражданского общества и объединяют наиболее активных местных жителей. Они также организуют людей для самостоятельного решения различных вопросов, обеспечивают обратную связь с органами власти. Некоммерческие организации играют заметную роль в социально-экономическом развитии города, способствуя повышению качества жизни горожан на местном уровне во всех его составляющих: нравственном, культурном, социальном. Уже не первый год эти организации удовлетворяют востребованные нижегородцами запросы на:

1) создание дополнительных рабочих мест;

2) оказание социально-бытовых и жилищно-коммунальных услуг;

3) благоустройство микрорайонов;

4) организацию специального сопровождения отдельных категорий детей и пожилых людей;

5) организацию досуга жителей;

6) иную социальную поддержку нуждающихся.

Национально-культурные организации способствуют установлению межнационального согласия на территории города, религиозные организации нацелены на достижение взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания.

Именно поэтому особое внимание следует уделять созданию благоприятных условий для конструктивного сотрудничества всех некоммерческих организаций между собой, а также со всеми видами и ветвями публичной власти.

Инициативы горожан, направленные на решение жизненно важных для развития города задач, нуждаются в организационной и финансовой поддержке со стороны администрации города. На сегодняшнем этапе целесообразно поддерживать идеи, которые, с одной стороны, обеспечивают насущные потребности жителей, а с другой стороны, могут быть увязаны со среднесрочными программами и планами деятельности органов местного самоуправления.

Средства городского бюджета, выделяемые на реализацию данной программы, должны использоваться как стимулирующий фактор. С помощью бюджетной поддержки предполагается привлечение и эффективное использование ресурсов и потенциала общественности для совместного решения вопросов местного значения. В этой деятельности необходима организация и функционирование муниципальной инфраструктуры по поддержке общественных инициатив.

2.2. Цели и задачи программы.

Цель программы:

Муниципальная поддержка форм и направлений общественного самоуправления и социальной активности жителей.

Задачи программы:

1) повышение эффективности взаимодействия органов местного самоуправления с органами территориального общественного самоуправления;

2) повышение эффективности взаимодействия органов местного самоуправления и общественных организаций в реализации социальных и общественно значимых проектов.

2.3. Сроки и этапы реализации программы.

Программа реализуется в один этап. Программа рассчитана на шесть лет (2019 – 2024 годы).

2.4. Целевые индикаторы программы.

Таблица 1

Сведения о целевых индикаторах программы

п/п

Наименование цели муниципальной программы, подпрограммы, задачи, целевого индикатора

Ед. измерения

Значение показателя целевого индикатора

2019

2020

2021

2022

2023

2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

Цель. Муниципальная поддержка форм и направлений общественного самоуправления и социальной активности жителей

Активные жители города, вовлеченные в деятельность общественного самоуправления

%

2

2,1

2,2

2,3

2,4

2,5

Доля некоммерческих организаций, национальных и религиозных объединений города, вовлеченных в участие в городских конкурсах и проектах

%

12

12,1

12,2

12,3

12,4

12,5

1.1.

Подпрограмма «Муниципальная поддержка развития территориального общественного самоуправления»

1.1.1

Задача: Повышение эффективности взаимодействия органов местного самоуправления с органами территориального общественного самоуправления

Количество Советов ТОС, подавших заявки на участие в конкурсах и социально значимых проектах

Ед.

27

30

32

33

34

35

1.2.

Подпрограмма «Поддержка общественных некоммерческих организаций и взаимодействие с конфессиями и национально-культурными сообществами»

1.2.1.

Задача: Повышение эффективности взаимодействия органов местного самоуправления и общественных организаций в реализации социальных и общественно значимых проектов.

Количество некоммерческих организаций, получивших финансовую поддержку на реализацию социально значимых проектов

Ед.

5

6

7

8

9

10

Таблица 2

Методика расчета целевых индикаторов Программы

№№ п/п

Наименование показателя целевого индикатора

Единица измерения

НПА, определяющий методику расчета показателя целевого индикатора

Расчет показателя целевого индикатора

Исходные данные для расчета значений показателя целевого индикатора

формула расчета

буквенное обозначение переменной в формуле расчета

источник исходных данных

метод сбора исходных данных

периодичность сбора и срок представления исходных данных

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

Активные жители города, вовлеченные в деятельность общественного самоуправления

%

отсутствует

x – число социально активных жителей в конкретном Совете ТОС;

n – порядковый номер Совета ТОС.

