АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

09.09.2019

3148

-

¬

О внесении изменений в постановление администрации города Нижнего Новгорода от 21.01.2019 № 62


В соответствии со статьями 43, 52 Устава города Нижнего Новгорода, Порядком разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ города Нижнего Новгорода и Методическими рекомендациями по разработке и реализации муниципальных программ города Нижнего Новгорода, утвержденными постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 08.04.2014 № 1228, администрация города Нижнего Новгорода постановляет:

1. Внести в муниципальную программу «Развитие международной и внешнеэкономической деятельности города Нижнего Новгорода» на 2019-2024 годы, утвержденную постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 21.01.2019 № 62, изменения, изложив ее в новой редакции согласно приложению.

2. Управлению по связям со СМИ администрации города Нижнего Новгорода (Квашнина Н.М.) обеспечить опубликование постановления в официальном средстве массовой информации – газете «День города. Нижний Новгород».

3. Департаменту правового обеспечения администрации города Нижнего Новгорода (Киселева С.Б.) обеспечить размещение постановления на официальном сайте администрации города Нижнего Новгорода в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

4. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя главы администрации города Нижнего Новгорода Казачкову Н.В.

Глава города

В.А.Панов

С.А.Солдатенков

433 45 66

Приложение

к постановлению администрации

города

от 09.09.2019 № 3148

Муниципальная программа

«Развитие международной и внешнеэкономической

деятельности города Нижнего Новгорода» на 2019 - 2024 годы

(далее – программа)

1. Паспорт муниципальной программы

Ответственный исполнитель муниципальной программы

Департамент инвестиционной политики и внешнеэкономических связей администрации города Нижнего Новгорода

Соисполнители муниципальной программы

Управление делами администрации города Нижнего Новгорода

Департамент предпринимательства и туризма администрации города Нижнего Новгорода

Цели муниципальной программы

Создание благоприятных условий для развития внешних связей города, продвижение имиджа Нижнего Новгорода в России и за рубежом.

Задачи муниципальной программы

1. Укрепление привлекательности города Нижнего Новгорода и содействие продвижению продукции местных товаропроизводителей на внешние рынки.

2. Увеличение масштабов и оптимизация географической структуры международных и внешнеэкономических связей Нижнего Новгорода

Этапы и сроки реализации муниципальной программы

Срок реализации программы – 2019-2024 годы.

Программа реализуется в один этап.

Объемы бюджетных ассигнований муниципальной программы за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода, руб.

Годы

2019

2020

2021

2022

2023

2024

Департамент инвестиционной политики и внешнэкономических связей администрации города Нижнего Новгорода (Управление делами администрации города Нижнего Новгорода)

2100000

1250000

1250000

1308448,71

1308448,71

1308448,71

Итого: 8 525 346,13

Целевые индикаторы муниципальной программы

1.Количество иностранных делегаций, посетивших Нижний Новгород по линии администрации города Н.Новгорода – 360 делегаций (на конец 2024 года).

2.Количество переговоров между нижегородскими и зарубежными предприятиями и организациями, проведенными при содействии администрации города Н.Новгорода – 420 переговоров (на конец 2024 года).

3.Количество упоминаний о Нижнем Новгороде в СМИ городов-побратимов и партнеров в процентах к 2018 году – 100% (на конец 2024 года).

4. Доля участников международных и внешнеэкономических мероприятий, проводимых администрацией города Нижнего Новгорода, которые положительно оценили результаты своего участия (по опросам) – 90% (на конец 2024 года).

5. Количество новых иностранных субъектов, вовлеченных в международную и внешнеэкономическую деятельность администрации города Нижнего Новгорода – 90 субъектов (на конец 2024 года).

2. Текстовая часть программы

2.1. Характеристика текущего состояния

Муниципальная программа «Развитие международной и внешнеэкономической деятельности города Нижнего Новгорода» разработана в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), Федеральным законом от 8 декабря 2003 года от № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», Законом Нижегородской области от 16 апреля 2001 года № 181-3 «О координации международных и внешнеэкономических связей на территории Нижегородской области», Стратегией развития Нижегородской области до 2035 года, Положением о департаменте инвестиционной политики и внешнеэкономических связей администрации города Нижнего Новгорода, утвержденным постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 29.03.2019 № 911.

В условиях современной реальности, когда во всем мире все большее значение приобретают процессы сотрудничества, интеграции и создания единых экономических пространств, интенсификация международной и внешнеэкономической деятельности Нижнего Новгорода становится одним из ключевых условий успешного и устойчивого развития города, его гармоничного вхождения в систему международного экономического сотрудничества.

В этой связи основной целью настоящей программы является формирование нового, современного подхода к развитию внешних связей Нижнего Новгорода, определение приоритетных направлений и создание благоприятных условий для развития международного и внешнеэкономического сотрудничества, продвижение имиджа Нижнего Новгорода в России и за рубежом, а также эффективное использование конкурентных преимуществ города при осуществлении международной и внешнеэкономической деятельности.

Программа предлагает систему мероприятий, нацеленных на успешное и результативное развитие международных и внешнеэкономических связей Нижнего Новгорода, обоснование необходимости которой основывается на проведенном анализе существующего уровня и перспектив развития внешних связей города, выявлении конкурентных преимуществ Нижнего Новгорода и имеющихся недостатков.

Реализация программы осуществляется за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода.

