АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

РАСПОРЯЖЕНИЕ

29.12.2023

№ 745-р

-

¬

Об утверждении Концепции духовно-нравственного воспитания и гражданско-патриотического образования на 2024 – 2029 годы

В целях реализации в муниципальной системе образования города Нижнего Новгорода Указа Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», формирования эффективного воспитательного пространства на территории города Нижнего Новгорода, на основании статьей 46, 52 Устава города Нижнего Новгорода:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию духовно-нравственного воспитания и гражданско-патриотического образования на 2024 – 2029 годы «Воспитание патриота и гражданина в едином образовательном пространстве города Нижнего Новгорода».

2. Управлению информационной политики администрации города Нижнего Новгорода обеспечить опубликование настоящего распоряжения в официальном печатном средстве массовой информации - газете «День города. Нижний Новгород».

3. Юридическому департаменту администрации города Нижнего Новгорода (Витушкина Т.А.) обеспечить размещение на официальном сайте администрации города Нижнего Новгорода в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» настоящего распоряжения.

Исполняющий полномочия

главы города          Д.А.Скалкин

В.П.Радченко

435 69 87

УТВЕРЖДЕНА

распоряжением администрации

города

от 29.12.2023 № 745-р

КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

И ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

на 2024 – 2029 годы

«Воспитание патриота и гражданина в едином образовательном пространстве города Нижнего Новгорода»

1. Общие положения

Концепция духовно-нравственного воспитания и гражданско-патриотического образования «Воспитание патриота и гражданина в едином образовательном пространстве города Нижнего Новгорода» является организационной, научно-методической и методологической основой деятельности образовательных организаций, учреждений культуры, спорта и социальной политики администрации города Нижнего Новгорода по вопросам духовно-нравственного воспитания и гражданско-патриотического образования.

1.1. Актуальность разработки Концепции

Социальные потребности страны, объективные сложности и трудности процесса воспитания в современных социально-экономических и политических условиях требуют эффективного управления воспитательным процессом, формированием патриота и гражданина, которое во многом зависит от понимания стратегических целей и задач воспитания подрастающего поколения всеми институтами воспитания и структурными подразделениями, создающими условия для организации единого образовательного пространства города Нижнего Новгорода и системной реализации государственной политики по воспитанию во всех сферах образования.

В контексте статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» воспитание понимается как «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа РФ, природе и окружающей среде».

В соответствии со Стратегией развития воспитания в РФ на период до 2025 г., существует социальная потребность в эффективном воспитании подрастающего поколения, которое рассматривается как приоритетная задача государственной политики в сохранении и укреплении традиционных национальных ценностей.

На основании Указа Президента Российской Федерации «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» от 09.11.2022 г. № 809 «традиционные ценности - это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России.

К традиционным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России».

«Основы патриотического воспитания граждан Российской Федерации», утвержденные Экспертным советом по патриотическому воспитанию при ФГБУ «Роспатриотцентр» 10.10.2022, включающие базовые сведения о формировании традиционных ценностей, определяют целью патриотического воспитания формирование у населения патриотического сознания, гражданской ответственности, любви и уважения к Родине на основе единых патриотических ценностей, гордости за собственную страну, ее историю и культуру, достижения в экономике, науке и спорте, готовности к служению Отечеству и созидательной защите интересов Российской Федерации.

В методических рекомендациях «Основы патриотического воспитания граждан Российской Федерации» определены и раскрыты ведущие понятия:

Патриот – человек, который идентифицирует себя и свое будущее с народом, историей, культурой Родины, ощущает себя ответственным за её благополучие, осознает социальную ответственность по отношению к своим соотечественникам, в том числе проживающим за рубежом, готов вносить свой деятельный вклад в процветание Отечества и стоять на защите его интересов.

Патриотизм – нравственное чувство, включающее любовь к Родине, уважение к ее законам и традициям, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам, осознанную готовность человека связать свое личное будущее с будущим своей страны и действовать во благо Родины, народа, государства.

Патриотическое воспитание – систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан любви и уважения к Родине, ответственного отношения к своей стране, чувства верности своему Отечеству, готовности защищать его интересы и вносить своей деятельный вклад в его процветание.

Патриотические ценности – понятные для отдельного человека и общества в целом установки, идеалы и нравственные ориентиры, формирующие и выражающие преданность гражданина своей стране и её интересам.

Гражданственность – осознание себя гражданином свой страны, готовность и способность выполнять обязанности, пользоваться правами, принимать активное участие в жизни государства и общества. Данная Концепция является основой для реализации нормативных актов федерального и регионального уровня на территории г. Нижнего Новгорода.