Рt – численность населения города Нижнего Новгорода старше 16 лет

Показатели

Нижегородстат, данные Советов ТОС

Запрос в администрации районов

Полугодовая (за отчетный период)

2.

Доля некоммерческих организаций, национальных и религиозных объединений города, вовлеченных в участие в городских конкурсах и проектах

%.

отсутствует

БНКО – количество некоммерческих организаций, зарегистрированных в базе рассылки департамента общественных отношений и информации;

БРО – количество религиозных организаций, взаимодействующих с администрацией города Нижнего Новгорода;

БНКиОО – количество национально-культурных организаций и общественных объединений, взаимодействующих с администрацией города Нижнего Новгорода;

НКО – количество некоммерческих организаций, зарегистрированных в городе Нижнем Новгороде;

ВО – количество волонтерских объединений, осуществляющих свою деятельность на территории Нижнего Новгорода;

РО – количество религиозных организаций, зарегистрированных в городе Нижнем Новгороде

1. Данные ГУ Министерства Юстиции РФ по НО 2. Официальный сайт администрации города Нижнего Новгорода раздел «Общественные и религиозные организации»

3.Электронная база адресов рассылки ДСПиК

Обобщение и анализ собственной информации и данных из официальных источников

Полугодовая (за отчетный период)

3.

Количество Советов ТОС, подавших заявки на участие в конкурсах и социально значимых проектах

ед.

отсутствует

-

-

-

Оперативные данные

ДСПиК

Полугодовая (за отчетный период)

4.

Количество некоммерческих организаций, получивших финансовую поддержку на реализацию социально значимых проектов

ед.

отсутствует

-

Количество НКО - победителей конкурса «Открытый Нижний» в отчетном году

-

Постановление администрации города Нижнего Новгорода «Об утверждении списка победителей городского конкурса социальных проектов «Открытый Нижний» и размеров субсидий, выделяемых на реализацию социальных проектов»

Полугодовая (за отчетный период)

2.5. Меры правового регулирования.

Таблица 3

Сведения об основных мерах правового регулирования

п/п

Вид

правового акта

Основные положения

правового акта (суть)

Ответственный

исполнитель,

соисполнитель

Ожидаемые сроки принятия

1

2

3

4

5

1.

Подпрограмма 1 «Муниципальная поддержка развития территориального общественного самоуправления»

1.1.

Проведение городского конкурса «Лучший Совет общественного самоуправления территориальных общественных самоуправлений города Нижнего Новгорода»

1.1.1.

Постановление администрации города Нижнего Новгорода

О подведении итогов конкурса «Лучший Совет общественного самоуправления территориальных общественных самоуправлений города Нижнего Новгорода»

Департамент социальных проектов и коммуникаций

4 квартал

2020 года

1.1.2

Постановление администрации города Нижнего Новгорода

О награждении жителей территориальных общественных самоуправлений города Нижнего Новгорода

Департамент социальных проектов и коммуникаций

4 квартал 2020 года

2

Подпрограмма 2 «Поддержка общественных некоммерческих организаций и взаимодействие с конфессиями и национально-культурными сообществами»

2.1.

Проведение городского конкурса социальных проектов «Открытый Нижний»

2.1.1.

Постановление администрации города Нижнего Новгорода

О внесении изменений в постановление от 12.07.2018 № 1726 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из средств бюджета города Нижнего Новгорода на реализацию социальных проектов, Положения о городском конкурсе социальных проектов «Открытый Нижний»

Департамент социальных проектов и коммуникаций

4 квартал 2020 года

2.1.2.

Постановление администрации города Нижнего Новгорода

Об утверждении списка победителей городского конкурса социальных проектов «Открытый Нижний» и размеров субсидий, выделяемых на финансовое обеспечение затрат по выполнению работ, связанных с реализацией социально значимых проектов организаций, включенных в перечень победителей городского конкурса социальных проектов «Открытый Нижний» в 2020 году

Департамент социальных проектов и коммуникаций

4 квартал 2020 года

2.6. Участие организаций, реализующих мероприятия Программы за счет собственных средств, не предусматривается.

Одним из критериев отбора участников городского конкурса социальных проектов «Открытый Нижний» является наличие собственных средств не менее 10% от запрашиваемой суммы субсидии.

2.7. Обоснование объема финансовых ресурсов.

Программа реализуется за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода, выделенных в установленном порядке. Объемы финансирования настоящей Программы носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению при формировании проектов бюджета города Нижнего Новгорода на очередной финансовый год, исходя из возможностей бюджета города Нижнего Новгорода.