2.1.1. Международное сотрудничество – текущее состояние

и имеющийся потенциал

Международные связи Нижнего Новгорода начали интенсивно развиваться в 1991 году, когда город был открыт для иностранных гостей. С этого момента началось формирование и укрепление международного престижа Нижнего Новгорода как одного из крупнейших промышленных, научных и культурно-образовательных центров России. В настоящее время повышение авторитета на международном и российском уровне, создание положительного имиджа города у иностранных партнеров, формирование благоприятного делового климата для совершенствования международной и внешнеэкономической деятельности входит в разряд приоритетных направлений деятельности администрации города.

Органы местного самоуправления Нижнего Новгорода проводят активную политику установления побратимских и партнерских отношений с зарубежными городами. В настоящее время Нижний Новгород имеет 17 городов-побратимов:

1. Эссен (ФРГ) – с 1991 г.

2. Филадельфия (США) – с 1992 г.

3. Линц (Австрия) – с 1993 г.

4. Цзинань (КНР) – с 1994 г.

5. Тампере (Финляндия) – с 1995 г.

6. Харьков (Украина) – с 2001 г.

7. Матансас (Куба) – с 2004 г.

8. Сувон (Республика Корея) – с 2005 г.

9. Нови Сад (Сербия) – с 2006 г.

10. Минск (Белоруссия) – с 2007 г.

11. Сант Бой де Льобрегат (Испания) – с 2009 г.

12. Сухум (Абхазия) – с 2011 г.

13. Дьёр (Венгрия) – с 2013 г.

14. Бельцы (Молдова) – с 2016 г.

15. Добрич (Болгария) – с 2017 г.

16. Ираклион (Греция) – с 2018 г.

17. Хэфэй (КНР) – с 2019 г.

Партнерами Нижнего Новгорода являются Южно - Моравский край (Чехия) и Уси (КНР).

Таким образом, наряду с городами дальнего зарубежья (Европы, Азии и Америки) Нижний Новгород успешно сотрудничает с городами стран СНГ, в том числе, Белоруссии. Сотрудничество с Минском осуществляется преимущественно в области экономики и торговли, достаточно большое количество нижегородских предприятий активно взаимодействует с белорусскими партнерами. Немаловажным фактором является наличие в Нижнем Новгороде отделения Посольства Республики Беларусь в РФ. Кроме того, углубление связей между Нижним Новгородом и Минском пользуется поддержкой региональных властей, которые, в свою очередь, заинтересованы в развитии отношений с Белоруссией.

Укреплению международных контактов Нижнего Новгорода способствует деятельность Японского, Французского, Немецкого, Чешского, Испанского, Сербского, Греческого, Тайского культурно-образовательных центров, Австрийской и Итальянской библиотек, центра французского языка и культуры «Альянс Франсез», Регионального центра французского языка, Института Конфуция, Общества ингерманландских финнов и Корейской национальной культурной автономии.

В последнее время в городе стал активно развиваться институт почетного консульства. В настоящий момент в Нижнем Новгороде работают почетные консулы семи иностранных государств (Австрийской Республики, Венгрии, Республики Абхазии, Республики Словении, Республики Португалии, Республики Мальты, Французской Республики).

С 1997 года в Нижнем Новгороде действует Организация Международного Сообщества (ICANN), целью которой является налаживание контактов с представителями местной администрации и создание благоприятных условий для эффективного ведения бизнеса в регионе и в России в целом. Международное деловое сообщество на нижегородской земле представляют такие всемирно известные компании как группа Фройденберг, Раффайзенбанк, ИБИС, ИКЕА, Интел, КПМГ, Либхерр - Нижний Новгород, Магна Автомотив Рус, РОСБАНК Сосьете Женераль Груп, РусВинил, Тросифоль, Фольксваген Груп Рус и др.

В настоящее время в Нижнем Новгороде работает несколько десятков крупных предприятий с участием иностранного капитала, активно развиваются международные торговые сети: Eurospar, Metro Cash & Carry, IKEA, OBI, Auchan, Coca-Cola и др.

Нижний Новгород — один из ведущих центров российской индустрии информационных технологий. Нижегородская лаборатория Intel, основанная в 2000 году, выполняет функции маркетингового и исследовательского центра корпорации в России, Казахстане и Украине. Основными международными партнерами нижегородских компаний, работающих в сфере информационных технологий, являются также корпорации MERA Networks, Teleca Russia, IBM, MATRA и др.

Нижний Новгород – один из центров выставочной деятельности. Ежегодно на территории ВЗАО «Нижегородская ярмарка», одного из крупнейших выставочных комплексов России, проходит целый ряд всероссийских и международных тематических выставок и форумов, в том числе, Международный научно-промышленный форум «Великие реки», Российский архитектурно-строительный форум, Автофорум.

Динамично развиваются школьные, студенческие и академические обмены с зарубежными странами. Творческие коллективы города (хоровые и музыкальные коллективы, коллективы народного творчества, театральные группы и др.) ведут достаточно активную гастрольную деятельность за рубежом, участвуют в престижных международных фестивалях.

Нижний Новгород является членом ряда организаций, специализирующихся в области развития международных и межрегиональных связей, в том числе, «Ассоциации городов Поволжья» (АГП) и «Союза российских городов» (СРГ).