1.2. Нормативно-правовые основания Концепции

Нормативно-правовую основу Концепции составляют:

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993);

Закон Российской Федерации от 09.10.1992 № 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»;

Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»;

Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 № 808 «Основы государственной культурной политики»;

Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;

Указ Президента РФ от 17.05.2023 № 358 «О Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года»;

Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ;

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года»;

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики РФ на период до 2025 года»;

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

1.3. Проблемное поле в организации воспитания

в образовательном пространстве г. Нижнего Новгорода

В современных условиях развития города Нижнего Новгорода выявлены следующие проблемы воспитания:

необходимость сохранения и укрепления традиционных духовно-нравственных ценностей;

организация конструктивного диалога между субъектами образовательного пространства;

сложности в организации деятельности по недопущению распространения деструктивной идеологии;

недостаточный уровень организации управления социальными вызовами в обществе (молодёжные субкультуры, социальные сети, компьютерные игры, СМИ, и др.);

недостаточная сформированность позитивного отношения обучающихся и воспитанников к традиционным российским ценностям;

необходимость разработки новых методик и технологий в вопросах гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитание;

необходимость интеграции в образовательное пространство города, увеличивающееся число мигрантов, имеющих различные культурно-исторические и национальные традиции.

Реализация данной Концепции будет способствовать эффективному решению данных актуальных проблем.

2. Основное содержание Концепции

2.1. Стратегическая цель и задачи Концепции

Стратегическая цель: создание организационных, психолого-педагогических, социальных и финансовых условий для формирования гражданина и патриота России в образовательном пространстве города Нижнего Новгорода.

В контексте этого необходимо взаимодействие всех социальных институтов воспитания, администрации города Нижнего Новгорода с разными участниками отношений в сфере образования, что позволит создать необходимые условия для воспитания духовно-нравственной личности гражданина и патриота России на основе традиционных российских ценностей.

Задачи:

1.Объединить усилия государственных и общественных организаций, образовательных организаций, семьи в создании необходимых условий, обеспечивающих развитие инфраструктуры единого образовательного пространства города для воспитания патриота и гражданина.

2.Активизировать деятельность по укреплению и защите традиционных ценностей, которые способствуют развитию патриотизма и гражданственности обучающихся.

3.Использовать возможности образовательного пространства города в сохранении духовно-нравственных ценностей, традиций и историко-культурного наследия народов России.

4.Усилить работу по взаимодействию школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры, спорта и социальной политики в укреплении ценностей семьи, осознанного родительства, института брака, уважения к старшему поколению.

5.Расширить сотрудничество образовательных организаций, учреждений культуры, спорта и социальной политики с традиционными российскими религиозными конфессиями в обеспечении и реализации государственной политики по сохранению, укреплению и защите традиционных ценностей, формированию патриотических и гражданских качеств личности.

2.2. Концептуальные основы воспитания гражданина и патриота

Основанием для разработки Концепции воспитания патриота и гражданина явились идеи и направления:

развитие личности в процессе воспитания через системный подход (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, В.В.Рубцов, Д.И.Фельдштейн, Д.Б.Эльконин, и др.);

системная деятельность детей и взрослых в процессе воспитания и обучения; преемственность поколений, сотворчество педагогов и родителей (Ш.А.Амонашвили, Е.Б.Весна, А.Н.Леонтьев, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, Д.И.Фельдштейн и др.);

формирование единого образовательного пространства города с целью воспитания патриота и гражданина (Г.И.Герасимов, В.А.Караковский, В.А.Малинин, Л.И.Новикова, Л.Н.Павленко, Ф.В.Повшедная, Р.Е.Пономарев, И.Д.Фрумин и др.);

формирование в сознании обучающихся традиционных общечеловеческих базовых ценностей; осознанного отношения к защите Родины, семьи; воспитание человека труда, коллективиста, гражданина, патриота, способного к самооценке и самоорганизации (В.П.Бездухов, О.В.Горшкова, А.Г.Здравомыслов, В.В.Николина и др.);

социальное партнерство государства, общества, школы, семьи, общественных организаций, предполагающие взаимную ответственность всех институтов воспитания за развитие личности растущего человека (А.Г.Асмолов, В.Р.Галеев, В.И.Митрохин, Т.В.Свадьбина и др.).

Концептуальной основой воспитания патриота и гражданина в едином образовательном пространстве города явились следующие методологические подходы: личностно-ориентированный, деятельностный, средовый, системный, аксиологический, акмеологический.

Значение воспитания на современном этапе развития общества обусловлено такими тенденциями и факторами, как: сохранение и укрепление традиционных российских ценностей, развитие постиндустриального общества, процесс глобализации, стандартизация, информатизация и цифровизация, демократизация, становление нового поколения детей – поколения «Z».