Таблица 4

Ресурсное обеспечение реализации программы за счет средств бюджета

города Нижнего Новгорода

п/п

Наименование муниципальной программы, подпрограммы, основного мероприятия

Ответственный исполнитель, соисполнители

Расходы, (руб.)

2019 год

2020 год

2021 год

2022 год

2023 год

2024 год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Муниципальная программа «Развитие форм общественного самоуправления, социальной активности населения, межнационального и межконфессионального взаимодействия в городе Нижнем Новгороде» на 2019 – 2024 годы

Всего, в том числе:

9 775 575,13

8 806 555,00

6 824 400,00

6 919 200,00

7 078 755,20

7 244 692,60

Департамент социальных проектов и коммуникаций (управление делами)

2 266 914,60

2 144 005,00

2 370 000,00

2 370 000,00

2 370 000,00

2 370 000,00

Администрации районов города Нижнего Новгорода (управление делами)

7 508 660,53

6 662 550,00

4 454 400,00

4 549 200,00

4 708 755,20

4 874 692, 60

1.

Подпрограмма 1 «Муниципальная поддержка развития территориального общественного самоуправления»

Всего, в том числе:

7 706 362,78

6 862 550,00

4 654 400,00

4 749 200,00

4 908 755,20

5 074 692,60

Департамент социальных проектов и коммуникаций (управление делами)

197 702,25

200 000,00

200 000,00

200 000,00

200 000,00

200 000,00

Администрации районов города Нижнего Новгорода (управление делами)

7 508 660,53

6 662 550,00

4 454 400,00

4 549 200,00

4 708 755,20

4 874 692, 60

1.1.

Проведение городского конкурса «Лучший Совет общественного самоуправления территориальных общественных самоуправлений города Нижнего Новгорода»

Департамент социальных проектов и коммуникаций (управление делами)

197 702,25

200 000,00

200 000,00

200 000,00

200 000,00

200 000,00

1.2.

Обеспечение деятельности ТОС

Администрации районов города Нижнего Новгорода (управление делами)

7 508 660,53

6 662 550,00

4 454 400,00

4 549 200,00

4 708 755,20

4 874 692, 60

2.

Подпрограмма 2 «Поддержка общественных некоммерческих организаций и взаимодействие с конфессиями и национально-культурными сообществами»

Департамент социальных проектов и коммуникаций (управление делами)

2 069 212,35

1 944 005,00

2 170 000,00

2 170 000,00

2 170 000,00

2 170 000,00

2.1.

Проведение городского конкурса социальных проектов «Открытый Нижний»

Департамент социальных проектов и коммуникаций (управление делами)

1 900 000,00

1 774 005,00

2 000 000,00

2 000 000,00

2 000 000,00

2 000 000,00

2.2.

Реализация Комплексного плана мероприятий по развитию и укреплению межнациональных и межконфессиональных отношений в целях повышения уровня общественной безопасности на территории Нижнего Новгорода

Департамент социальных проектов и коммуникаций (управление делами)

169 212,35

170 000,00

170 000,00

170 000,00

170 000,00

170 000,00

17

2.8. Анализ рисков реализации программы.

2.8.1. Основные риски, которые могут возникнуть в ходе реализации Программы, связаны с недостаточным финансированием ее мероприятий.

Способом ограничения рисков будет являться мониторинг целевых показателей Программы, своевременная корректировка программных мероприятий и целевых показателей в зависимости от их достигнутого состояния и объемов финансирования.

В данном случае предполагается объединять мероприятия, запланированные в ходе реализации Программы, по одной тематике (укрупнять) или сокращать перечень мероприятий, не изменяя основных целей Программы.

2.8.2. Основными факторами риска реализации Программы являются несвоевременное и недостаточное финансирование за счет средств бюджета города на очередной финансовый год. Кроме того, не исключены риски, связанные с принятием новых нормативных правовых актов, а также внесением изменений в действующие акты, регламентирующие деятельность органов территориального общественного самоуправления в Нижнем Новгороде и деятельность общественных некоммерческих организаций. Возникает необходимость проведения анализа таких документов и внесения соответствующих изменений в программные мероприятия (при необходимости).

В целях достижения плановых значений показателей и реализации Программы в целом необходимо обеспечить преодоление указанных факторов риска.

2.8.3. Изменение социально-экономической обстановки в стране и в регионе в целом.