Существующие договоренности и членство Нижнего Новгорода в организациях, занимающихся межрегиональной деятельностью, должны стать основой для планомерного развития разностороннего взаимовыгодного сотрудничества с городами регионов России с использованием всех имеющихся возможностей и форм взаимодействия. Восстановление и успешное, результативное развитие межрегиональных связей является в условиях современных реалий одним из существенных факторов динамичного развития города в целом.

2.1.2. Внешнеэкономическая деятельность – основные показатели и динамика

за последние 3 года

На сегодняшний день нет точных данных муниципальной статистики по внешнеэкономической деятельности предприятий Нижнего Новгорода. Однако, принимая во внимание, что большинство крупных промышленных предприятий Нижегородской области расположены на территории города, можно говорить о тенденциях в целом на основании таможенной статистики Нижегородской области.

Основными показателями, характеризующими внешнеэкономическую деятельность, являются внешнеторговый оборот, объем экспорта, импорта и сальдо внешнеторгового оборота.

2015 г.

В % к 2014 г.

2016 г.

В % к 2015 г.

2017 г.

В % к 2016 г.

Внешнеторговый оборот, млн. долл. США

5 294

67

4 755

90

6 756

142

Экспорт, млн. долл. США

3 164

64

2 699

85

3 881

144

Импорт, млн. долл. США

2 131

71

2 056

96,5

2 875

140

Сальдо, млн. долл. США

1 313

644

1006

В первом полугодии 2018 года эти показатели составили:

Внешнеторговый оборот,

млн. долл. США

Экспорт,

млн. долл. США

Импорт,

млн. долл. США

Сальдо,

млн. долл. США

4 206

(131,5% к 1 полугодию 2017 года)

2 557

(135,4% к 1 полугодию 2017 года)

1 649

(125,9% к 1 полугодию 2017 года)

908

(157,1% к 1 полугодию 2017 года)

Приведенные данные (источник – сборник «Таможенная статистика внешней торговли Нижегородской области» Приволжского таможенного управления) свидетельствуют о том, что в 2015-2016 г.г. наблюдалось снижение внешнеторгового оборота Нижегородской области. При этом темпы снижения объемов импорта были в среднем темпов снижения объемов экспорта, что приводило к уменьшению сальдо торгового баланса. В 2017 году начался рост внешнеторгового оборота Нижегородской области, который продолжился в первом полугодии 2018 года.

В целях поддержания и укрепления этой положительной тенденции, оживления внешнеэкономической деятельности как одного из ключевых факторов успешного и устойчивого развития Нижнего Новгорода, должна работать специальная система мер, направленная, прежде всего, на оказание организационно-методической помощи предприятиям и организациям города, реализующим проекты и программы внешнеэкономического характера, оказание содействия приоритетному развитию промышленных предприятий, производящих ориентированную на экспорт и импортозамещающую продукцию, и, в целом, на поддержку местных товаропроизводителей и продвижение их продукции на внешний рынок.

Товарная структура экспорта

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Минеральные продукты – 61,6%,

машиностроительная

продукция – 15,4%,

продукция химической промышленности, каучук – 9,5%

Минеральные продукты – 30,6%,

машиностроительная продукция – 27,7%,

продукция химической промышленности, каучук – 16,1%,

металлы и изделия из них –11%

Машиностроительная продукция – 28,5%, минеральные продукты – 23,7%,

металлы и изделия из них – 21,9%,

продукция химической промышленности, каучук – 13,2%

Товарная структура импорта

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Машиностроительная продукция – 38,8%,

продукция химической промышленности, каучук – 34,2%,

продовольственные товары и сырье – 9,7%,

металлы и изделия из них – 8,8%

Машиностроительная продукция – 38,8%,

продукция химической промышленности, каучук – 33,5%,

продовольственные товары и сырье – 10,9%,

металлы и изделия из них – 7,4%

Машиностроительная продукция – 37,2%,

продукция химической промышленности, каучук – 28,8%,

металлы и изделия из них – 16,3%,

продовольственные товары и сырье – 8,7%

Основные торговые партнеры

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Общее количество – 140 стран

Крупнейшие при экспорте:

Нидерланды (43,5%), Бельгия (4,3%), Украина (3,9%), Египет (3,8%), Соединенные Штаты (3,6%), Индия (3,3%), Азербайджан (3,1%), Германия (2,8%), Франция (2%), Польша (1,9%), Узбекистан (1,8%), Латвия (1,8%), Финляндия (1,8%), Дания (1,7%), Корея, Республика (1,7%), Йемен (1,5%), Китай (1,3%), Эстония (1,2%);

при импорте: Германия (18,8%), Китай (10,6%), Италия (6,4%), Франция (6,2%), Соединенные Штаты (4,9%), Корея, Республика (4,4%), Испания (3,2%), Чешская Республика (3,1%), Польша (3%), Финляндия (3%), Индонезия (2,8%), Сербия (2,8%), Бельгия (2,6%), Япония (2,4%), Нидерланды (2,3%), Турция (2,1%), Ирландия (1,9%), Австрия (1,6%), Швеция (1,5%), Украина (1,5%).