Сохранение и укрепление таких традиционных российских ценностей как: жизнь, достоинство, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, семья, созидательный труд, творческая деятельность, приоритет духовного над материальным, милосердие, справедливость, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений способствует воспитанию патриота и гражданина своей страны, формирует самосознание, мировоззренческую позицию и духовинформатизация но-нравственные качества личности.

Одним из важнейших факторов, обуславливающих повышение роли воспитания, является развитие постиндустриального общества, которое предполагает новые формы и способы деятельности человека: мобильность, открытость, качество и безопасность жизни, информированность, конкурентоспособность.

Глобализация определяется прежде всего тем, что образование и общество не отделимы друг от друга. Глобализация предполагает общую судьбу народа и культур, которые, чтобы сохранить себя, должны прийти к пониманию возросшей ответственности человека за жизнь и её качество.

Стандартизация ориентирована на развитие высоконравственного, ответственного, творческого, компетентного гражданина и патриота. Содержание образовательного стандарта определяет требования к образованности современного человека.

Информатизация и цифровизация. Резкое увеличение информационных потоков в социокультурной среде требует новых подходов к воспитанию, к обеспечению информационной, лингвистической, духовной и медиа безопасности подрастающего поколения. Увеличением влияния СМИ в обществе, перенасыщение программ с развлекательным контентом нередко подрывают систему ценностей молодежи. В Федеральном законе Российской Федерации от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» подчеркивается, что в целях обеспечения здоровья, физической, интеллектуальной, нравственной, психологической безопасности детей до 18 лет устанавливаются нормативы распространения печатной продукции, аудио и видео материалов, пропагандирующих насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение. В современных условиях к основным угрозам безопасности детей относится распространение информации, представляющей опасность для детей, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет».) В связи с деструктивным воздействием через СМИ, сеть «Интернет» Указом Президента Российской Федерации от 17.05.2023 № 358 утверждена Стратегия комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года, основным из направлений реализации государственной политики в сфере обеспечения безопасности детей является формирование безопасной информационной среды для детей.

Демократизация. Стремление к демократизации системы образования предполагает доступность и качество образования всему населению страны, преемственность на всех ступенях и уровнях, в любом типе учебного заведения, независимо от национальностей, расовой принадлежности и состояния здоровья.

Новое поколение детей – поколение «Z». Не менее значимым фактором в воспитании и социализации выступает появление нового поколения – первого цифрового поколения детей и молодежи, которое, по мнению ученых, прошло социализацию в условиях широкого распространения цифровых технологий в сфере общественной жизни, результатом чего стало формирование у обучающихся клиповой культуры, информационной перегрузки, стремление выполнить сразу несколько дел; при этом овладение цифровыми технологиями современная молодежь рассматривает как процесс своей успешной социализации в обществе.

Данные идеи, направления, факторы составляют не только концептуальную основу воспитания патриота и гражданина в образовательном пространстве города Нижнего Новгорода, но и способствуют в решении стратегических задач социально-экономического развития города.

2.3. Направления деятельности

Направления деятельности, ориентированные на достижение стратегической цели Концепции:

1. Патриотическое и гражданское воспитание.

Патриотическое и гражданское воспитание строится на идее патриотизма и гражданственности как ведущих нравственных чувствах, которые формируются из уклада жизни народа, традиций семьи и т.д. Сегодня это проблема актуализируется в связи с тем, что практика свидетельствует о недостаточном уровне развития патриотизма и гражданственности у некоторой части молодежи.

В рамках данного направления необходимо привлечь внимание всех институтов воспитания к вопросам гражданско-патриотического становления личности. Активизировать деятельность детских общественных организаций и объединений в сфере патриотизма и гражданственности. Проведение систематических мероприятий, направленных на повышение качества воспитания патриота и гражданина России.

2. Организация единого образовательного пространства города.

В современных условиях остро встает проблема осмысления социальной среды, в которой находится человек, так как сегодня сложилась другая реальность, другое образовательное пространство, способствующее становлению и развитию растущего человека, как субъекта творческой деятельности. В контексте этого, важно раскрыть характер изменений ценностных ориентаций, влияния окружающей среды на обучение, развитие и воспитание детей и молодежи. Организация образовательного пространства города предполагает создание новых локаций, реализацию инновационных проектов в сфере образования, культуры, спорта и социальной политики.

3. Социальное партнёрство.

Важнейшим компонентом Концепции воспитания патриота и гражданина в образовательном пространстве города Нижнего Новгорода является социальное партнерство. Реализация воспитательного потенциала социального партнерства предусматривает продуктивное взаимодействие всех институтов воспитания по разработке различных программ духовно-нравственного и гражданско-патриотического развития личности и взаимоотношений между сверстниками, детьми и родителями, воспитанниками и воспитателями, учителями и обучающимися и т.д. Необходимо определить общую систему координат действий социальных партнеров города в оказании помощи детям в процессе вхождения их в социум, в приобретении ценностей и социальных установок.

