АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

28.08.2024

7155

-

¬

Об утверждении Основных направлений бюджетной и налоговой политики города Нижнего Новгорода на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов


В соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в целях разработки проекта бюджета города Нижнего Новгорода на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов администрация города Нижнего Новгорода постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Основные направления бюджетной и налоговой политики города Нижнего Новгорода на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов.

2. Отраслевым (функциональным) органам администрации города Нижнего Новгорода (субъектам бюджетного планирования городского бюджета) при планировании бюджетных ассигнований на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов руководствоваться Основными направлениями бюджетной и налоговой политики города Нижнего Новгорода на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов.

3. Управлению информационной политики администрации города Нижнего Новгорода (Зудина М.В.) обеспечить опубликование настоящего постановления в официальном печатном средстве массовой информации - газете «День города. Нижний Новгород».

4. Юридическому департаменту администрации города Нижнего Новгорода (Витушкина Т.А.) обеспечить размещение настоящего постановления на официальном сайте администрации города Нижнего Новгорода в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

5. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Исполняющий полномочия

главы города Д.А.Скалкин

Ю.Н.Мочалкин

439 18 98

УТВЕРЖДЕНЫ

постановлением администрации

города

от 28.08.2024 № 7155

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

бюджетной и налоговой политики города Нижнего Новгорода

на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов

Основные направления бюджетной и налоговой политики города Нижнего Новгорода на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов разработаны в соответствии со статьей 17 Положения о бюджетном процессе в городе Нижнем Новгороде, принятого решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 29.05.2013 № 79, а также с учетом реализации бюджетной и налоговой политики на 2024 год с целью определения условий и основных подходов к формированию проекта городского бюджета на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов.

Бюджетная и налоговая политика города Нижнего Новгорода на среднесрочную перспективу сохраняет преемственность целей и задач предыдущего планового периода и ориентирована в первую очередь на создание условий для социально-экономического развития города и реализацию основных задач, определенных ежегодными посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и Указом Президента РФ от 07.05.2024 № 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года".

Главными рисками, которые могут возникнуть в ходе реализации бюджетной и налоговой политики города Нижнего Новгорода, являются:

изменения норм федерального и областного законодательства, влекущие за собой снижение доходов бюджета города Нижнего Новгорода и (или) увеличение расходов бюджета города Нижнего Новгорода;

ухудшение общеэкономической ситуации в Нижегородской области и городе Нижнем Новгороде, приводящее к уменьшению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета города Нижнего Новгорода;

снижение кредитного рейтинга и удорожание стоимости привлечения заемных средств.

При наступлении указанных рисков могут потребоваться дополнительные меры по минимизации их негативных последствий.

1.Основные итоги реализации бюджетной и налоговой политики города Нижнего Новгорода в 2021- 2023 годах

Бюджетная и налоговая политика администрации города Нижнего Новгорода в 2021 – 2023 годах была направлена на обеспечение устойчивости и сбалансированности бюджета.

Динамика основных показателей бюджета

города Нижнего Новгорода за 2021-2023 годы

млрд. рублей

2021 год

темп роста, %

2022 год

темп роста, %

2023

год

темп роста, %

Доходы

45,2

119,9

68,3

151,1

63,0

92,2

в том числе налоговые и неналоговые доходы

18,4

116,4

21,3

115,8

24,1

113,1

Безвозмездные поступления

26,8

122,4

47,0

175,4

38,9

82,7

Расходы

45,5

119,4

69,8

153,4

65,1

93,2

Дефицит/Профицит

-0,3

-1,5

-2,1

Доходы бюджета города Нижнего Новгорода в 2023 году получены в объеме 63 млрд. рублей и увеличились за 2021 – 2023 годы в 1,4 раза или на 17,8 млрд. рублей.

Расходы бюджета города Нижнего Новгорода в 2023 году исполнены в объеме 65,1 млрд. рублей и увеличились за 2021 - 2023 годы в 1,4 раза или на 19,6 млрд. рублей.

Наибольший удельный вес в расходах бюджета города занимают расходы на отрасли социальной сферы.

Администрацией города обеспечено своевременное и в полном объеме исполнение всех принятых расходных обязательств, в том числе по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы с учетом повышения оплаты труда в рамках реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г.