Общее количество – 146 стран

Крупнейшие при экспорте: Беларусь (21,5%), Нидерланды (16,6%), Казахстан (7,4%), Финляндия (6,2%), Украина (4,3%), Бангладеш (3,7%), Египет (3,7%), Бельгия (3,1%), Индия (2,9%), Германия (2,7%), Китай (2,6%), Франция (2,3%), Польша (2%), Иран, Исламская Республика (1,8%), Латвия (1,6%), Азербайджан (1,5%), Соединенные Штаты (1,3%);

при импорте: Германия (16,5%), Китай (11,9%), Франция (8,6%), Беларусь (8,6%), Италия (4,5%), Индонезия (3%), Испания (2,8%), Польша (2,8%), Чехия (2,7%), Финляндия (2,6%), Сербия (2,5%), Соединенные Штаты (2,3%), Бельгия (2,2%), Япония (1,9%), Ирландия (1,9%), Нидерланды (1,8%), Австрия (1,8%), Литва (1,6%), Турция (1,6%), Корея, Республика (1,6%), Украина (1,3%), Словакия (1,1%).

Общее количество – 146 стран

Крупнейшие при экспорте:

Беларусь (22,2%), Нидерланды (10,0%), Финляндия (11,0%), Украина (8,4%), Казахстан (6,1%), Турция (4,9%), Азербайджан (3,9%), Китай (3,6%), Бангладеш (2,7%), Польша (2,3%), Германия (2,2%), Индия (2,2%), Соединенные Штаты (1,7%), Латвия (1,4%), Узбекистан (1,2%);

при импорте:

Германия (15,2%), Китай (10,7%), Украина (7,1%), Франция (6,2%), Беларусь (6%), Австрия (6,0%), Чехия (4,6%), Италия (4,4%), Индонезия (2,6%), Соединенные Штаты (2,5%), Испания (2,4%), Польша (2,4%), Финляндия (2,4%), Бельгия (2,2%), Сербия (2,2%), Япония (1,8%), Нидерланды (1,7%), Корея, Республика (1,7%), Ирландия (1,5%), Турция (1,4%), Литва (1,3%).

Анализируя товарную структуру экспорта и импорта, можно сделать вывод о том, что в последние годы в товарной структуре экспорта преобладают минеральные продукты, машиностроительная продукция и продукция химической промышленности, каучук.

В импорте товаров ведущее место занимает машиностроительная продукция, продукция химической промышленности, каучук, продовольственные товары и сырье, металлы и изделия из них.

Количество торговых партнеров Нижегородской области в последние годы остается примерно на одном уровне. В качестве главных торговых партнеров традиционно выступают страны дальнего зарубежья. Так, в 2017 году их доля в товарообороте области составила 68,9%, в том числе в экспорте – 56,3%, в импорте – 85,9%.

2.1.3. SWOT-анализ города Нижнего Новгорода с точки зрения развития международной и внешнеэкономической деятельности.

Сильные и слабые стороны Нижнего Новгорода

Фактор

Сильные стороны (преимущества)

Слабые стороны (недостатки)

Экономико-географическое положение

Центральное положение на внутрироссийском рынке, мощный транспортный узел на пересечении направлений Центр – Восток и Север – Юг России

Отсутствие прямого выхода за рубеж

Транспортно-логистическая инфраструктура

Наличие комплексного транспортного узла:

большая протяженность и высокая плотность автомобильных дорог (более 12 тысяч км автомобильных дорог с плотностью в 2 раза выше, чем в среднем по России);

автодороги федерального значения М7 и Р158;

1300 км железных дорог при плотности железнодорожных путей общего пользования в три раза выше среднероссийского уровня;

один из ходов Транссибирской магистрали;

речной грузовой узел и пассажирский порт с выходом ко всем морям, омывающим Европейскую часть России (около 900 км внутренних водных путей, несколько причалов для перевалки грузов);

вхождение в два трансевропейских транспортных коридора: №2 «Берлин-Варшава-Минск-Москва-Нижний Новгород» и №9 «Север Европы – Средиземноморский бассейн» (речной компонент);

международный аэропорт

Недостаток современных логистических центров, терминальных комплексов международного уровня, включающих эффективные таможенно-складские мощности.

Ограниченный доступ в северные районы Нижегородской области и северные регионы Российской Федерации из центра вследствие «разорванности» области по реке .

Перегруженность автотранспортной системы Нижнего Новгорода транзитным транспортом вследствие отсутствия удобного объездного пути, что приводит к вынужденным простоям транспорта и ухудшению экологической обстановки.

Недостаточно развитая инфраструктура грузовых и пассажирских перевозок аэропорта Нижнего Новгорода.

Геополитическое положение, уровень известности, имидж

Общенациональное оборонно-промышленное и научно-инновационное значение.

Имидж «опорного края державы».

Историческая функция Нижнего Новгорода как торгового центра.

Мировая историческая и культурная ценность Н.Новгорода.

Относительная политическая стабильность.

Близость других экономически развитых промышленных центров.

Потребительский потенциал

Привлекательный потребительский рынок с тенденцией к росту ёмкости по основным товарным группам

Периферийное значение потребительского рынка

Население и условия для жизни

Высокий профессиональный, образовательный и культурный уровень населения.

Относительно развитая природоохранная инфраструктура.

Глубокие технологические традиции: российский центр автомобилестроения, авиастроения, судостроения, приборостроения, ядерной физики, оборонной промышленности и других высокотехнологичных секторов экономики.

Качество жилищных условий находится на среднероссийском уровне.

Сокращение численности населения и средней продолжительности жизни, снижение доли трудоспособного населения и экономически активного населения, отставание социальной сферы,

сильная имущественная дифференциация населения.

Ограниченные возможности по предоставлению доступного жилья.

Ограниченные возможности проведения досуга по сравнению с мировым уровнем.