2.8.4. Другие форс-мажорные обстоятельства, человеческий фактор (низкая активность горожан, структурные изменения органов муниципальной власти).

В случае возникновения вышеперечисленных рисков разработчик программы и соисполнители принимают меры по соответствующей корректировке Программы.

Ежегодный объем финансирования мероприятий Программы подлежит уточнению в соответствии с бюджетом на очередной финансовый год.

3. Подпрограммы программы

3.1. Подпрограмма «Муниципальная поддержка развития территориального общественного самоуправления» (далее – подпрограмма 1).

18

3.1.1. Паспорт подпрограммы 1

Ответственный исполнитель подпрограммы 1

Департамент социальных проектов и коммуникаций

Соисполнители подпрограммы 1

Администрации районов города Нижнего Новгорода

Задача подпрограммы 1

Повышение эффективности взаимодействия органов местного самоуправления с органами территориального общественного самоуправления

Сроки и этапы реализации подпрограммы 1

Подпрограмма 1 реализуется в один этап, в 2019 - 2024 годы

Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы 1 за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода

Ответственный исполнитель (соисполнители)

(руб.) годы

2019

2020

2021

2022

2023

2024

Всего

Всего

7 706 362,78

6 862 550,00

4 654 400,00

4 749 200,00

4 908 755,20

5 074 692,60

31 656 410,58

Департамент социальных проектов и коммуникаций (управление делами)

197 702,25

200 000,00

200 000,00

200 000,00

200 000,00

200 000,00

1 197 702,25

Администрации районов города Нижнего Новгорода (управление делами)

7 508 660,53

6 662 550,00

4 454 400,00

4 549 200,00

4 708 755,20

4 874 692,60

30 459 008,33

Целевой индикатор подпрограммы 1

Количество Советов ТОС, подавших заявки на участие в конкурсах и социально значимых проектах – 30 ед.

20

3.1.2. Текстовая часть подпрограммы 1.

3.1.2.1. Характеристика текущего состояния.

Практически во всех субъектах РФ созданы и активно действуют ТОС. ТОС - инструмент реализации инициативы жителей, вовлечения горожан в осуществление местного самоуправления, содействующий не только развитию хозяйственной сферы решения вопросов местного значения, но и становлению гражданского общества. В рамках действующего законодательства органы ТОС способны удовлетворять многие потребности и решать широкий круг проблем жителей определенной территории. Сфера их деятельности это — благоустройство дворовых пространств, помощь пожилым людям, организация досуга и занятости различных групп горожан, проведение дворовых праздников и спортивных соревнований, содействие в охране и поддержании правопорядка, установка игровых и спортивных площадок, защита прав и интересов жителей и ряд других.

В Нижнем Новгороде осуществляется целенаправленная деятельность по созданию и развитию территориального общественного самоуправления как формы непосредственного осуществления жителями местного самоуправления, в которой рождается гражданская инициатива, реализуются общественные начинания.

Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом города Нижнего Новгорода, постановлением городской Думы города Нижнего Новгорода от 24.05.2006 № 41 «О Положении о территориальном общественном самоуправлении в городе Нижнем Новгороде» установлены принципы и порядок организации территориального общественного самоуправления, его правовые, территориальные и финансово-экономические основы, гарантии осуществления деятельности ТОС на территории Нижнего Новгорода.

На сегодняшний день система территориального общественного самоуправления в Нижнем Новгороде выстраивается по инициативе жителей, на основе добровольности и демократичности. В Нижнем Новгороде установлены границы 92 территориальных общественных самоуправлений (из них активную деятельность осуществляют 63 Совета общественного самоуправления). Деятельность органов территориального общественного самоуправления объясняется активной жизненной позицией председателей органов территориального общественного самоуправления.

Наиболее эффективно органы территориального общественного самоуправления в Нижнем Новгороде решают следующие вопросы:

1) благоустройство территорий, включая проведение субботников во дворах, озеленение придомовых территорий, ремонт подъездов;

2) проведение культурно-массовых, спортивных мероприятий, конкурсов, организация досуга детей;

3) социальная защита жителей;

4) благотворительность.

Для получения субсидии из бюджета города на реализацию социального проекта организации территориального общественного самоуправления необходимо быть зарегистрированной в форме юридического лица. Однако активисты органов территориального общественного самоуправления не обладают высокой мотивацией для ведения подобной деятельности. Кроме того, они сталкиваются с рядом трудностей при оформлении документов при регистрации юридического лица. Механизм поддержки организаций территориального общественного самоуправления через проведение грантовых конкурсов способствует повышению их заинтересованности в развитии своих территорий. Но в настоящее время на муниципальном уровне данная система остается невостребованной.