4. Организация профориентационной деятельности.

В условиях изменения российской системы образования значительно расширяются возможности профессиональной ориентации, профессионального самоопределения и трудового воспитания обучающихся на разных возрастных этапах, что предполагает построение профориентационных программ и маршрутов для молодежи с целью выбора будущей профессии. Данные программы должны опираться на базовые национальные ценности российского народа, семьи, опыта старшего поколения, традиций православной культуры, а также опыта и традиций других российских народов и традиционных конфессий.

2.4. Ожидаемые результаты

Основным результатом реализации Концепции является создание организационных, психолого-педагогических, социальных и финансовых условий для формирования гражданина и патриота России в образовательном пространстве города Нижнего Новгорода

1.Повышение уровня организационного обеспечения и методического сопровождения системы патриотического воспитания:

1.1.развитие и обобщение передового педагогического опыта в области гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания с целью его практического использования;

1.2.совершенствование системы показателей оценки уровня и эффективности гражданско-патриотического воспитания;

1.3.развитие и расширение муниципальной правовой базы гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания в сфере образования, культуры, спорта и социальной политики;

1.4.разработка и внедрение новых научно-методических материалов, программ, учебно-методических комплексов и технологий по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию;

1.5.создание профессиональных сообществ специалистов и наставников в сфере патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

2.Повышение эффективности системы межведомственного взаимодействия и общественно-государственного партнерства в решении задач гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания.

3.Повышение уровня мотивации обучающихся к изучению истории Отечества, историческому прошлому нашей страны, её героических страниц, сохранению памяти о великих исторических подвигах защитников Отечества, исторических святынь России.

4.Повышение интереса обучающихся и воспитанников образовательных организаций г. Нижнего Новгорода к русскому языку; русской и мировой литературе, музыке, искусству.

5.Совершенствование деятельности образовательных организаций по гражданско-патриотическому воспитанию, а также по профессиональной ориентации обучающихся к государственной, военной службе, к работе в различных отраслях российской промышленности и сфере услуг, в системе образования, науки, культуры, спорта и иной деятельности.

6.Институциализация сотрудничества образовательных организаций, учреждений культуры, спорта и социальной сферы с РПЦ (Московский Патриар хат) и другими традиционными конфессиями России.

2.5. Целевые показатели реализации Концепции

Наименование показателя

Единица измерения

Целевое

значение в %

1

Доля образовательных организаций, обучающиеся которых принимают участие в конкурсных мероприятиях гражданско-патриотической, духовно-нравственной и военно-спортивной направлений, в том числе проводимых Нижегородской епархией - РПЦ (Московский патриархат).

Процент ОО от общего количества ОО города

100

2

Охват обучающихся детскими общественными и творческими объединениями дополнительного образования гражданско-патриотического и духовно-нравственного направлений

Процент обучающихся, охваченных объединениями от общего количества обучающихся

20

3

Доля обучающихся ОО, принявших участие в сдаче нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).

Процент обучающихся, принявших участие в сдаче ГТО от общего кол-ва обучающихся

60

4

Доля ОО в сфере образования, культуры, спорта и социальной политики, имеющих публикационную активность в области гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания на муниципальном, региональном, федеральном уровнях.

Процент ОО от общего количества ОО города, подведомственных отраслевым (функциональным) органам администрации города Нижнего Новгорода

25

5

Доля ОО в сфере образования, культуры, спорта и социальной политики, педагоги которых принимают участие в конкурсных мероприятиях гражданско-патриотической и духовно-нравственной направлений, проводимых Нижегородской епархией - РПЦ (Московский патриархат).

Процент ОО от общего количества ОО города, подведомственных отраслевым (функциональным) органам администрации города Нижнего Новгорода

25

6

Доля педагогов и специалистов образовательных организаций всех типов, принимающих участие в конкурсах профессионального мастерства гражданско-патриотической и духовно-нравственной направленности.

Процент ОО от общего количества ОО города

25

7

Доля образовательных организациях всех типов, обучающиеся и воспитанники, которых принимают участие в мероприятиях гражданско-патриотической и духовно-нравственной и военно-спортивной направленности, проводимых «Центром военно-патриотического воспитания города Нижнего Новгорода»

Процент ОО от общего количества ОО города

90

2.6. План мероприятий по реализации Концепции

План мероприятий по реализации Концепции предусмотрен Комплексной программой духовного, нравственного воспитания и гражданского образования обучающихся и воспитанников города Нижнего Новгорода на 2021-2026, утвержденный приказом департамента образования администрации города Нижнего Новгорода от 01.09.2021 № 573.