Образовательный и научно-исследовательский комплекс

Один из ведущих в России образовательных центров, в котором обучается свыше 150000 студентов.

45 научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро и 5 институтов Российской Академии Наук.

Условия хозяйственной деятельности

Налоговые льготы предпринимателям.

Благожелательность и гибкость администрации города по отношению к инвесторам.

Стоимость аренды коммерческой недвижимости и покупки земли в Н.Новгороде ниже, чем в Москве, Санкт-Петербурге и ряде других регионов европейской части России.

Относительно низкий уровень оплаты труда при значительной доле квалифицированного персонала в сравнении с другими регионами.

Административные барьеры для предпринимательства.

Рост цен и тарифов естественных монополий.

Отсутствие комплексной системы привлечения инвестиций.

Недостаточная инвестиционная активность иностранного бизнеса.

Отсутствие информационной базы по внешним связям предприятий.

Производственный потенциал

Наличие ряда высокотехнологичных и наукоёмких отраслей, конкурентоспособных на мировом рынке

Неконкурентоспособность многих отраслей.

Высокий уровень физического и морального износа основных фондов.

Низкий уровень производительности труда.

Международное и внешнеэкономическое сотрудничество

Достаточно развитая инфраструктура зарубежных (в том числе, побратимских) связей.

Наличие городской и областной структур, регулирующих международную и внешнеэкономическую деятельность.

Размещение в Нижнем Новгороде зарубежных почетных Консульств, дипломатических и коммерческих представительств.

Наличие большого числа зарубежных образовательных и культурных центров.

Наличие у администрации города опыта проведения международных и межрегиональных экономических миссий, форумов, конференций, выставок, ярмарок, иных мероприятий.

Нехватка информации о городе на мировом уровне.

Отсутствие продуманной стратегической системы развития международной и внешнеэкономической деятельности.

Недостаточное развитие инвестопроводящей структуры.

Недостаток собственных инвестиционных ресурсов.

Природная среда и возможности рекреации

Наличие региональных рекреационных зон.

Потенциальный центр отечественного и зарубежного туризма

Напряженная экологическая ситуация.

Высокий уровень выбросов в водно-воздушный бассейн, шумовой нагрузки, радиационного загрязнения.

Высокая вероятность техногенных экологических катастроф

Возможности и угрозы для развития Нижнего Новгорода

Возможности

Угрозы

Стабилизация экономической ситуации в стране

 Финансовый кризис

 Политическая стабильность

Наличие достаточных преимуществ у городов – ближайших конкурентов

Усиление стратегии государства по привлечению иностранных инвестиций

Ограниченность прав местного самоуправления в области привлечения инвестиций, кредитов и т.п. и, как следствие, низкая инвестиционная активность

Реализация международных транспортных проектов (развитие международных транспортных коридоров)

Критический уровень дифференциации доходов населения, нестабильный обменный курс, рост ставки процента, рост уровня инфляции

Развитие новых сфер бизнеса

Вывоз капитала

Интеграция в европейскую и мировую экономику, слом коммуникационных барьеров между странами

Рост конкуренции для отраслей региона со стороны ведущих мировых участников рынка

Наличие высококвалифицированной и дешевой рабочей силы

«Утечка мозгов»

2.1.4. Основные приоритеты в развитии международных и внешнеэкономических связей. Создание благоприятных условий для развития внешних связей

города Нижнего Новгорода

Успешное и устойчивое развитие города в условиях глобализации, интеграции и создания единых экономических пространств невозможно без его гармоничного вхождения в систему мирохозяйственных связей.

В этой связи необходимо сформировать целенаправленную стратегию развития международных и внешнеэкономических связей Нижнего Новгорода, предусматривающую:

1) поддержку местных товаропроизводителей и продвижение их продукции на внешний рынок;

2) оказание содействия приоритетному развитию предприятий, производящих ориентированную на экспорт и конкурентоспособную импортозамещающую продукцию;

3) оказание организационно-методической помощи предприятиям и организациям города, реализующим проекты и программы международного и внешнеэкономического характера;

4) оказание содействия нижегородским и зарубежным предприятиям, организациям, научным и образовательным учреждениям в установлении и развитии образовательного и научно-технического сотрудничества.

Необходимо также создавать благоприятные условия для развития внешних связей Нижнего Новгорода путем создания привлекательного имиджа Нижнего Новгорода как надежного партнера, обладающего мощным экономическим, научным, образовательным и культурным потенциалом:

разработки и реализации программ и мероприятий по повышению политической и экономической привлекательности Нижнего Новгорода с учетом отечественного и зарубежного опыта;

организации и проведения в Нижнем Новгороде конгрессов, выставок, конференций, форумов по различным вопросам жизнедеятельности города с участием зарубежных стран с целью укрепления международного имиджа Нижнего Новгорода;

организации и проведения в Нижнем Новгороде конгрессновыставочных мероприятий, направленных на взаимовыгодное использование потенциала регионов России, с целью формирования имиджа Нижнего Новгорода как конгрессного центра Поволжья;

проведения презентаций экономического, научного и культурного потенциала Нижнего Новгорода и иных имиджевых мероприятий в России и за рубежом;

создания, регулярного обновления и организации распространения презентационных материалов о Нижнем Новгороде в печатной, электронной и иных формах на русском и иностранных языках;

включения информации о международных и внешнеэкономических проектах, реализуемых на территории Нижнего Новгорода, в общероссийские и международные коммуникационные сети;

публикации информационно-аналитических материалов о международной и внешнеэкономической деятельности на территории города в отечественной и зарубежной прессе;

проведения конференций, семинаров, конкурсов, мастер-классов и иных мероприятий, направленных на совершенствование сферы гостеприимства Нижнего Новгорода, повышение профессиональной квалификации специалистов данной сферы.