Исходя из общей оценки состояния и уровня развития территориального общественного самоуправления в Нижнем Новгороде, можно сделать вывод о целесообразности использования потенциала органов территориального общественного самоуправления как неотъемлемой и структурированной части гражданского общества.

В развитии территориального общественного самоуправления города существует комплекс системных проблем, требующих решения:

1) сохранение тенденции к пассивному отношению людей к происходящим в городе социально значимым событиям;

2) необходимость развития компетенций председателей Советов общественного самоуправления;

3) высокий процент пожилых людей среди председателей и актива Советов ТОС;

4) отсутствие у значительного числа Советов ТОС статуса юридического лица, что ограничивает их возможности привлечения дополнительных средств на развитие своих территорий;

5) относительно слабое, зачастую поверхностное и одностороннее освещение актуальных вопросов деятельности территориального общественного самоуправления в средствах массовой информации.

Эти и другие проблемы, зачастую тесно связанные между собой, необходимо решать комплексно на основе принципа взаимовыгодного партнерского сотрудничества между органами местного самоуправления и органами территориального общественного самоуправления.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что в Нижнем Новгороде существует необходимость дальнейшей работы в сфере развития ТОС. Неотъемлемой частью данного направления работы является разработка и принятие муниципальной программы развития территориального общественного самоуправления как наиболее оптимального варианта решения стоящих задач.

Актуальность Подпрограммы 1 объясняется:

1) важностью имеющихся проблем и необходимостью их своевременного, комплексного и планомерного решения;

2) целевой направленностью подпрограммы на оказание содействия территориальному общественному самоуправлению;

3) стратегическими целями реализации муниципальной политики в Нижнем Новгороде в сфере общественных отношений.

Только системный подход к решению задач и устойчивая финансовая поддержка со стороны органов местного самоуправления позволит наиболее эффективно содействовать развитию территориального общественного самоуправления.

Реализация подпрограммы 1 будет направлена на создание условий для развития территориального общественного самоуправления и повышения гражданской активности при непосредственном участии в этом процессе самих Советов общественного самоуправления территориального общественного самоуправления.

Работа будет вестись по нескольким направлениям:

1) применение органами местного самоуправления Нижнего Новгорода практики организации и проведения конкурсов по реализации общественно полезных проектов с предоставлением их победителям субсидий из бюджета города;

2) разъяснение преимуществ регистрации организации территориального общественного самоуправления в качестве юридического лица, работа с активом территориального общественного самоуправления города;

3) ресурсная поддержка органов ТОС, материальное поощрение активистов территориального общественного самоуправления города;

4) реализация муниципальной политики в сфере развития территориального общественного самоуправления в Нижнем Новгороде через разработку и утверждение Программы, направленной на комплексное решение вопросов местного значения.

3.1.2.2. Задача подпрограммы 1.

Повышение эффективности взаимодействия органов местного самоуправления с органами территориального общественного самоуправления.

3.1.2.3. Сроки и этапы реализации подпрограммы 1.

Реализация подпрограммы 1 рассчитана на период 2019 - 2024 годов и осуществляется в один этап.

3.1.2.4. Целевые индикаторы подпрограммы 1.

Информация о составе и значениях целевых индикаторов Подпрограммы 1 приведена в таблице 1 программы.

3.2. Подпрограмма «Поддержка общественных некоммерческих организаций и взаимодействие с конфессиями и национально-культурными сообществами» (далее – подпрограмма 2).

23

3.2.1. Паспорт подпрограммы 2

Ответственный

исполнитель

подпрограммы 2

Департамент социальных проектов и коммуникаций администрации города Нижнего Новгорода

Задача

подпрограммы 2

Повышение эффективности взаимодействия органов местного самоуправления и общественных организаций в реализации социальных и общественно значимых проектов.

Этапы и сроки

реализации подпрограммы 2

Подпрограмма 2 реализуется в один этап, в 2019 - 2024 годы

Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы 2 за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода

Ответственный исполнитель

(руб. коп.), годы

2019

2020

2021

2022

2023

2024

Всего

Всего

2 069 212,35

1 944 005,00

2 170 000,00

2 170 000,00

2 170 000,00

2 170 000,00

12 919 212,35

Департамент социальных проектов и коммуникаций

(управление делами)

2 069 212,35

1 944 005,00

2 170 000,00

2 170 000,00

2 170 000,00

2 170 000,00

12 919 212,35

Целевой индикатор подпрограммы 2

Количество некоммерческих организаций, получивших финансовую поддержку на реализацию социально значимых проектов – 6 ед.

24

3.2.2. Текстовая часть подпрограммы 2.

3.2.2.1. Характеристика текущего состояния.

Взаимодействие органов государственной власти в России с общественными и религиозными организациями является одним из важнейших направлений национальной политики. Данный процесс в разных регионах Российской Федерации имеет различия в специфике и приоритетах коммуникации.

Администрация города в рамках взаимодействия с общественными, религиозными и национально-культурными организациями строит свою работу в соответствии с действующим законодательством на принципах открытости, сотрудничества и взаимоуважения.

В целях оказания финансовой поддержки общественным организациям города был разработан городской конкурс социальных проектов, который с 2008 года ежегодно проводится администрацией города. С 2011 года конкурс получил название «Открытый Нижний».

В условиях конкурса с 2019 года отражено 6 тематических направлений:

1. Поддержка, содействие трудовой и социально-психологической реабилитации и интеграции социально-незащищенных категорий населения, комплексной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья, повышение качества жизни людей пожилого возраста.

2. Содействие развитию благотворительной и добровольческой деятельности, поддержка волонтерского движения.

3. Развитие территориального общественного самоуправления и повышение социальной активности населения, развитие и укрепление институтов гражданского общества.

4. Экологическое воспитание, экологическая и природоохранная деятельность, благоустройство города Нижнего Новгорода.

5. Профилактика наркомании и употребления психоактивных (наркотических) веществ, продвижение антитабачной и антиалкогольной идеологии в молодежной и подростковой среде, профилактика асоциального поведения подростков.

6. Создание возможностей для самореализации молодежи, содействие развитию современного уличного искусства и популярных уличных видов спорта.

За все время существования конкурса реализовано более 300 социальных проектов на общую сумму более 36,5 млн. рублей, в которых приняли участие тысячи нижегородцев.

В соответствии с постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 04.07.2011 № 2698 «О создании Межконфессионального консультативного совета администрации города Нижнего Новгорода при администрации города Нижнего Новгорода» создан и работает Межконфессиональный консультативный совет (далее - МКС). В заседаниях принимают участие руководители основных традиционных конфессий города (православие, ислам, иудаизм, протестантизм, католичество, старообрядчество), руководители профильных подразделений администрации города Нижнего Новгорода, представители научно-экспертного сообщества и ведущих нижегородских вузов.

Темы, которые были рассмотрены на заседаниях МКС, являются важными и актуальными для городского сообщества. На заседаниях обсуждались вопросы взаимодействия религиозных организаций и органов власти в вопросах религиозного образования, проблемы и перспективы миграционной политики в Нижнем Новгороде, система мер по предупреждению этнических конфликтов, взаимодействие СМИ и религиозных организаций, гражданско-патриотическое воспитание нижегородской молодежи, 800-летие основания Нижнего Новгорода.

В рамках деятельности Межконфессионального совета разработан межконфессиональный туристический маршрут для нижегородцев и гостей города, желающих познакомиться с религиозной составляющей жизни города, ежегодно проводятся межконфессиональные и межнациональные субботники в преддверии майских праздников, круглые столы и семинары, посвященные вопросам межэтнического и межконфессионального взаимодействия, с привлечением представителей религиозных, национальных организаций, научной общественности и администрации города.

Также для поддержания межнационального и межконфессионального согласия и предупреждения возникновения межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных конфликтов, в соответствии с Федеральным законом от 22.10.2013 № 284-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений», в рамках деятельности МКС в Нижнем Новгороде создана рабочая группа по межнациональным отношениям. В состав рабочей группы вошли представители администрации города, правоохранительных органов и национально-культурных организаций города.

С 2014 по 2019 года при участии представителей администрации города проведено более 500 различных тематических мероприятий, среди которых: научно-практические конференции, различные концертные и игровые программы, литературные вечера, творческие конкурсы, выставки и спортивные праздники, а также традиционные празднования религиозных, светских праздников и памятных дат (Ураза-байрам, Курбан-байрам, Рош-а-Шона, Пурим, католическая и православная Пасха, Песах, 9 Мая и ряд других). В общей сложности в мероприятиях регулярно принимают участие представители 22 национально-культурных организаций города.