Соблюдение указанных приоритетов в развитии международных и внешнеэкономических связей города Нижнего Новгорода положено в основу мероприятий, предусмотренных настоящей муниципальной программой.

2.2. Цели, задачи муниципальной программы

Цель программы: создание благоприятных условий для развития внешних связей города, продвижение имиджа Нижнего Новгорода в России и за рубежом.

Достижение указанной цели должно осуществляться на основе комплексной программной проработки с учетом всех возможностей и форм сотрудничества, что и определяет круг задач, на решение которых направлена настоящая муниципальная программа.

Основными задачами программы являются:

1.Укрепление привлекательности города Нижнего Новгорода и содействие продвижению продукции местных товаропроизводителей на внешние рынки.

2.Увеличение масштабов и оптимизация географической структуры международных и внешнеэкономических связей Нижнего Новгорода.

2.3. Сроки и этапы реализации муниципальной программы

Реализация программы осуществляется в 2019-2024 годах. Программа реализуется в один этап.

14

2.4. Целевые индикаторы программы

Таблица 1

Сведения о целевых индикаторах муниципальной программы

№ п/п

Наименование цели муниципальной программы, задачи, целевого индикатора

Ед. измерения

Значение показателя целевого индикатора

2019 год

2020 год

2021 год

2022 год

2023 год

2024 год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Цель: Создание благоприятных условий для развития внешних связей города, продвижение имиджа Нижнего Новгорода в России и за рубежом

1.

Количество иностранных делегаций, посетивших Нижний Новгород по линии администрации города Н.Новгорода

ед.

60

60

60

60

60

60

2.

Количество переговоров между нижегородскими и зарубежными предприятиями и организациями, проведенными при содействии администрации города Н.Новгорода

ед.

70

70

70

70

70

70

Задача: Укрепление привлекательности города Нижнего Новгорода и содействие продвижению продукции местных товаропроизводителей на внешние рынки

3.

Количество упоминаний о Нижнем Новгороде в СМИ городов-побратимов и партнеров в процентах к 2018 году

%

100

100

100

100

100

100

4.

Доля участников международных и внешнеэкономических мероприятий, проводимых администрацией города Нижнего Новгорода, которые положительно оценили результаты своего участия

%

70

80

82

84

87

90

Задача: Увеличение масштабов и оптимизация географической структуры международных и внешнеэкономических связей Нижнего Новгорода

5.

Количество новых иностранных субъектов, вовлеченных в международную и внешнеэкономическую деятельность администрации города Нижнего Новгорода

ед.

15

15

15

15

15

15

Таблица 2

Методика расчета целевых индикаторов муниципальной программы

№ п/п

Наименование показателя

целевого индикатора

Единица

измерения

НПА, определяющий методику расчета показателя целевого индикатора

Расчет показателя целевого индикатора

Исходные данные для расчета значений

показателя целевого индикатора

формула расчета

буквенное обозначение переменной в формуле расчета

источник исходных данных

метод сбора исходных данных

периодичность сбора и срок представления исходных данных

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

Количество иностранных делегаций, посетивших Нижний Новгород по линии администрации города Н.Новгорода

ед.

Ведомственная отчетность

Годовая

2.

Количество переговоров между нижегородскими и зарубежными предприятиями и организациями, проведенными при содействии администрации города Н.Новгорода

ед.

Ведомственная отчетность

Годовая

3.

Количество упоминаний о Нижнем Новгороде в СМИ городов-побратимов и партнеров в процентах к 2018 году

%

Ведомственная отчетность

Годовая

4.

Доля участников международных и внешнеэкономических мероприятий, проводимых администрацией города Нижнего Новгорода, которые положительно оценили результаты своего участия

%

Социологический

опрос

Годовая

5.

Количество новых иностранных субъектов, вовлеченных в международную и внешнеэкономическую деятельность администрации города Нижнего Новгорода

ед.

Ведомственная отчетность

Годовая

2.5. Меры правового регулирования

Таблица 3

Сведения об основных мерах правового регулирования

п/п

Вид правового акта

Основные положения правового акта (суть)

Ответственный исполнитель, соисполнитель

Ожидаемые сроки принятия

1

2

3

4

5

1.

Основное мероприятие 1. Проведение презентаций города Нижнего Новгорода в посольствах иностранных государств в Москве, в городах-побратимах и партнерах Нижнего Новгорода

1.1.

Распоряжение администрации города Нижнего Новгорода

Командирование представителей администрации г.Н.Новгорода в города-побратимы и партнеры и в Москву

Департамент инвестиционной политики и внешнеэкономических связей

В течение периода реализации муниципальной программы

2.

Основное мероприятие 2. Проведение в Нижнем Новгороде мероприятий публичного (массового) характера по различным вопросам жизнедеятельности города с участием зарубежных стран и городов России

2.1.

Распоряжение администрации города Нижнего Новгорода

Прием делегаций зарубежных стран и городов России в Нижнем Новгороде

Департамент инвестиционной политики и внешнеэкономических связей

В течение периода реализации муниципальной программы

3.

Основное мероприятие 3. Создание, регулярное обновление и организация распространения презентационных материалов о Нижнем Новгороде

3.1.

Принятие правовых актов не предусмотрено

4.

Основное мероприятие 4. Организация участия представителей города Нижнего Новгорода в мероприятиях публичного (массового) характера за рубежом и в городах России

4.1.

Распоряжение администрации города Нижнего Новгорода

Командирование представителей администрации г.Н.Новгорода за рубеж и в города России

Департамент инвестиционной политики и внешнеэкономических связей, департамент предпринимательства и туризма

В течение периода реализации муниципальной программы

5.

Основное мероприятие 5. Организация мероприятий по реализации международных образовательных проектов

5.1.

Принятие правовых актов не предусмотрено

6.

Основное мероприятие 6. Сотрудничество с международными организациями, дипломатическими представительствами иностранных государств в Российской Федерации, дипломатическими представительствами Российской Федерации за рубежом, а также с иностранными и российскими структурами, отвечающими за развитие международных и межрегиональных связей

6.1.

Принятие правовых актов не предусмотрено

2.6. Участие в реализации программы муниципальных унитарных предприятий, хозяйственных обществ, акции, доли в уставном капитале которых принадлежат муниципальному образованию город Нижний Новгород, общественных, научных и иных организаций

Участие в реализации программы муниципальных унитарных предприятий, хозяйственных обществ, акции, доли в уставном капитале которых принадлежат муниципальному образованию город Нижний Новгород, общественных, научных и иных организаций не предусмотрено.

2.7. Обоснование объема финансовых ресурсов

Таблица 4

Ресурсное обеспечение реализации муниципальной программы за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода

№ п/п

Наименование программы, основного мероприятия

Ответственный исполнитель, соисполнители

Расходы (руб.), годы

2019 год

2020 год

2021 год

2022 год

2023 год

2024 год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Муниципальная программа «Развитие международной и внешнеэкономической деятельности города Нижнего Новгорода»

Всего:

2100000

1250000

1250000

1308448,71

1308448,71

1308448,71

Департамент инвестиционной политики и внешнеэкономических связей администрации города Нижнего Новгорода

(управление делами администрации города Нижнего Новгорода)

2100000

1250000

1250000

1308448,71

1308448,71

1308448,71

1.

Основное мероприятие 1. Проведение презентаций города Нижнего Новгорода в посольствах иностранных государств в Москве, в городах-побратимах и партнерах Нижнего Новгорода

Департамент инвестиционной политики и внешнеэкономических связей администрации города Нижнего Новгорода

(управление делами администрации города Нижнего Новгорода)

0

200000

200000

200000

200000

200000

2.

Основное мероприятие 2. Проведение в Нижнем Новгороде мероприятий публичного (массового) характера по различным вопросам жизнедеятельности города с участием зарубежных стран и городов России

Департамент инвестиционной политики и внешнеэкономических связей администрации города Нижнего Новгорода

(управление делами администрации города Нижнего Новгорода)

500000

500000

500000

500000

500000

500000

3.

Основное мероприятие 3. Создание, регулярное обновление и организация распространения презентационных материалов о Нижнем Новгороде

Департамент инвестиционной политики и внешнеэкономических связей администрации города Нижнего Новгорода

(управление делами администрации города Нижнего Новгорода)

300000

*

*

*

*

*

4.

Основное мероприятие 4. Организация участия представителей города Нижнего Новгорода в мероприятиях публичного (массового) характера за рубежом и в городах России

Департамент инвестиционной политики и внешнеэкономических связей администрации города Нижнего Новгорода

(управление делами администрации города Нижнего Новгорода, департамент предпринимательства и туризма)

1300000

550000

550000

608448,71

608448,71

608448,71

5.

Основное мероприятие 5. Организация мероприятий по реализации международных образовательных проектов

Департамент инвестиционной политики и внешнеэкономических связей администрации города Нижнего Новгорода

(управление делами администрации города Нижнего Новгорода)

*

*

*

*

*

*

6.

Основное мероприятие 6. Сотрудничество с международными организациями, дипломатическими представительствами иностранных государств в Российской Федерации, дипломатическими представительствами Российской Федерации за рубежом, а также с иностранными и российскими структурами, отвечающими за развитие международных и межрегиональных связей

Департамент инвестиционной политики и внешнеэкономических связей администрации города Нижнего Новгорода

(управление делами администрации города Нижнего Новгорода)

*

*

*

*

*

*

*- мероприятия реализуются в случае выделения дополнительных средств из бюджета города Нижнего Новгорода.

2.8. Анализ рисков реализации муниципальной программы

Вид риска

Механизм минимизации риска

Недостаточное бюджетное финансирование

Привлечение средств из внебюджетных источников

Форс-мажор, человеческий фактор (низкая активность потенциальных участников мероприятий муниципальной программы)

Постоянный мониторинг активности, корректировка мероприятий, направленных на ее повышение

Более высокий рост цен на отдельные виды работ, услуг, предусмотренные в рамках программных мероприятий

Постоянный мониторинг цен, тщательный анализ рынка

3. Подпрограммы муниципальной программы

Муниципальная программа не имеет подпрограмм

4. Оценка планируемой эффективности муниципальной программы

Оценка планируемой эффективности муниципальной программы выражается в:

повышении международной и внешнеэкономической активности города Нижнего Новгорода, расширении круга географических рамок и взаимодействующих субъектов;

увеличении объемов внешнеэкономической деятельности;

укреплении имиджа Нижнего Новгорода в России и за рубежом как надежного партнера, обладающего мощным экономическим, образовательным, научным и культурным потенциалом.