3.2.2.2. Задача подпрограммы 2.

Повышение эффективности взаимодействия органов местного самоуправления и общественных организаций в реализации социальных и общественно значимых проектов.

3.2.2.3. Сроки и этапы реализации подпрограммы 2.

Реализация подпрограммы 2 рассчитана на период 2019 - 2024 годов и осуществляется в один этап.

3.2.2.4. Целевые индикаторы подпрограммы 2.

Информация о составе и значениях целевых индикаторов подпрограммы 2 приведена в таблице 1 программы.

4. Оценка планируемой эффективности программы

Оценка эффективности программы будет ежегодно производиться на основе использования системы целевых индикаторов, которые обеспечат мониторинг динамики изменений ситуации в Нижнем Новгороде за оцениваемый период с целью уточнения задач и мероприятий программы.

В результате реализации системы мероприятий программы, направленной на создание благоприятных условий для повышения устойчивого и динамичного развития территориального общественного самоуправления, развития деятельности некоммерческих организаций, будет получен позитивный социальный эффект:

1) привлечение внимания жителей города к существующим проблемам и способам их решения;

2) создание условий для взаимодействия органов местного самоуправления города, органов территориального общественного самоуправления, представителей общественности, представителей различных национальных культур, жителей;

3) информирование нижегородцев о результатах деятельности органов территориального общественного самоуправления, некоммерческих организаций, представителей национальных объединений, повышение уровня интереса к деятельности органов местного самоуправления города в целом;

4) своевременное изучение существующих проблем для выработки новых методик и планирования работы по выявленным вопросам;

5) поддержка активной жизненной позиции у горожан;

6) поиск и поддержка талантливых нижегородцев;

7) активное вовлечение в решение городских социально важных задач различных социальных и возрастных групп жителей города Нижнего Новгорода;

8) эффективность и результативность реализации мероприятий подпрограмм будут оцениваться ежегодно в соответствии с количественными показателями целевых индикаторов подпрограмм.

27

5. План реализации программы

Таблица 5

План

реализации муниципальной программы «Развитие форм общественного самоуправления,

социальной активности населения, межнационального и межконфессионального взаимодействия в городе

Нижнем Новгороде» на 2019 - 2024 годы на 2020 год

п/п

Наименование подпрограммы, задачи, основного мероприятия, мероприятия

Ответственный за выполнение мероприятия

Срок

Показатели непосредственного результата реализации мероприятия (далее - ПНР)

Объемы финансового обеспечения, руб.

начала

реализации

окончания

реализации

Наименование ПНР

Ед. изм.

Значение

Собственные городские средства

Средства областного

бюджета

Средства федерального

бюджета

Прочие

источники

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Всего по муниципальной программе

8 801 477,42

0,00

0,00

0,00

1.

Подпрограмма "Муниципальная поддержка развития территориального общественного самоуправления"

6 857 472,42

0,00

0,00

0,00

Задача: Повышение эффективности взаимодействия органов местного самоуправления с органами территориального общественного самоуправления

1.1.

Проведение городского конкурса "Лучший Совет общественного самоуправления территориальных общественных самоуправлений города Нижнего Новгорода"

200 000,00

0,00

0,00

0,00

1.1.1.

Организация методического сопровождения конкурса.

Защита проектов и подведение итогов конкурса.

Отдел по взаимодействию с ИГО УОК ДСПиК

01.10.2020

30.12.2020

Количество изданных правовых актов, количество объездов территорий.

Количество итоговых мероприятий

Ед.

10 (3 - правовых акта, 3 объезда, 3 заслушивания, 1 награждение)

-

-

-

-

1.1.2.

Выплата премий Советам ТОС - победителям

01.11.2020

30.12.2020

Количество премий

Ед.

3

65 000,00

0,00

0,00

0,00

1.1.3.

Выплата премий Советам ТОС, принявших участие в конкурсе, не занявших призовые места

01.11.2020

30.12.2020

Количество премий

Ед.

23

80 000,00

0,00

0,00

0,00

1.1.4.

Поощрение активных жителей, победивших в номинациях «Лучший балкон, лоджия», «Лучший палисадник частного сектора», «Лучший палисадник МКД», «Лучшая дворовая территория»

01.11.2020

30.12.2020

Количество ценных призов

Ед.

50

55 000,00

0,00

0,00

0,00

1.2.

Обеспечение деятельности ТОС

6 657 472,42

0,00

0,00

0,00

1.2.1.