5.План реализации муниципальной программы

Таблица 5

ПЛАН

РЕАЛИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

«Развитие международной и внешнеэкономической деятельности города Нижнего Новгорода» на 2019 год

п/п

Наименование подпрограммы, задачи, основного мероприятия, мероприятия

Ответственный за выполнение мероприятия (управление, отдел)

Срок

Показатели непосредственного результата реализации мероприятия (далее - ПНР)

Объемы финансового обеспечения, руб.

начала реализации

окончания реализации

Наименование ПНР

Ед. изм.

Значение

Собственные городские средства

Средства областного бюджета

Средства федерального бюджета

Прочие источники

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Всего по муниципальной программе

2100000

0

0

0

Задача: Укрепление привлекательности города Нижнего Новгорода и содействие продвижению продукции местных товаропроизводителей на внешние рынки

800000

0

0

0

1.

Проведение презентаций города Нижнего Новгорода в посольствах иностранных государств в Москве, в городах-побратимах и партнерах Нижнего Новгорода

0

0

0

0

2.

Проведение в Нижнем Новгороде мероприятий публичного (массового) характера по различным вопросам жизнедеятельности города с участием зарубежных стран и городов России

500000

0

0

0

2.1.

Проведение переговоров с потенциальными партнерами, установление непосредственных контактов между хозяйствующими субъектами Нижнего Новгорода и городов России и зарубежных стран

Отдел международного и внешнеэкономического сотрудничества, отдел конгрессно-выставочных мероприятий

департамента инвестиционной политики и внешнеэкономических связей администрации города Нижнего Новгорода

01.01.2019

31.12.2019

Организация бирж контактов, круглых столов, бизнес-миссий и иных мероприятий, направленных на установление непосредственных контактов между хозяйствующими субъектами Нижнего Новгорода и городов России и зарубежных стран

Шт.

15

-

-

-

-

2.2.

Проведение в Нижнем Новгороде Дней культуры зарубежных стран, фестивалей, выставок, конференций, соревнований и пр. с участием городов-побратимов, российских и зарубежных партнеров

Отдел международного и внешнеэкономического сотрудничества, отдел конгрессно-выставочных мероприятий

департамента инвестиционной политики и внешнеэкономических связей администрации города Нижнего Новгорода

01.01.2019

31.12.2019

Организация участия делегаций городов-побратимов, российских и зарубежных партнеров Нижнего Новгорода в мероприятиях массового характера, проводимых в городе

Шт.

25

-

-

-

-

2.3.

Организация участия представителей городов-побратимов, российских и зарубежных партнеров в праздновании Дня города Нижнего Новгорода, в Фестивале народных художественных промыслов и иных мероприятиях

Отдел международного и внешнеэкономического сотрудничества, отдел конгрессно-выставочных мероприятий

департамента инвестиционной политики и внешнеэкономических связей администрации города Нижнего Новгорода

01.01.2019

31.12.2019

Организация приема в Нижнем Новгороде официальных представите-лей городов-побратимов, российских и зарубежных партнеров, принимающих участие в мероприятиях массового характера, проводимых в городе

Чел.

27

500000

0

0

0

3.

Создание, регулярное обновление и организация распространения презентационных материалов о Нижнем Новгороде

300000

0

0

0

3.1.

Создание презентационного фильма о Нижнем Новгороде

Отдел международного и внешнеэкономического сотрудничества, отдел конгрессно-выставочных мероприятий

департамента инвестиционной политики и внешнеэкономических связей администрации города Нижнего Новгорода

01.01.2019

31.12.2019

Создание актуальных вариантов презентациионного фильма о Нижнем Новгороде на русском и английском языке

Ед.

1

300000

0

0

0

Задача: Увеличение масштаба и оптимизация географической структуры международных и внешнеэкономических связей Нижнего Новгорода

1300000

0

0

0

4.

Организация участия представителей города Нижнего Новгорода в мероприятиях публичного (массового) характера за рубежом и в городах России

1300000

0

0

0

4.1.

Организация участия представителей города Нижнего Новгорода в форумах, конференциях, выставках, переговорах с потенциальными партнерами, Днях культуры и иных мероприятиях публичного (массового) характера за рубежом и в городах России

Отдел международного и внешнеэкономического сотрудничества, отдел конгрессно-выставочных мероприятий

департамента инвестиционной политики и внешнеэкономических связей администрации города Нижнего Новгорода, департамент предпринимательства и туризма администрации города Нижнего Новгорода

01.01.2019

31.12.2019

Командирова-ние представителей администрации города Нижнего Новгорода для участия в мероприятиях в зарубежных и российских городах-побратимах и партнерах

Чел.

18

1300000

0

0

0

5.

Организация мероприятий по реализации международных образовательных проектов

*

-

-

-

6.

Сотрудничество с международными организациями, дипломатическими представительствами иностранных государств в Российской Федерации, дипломатическими представительствами Российской Федерации за рубежом, а также с иностранными и российскими структурами, отвечающими за развитие международных и межрегиональных связей

*

-

-

-

*- мероприятия реализуются в случае выделения дополнительных средств из бюджета города Нижнего Новгорода