Осуществление текущих коммунальных платежей

Администрации районов города

01.01.2020

31.12.2020

Сумма оплаты текущих коммунальных платежей

Руб.

3 901 345,02

3 901 345,02

0,00

0,00

0,00

В том числе:

Автозаводский

01.01.2020

31.12.2020

Сумма оплаты текущих коммунальных платежей

Руб.

566822,60

566822,60

0,00

0,00

0,00

Канавинский

627965,00

627965,00

0,00

0,00

0,00

Ленинский

619850,00

619850,00

0,00

0,00

0,00

Московский

599472,42

599472,42

0,00

0,00

0,00

Нижегородский

228085,00

228085,00

0,00

0,00

0,00

Приокский

583950,00

583950,00

0,00

0,00

0,00

Советский

366800,00

366800,00

0,00

0,00

0,00

Сормовский

308400,00

308400,00

0,00

0,00

0,00

1.2.2.

Ремонт помещений Советов ТОС

Администрации районов города

01.01.2020

31.12.2020

Количество помещений

Ед.

1

189 070,00

0,00

0,00

0,00

В том числе:

Автозаводский

01.01.2020

31.12.2020

Количество помещений

Ед.

-

-

0,00

0,00

0,00

Канавинский

-

-

0,00

0,00

0,00

Ленинский

-

-

0,00

0,00

0,00

Московский

1

98 570,00

0,00

0,00

0,00

Нижегородский

-

52 000,00

0,00

0,00

0,00

Приокский

-

-

0,00

0,00

0,00

Советский

-

-

0,00

0,00

0,00

Сормовский

-

38 500,00

0,00

0,00

0,00

1.2.3

Прочие расходы на обеспечение деятельности ТОС

Администрации районов города

01.01.2020

31.12.2020

Сумма оплаты прочих расходов

Руб

2 567 057,40

2 567 057,40

В том числе:

Автозаводский

01.01.2020

31.12.2020

Сумма оплаты прочих расходов

Руб

212708,40

212708,40

Канавинский

01.01.2020

31.12.2020

214610,00

214610,00

Ленинский

01.01.2020

31.12.2020

469698,00

469698,00

Московский

01.01.2020

31.12.2020

196845,00

196845,00

Нижегородский

01.01.2020

31.12.2020

521944,00

521944,00

Приокский

01.01.2020

31.12.2020

436219,00

436219,00

Советский

01.01.2020

31.12.2020

197931,00

197931,00

Сормовский

01.01.2020

31.12.2020

317102,00

317102,00

2.

Подпрограмма 2 «Поддержка общественных некоммерческих организаций и взаимодействие с конфессиями и национально-культурными сообществами в городе Нижнем Новгороде»

1 944 005,00

0,00

0,00

0,00

Задача: Повышение эффективности взаимодействия органов местного самоуправления и общественных организаций в реализации социальных и общественно значимых проектов

2.1.

Проведение городского конкурса социальных проектов «Открытый Нижний»

0,00

0,00

0,00

2.1.1.

Сбор заявок социально ориентированных проектов

Отдел по взаимодействию с ИГО УОК ДСПиК

01.10.2020

21.10.2020

Количество отобранных проектов

Ед.

6

-

-

-

-

2.1.2.

Перечисление средств субсидии на реализацию проектов-победителей

01.11.2020

30.12.2020

Объем субсидии

Руб.

1 774 005,00

1 774 005,00

0,00

0,00

0,00

2.1.3.

Размещение материалов о реализации проектов-победителей городского конкурса на сайте нижнийновгород.рф

01.12.2020

30.12.2020

Количество размещенных материалов (информационные сообщения)

Ед.

15

-

-

-

-

2.2.

Реализация комплексного плана мероприятий по развитию и укреплению межнациональных и межконфессиональных отношений в целях повышения уровня общественной безопасности на территории Нижнего Новгорода в городе Нижнем Новгороде

170 000,00

0,00

0,00

0,00

2.2.1.

Проведение мероприятий в рамках взаимодействия с религиозными и национально-культурными организациями

Сектор по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений УОК ДСПиК

01.01.2020

31.12.2020

Количество мероприятий

Ед.

150

170 000,00

0,00

0,00

0,00

2.2.2.

Информационное освещение мероприятий в рамках взаимодействия с религиозными и национально-культурными организациями

01.01.2020

31.12.2020

Количество материалов (размещение в светских и религиозных СМИ информации о мероприятиях Комплексного плана)

Ед.

70

-

-

-

-