С привлечением средств федерального и областного бюджета реализованы мероприятия по развитию образования, ремонту и содержанию дорог, благоустройству общественных и придомовых территорий, приобретению подвижного состава транспортных предприятий города, по подготовке и проведению 800-летия города, по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, осуществлялось строительство общеобразовательных и дошкольных учреждений города, строительство новых станций метро, реконструкция станции аэрации, строительство коммунальных сетей для развития жилищного строительства в п. Ольгино.

Проводилась взвешенная долговая политика, в том числе посредством привлечения кредитных ресурсов в форме возобновляемых кредитных линий, краткосрочных кредитов из Управления федерального казначейства по Нижегородской области, а также бюджетных кредитов из областного бюджета.

Обеспечивалась открытость и прозрачность информации о бюджетном процессе, об исполнении бюджета города Нижнего Новгорода в доступной для граждан форме посредством информационного портала «Открытый бюджет».

Ежегодно проводились публичные слушания по годовому отчету об исполнении бюджета и по проекту бюджета на очередной финансовый год и на плановый период.

2.Основные направления налоговой политики

Налоговая политика на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов, как и в предыдущие годы, будет направлена на обеспечение поступления в бюджет города всех доходных источников в запланированных объемах, а также дополнительных доходов.

В целом в налоговой политике приоритетом остается обеспечение стабильных налоговых условий для хозяйствующих субъектов, повышение эффективности стимулирующей функции налоговой системы и улучшение качества администрирования с сопутствующим облегчением административной нагрузки для налогоплательщиков и повышением собираемости налогов.

Поступление налоговых доходов в бюджет города будет обеспечено за счет:

сохранения и развития налогового потенциала на территории города Нижнего Новгорода;

мобилизации доходов бюджета города за счет улучшения качества администрирования местных налогов и повышения собираемости налогов, поступающих в бюджет города, том числе за счет погашения налогоплательщиками задолженности по налоговым платежам в бюджет города;

продолжения политики обоснованности и эффективности применения налоговых льгот, отмены неэффективных и невостребованных льгот;

совершенствования нормативно-правовых актов о налогах, принятых органами местного самоуправления, с учетом изменений федерального законодательства.

В 2025 - 2027 годах продолжится работа по проведению оценки эффективности налоговых расходов города Нижнего Новгорода, отмене неэффективных налоговых льгот, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2019 №796 «Об общих требованиях к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 25.05.2020 № 1629 «Об утверждении Порядка формирования перечня налоговых расходов и осуществления оценки налоговых расходов муниципального образования городского округа города Нижнего Новгорода». Будут сохранены подходы к установлению налоговых льгот при условии положительной оценки их эффективности. По результатам оценки за 2023 год все налоговые расходы города Нижнего Новгорода признаны эффективными.

Формирование налоговых доходов на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов будет основываться на вступающих в силу, а также планируемых к принятию с 2025 года изменений налогового и бюджетного законодательства.

В соответствии с Федеральным законом от 12.07.2024 № 176-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» изменен порядок исчисления и уплаты основных налогов, в том числе:

1. В части налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) предусматривается:

введение пятиступенчатой прогрессивной шкалы по НДФЛ в зависимости от размера и вида дохода, полученного налогоплательщиком в налоговом периоде. Предельная ставка НДФЛ составит 22% на доходы свыше 50 млн. руб. в год (13 % - если доход до 2,4 млн. руб.; 15 % - если доход свыше 2,4 млн. и до 5 млн. руб.;18 % - если доход свыше 5 млн. и до 20 млн. руб.; 20 % - если доход свыше 20 млн. и до 50 млн. руб.). При этом не изменится налогообложение доходов участников специальной военной операции (доходы, полученные в связи с участием в специальной военной операции, облагаются по ставкам: 13 % - если доход до 5 млн. руб.;15 % - если доход от 5 млн. руб.);

изменение порядка налогообложения для отдельных видов доходов физических лиц: доходы от долевого участия, по операциям с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами, от продажи недвижимости и прочее в пределах 2,4 млн. руб. будут облагаться по ставке 13 % и 15% от суммы, превышающей это значение (в настоящее время действует ставка 13% если доход до 5 млн. руб.; 15 % - если доход от 5 млн. руб.);

увеличение размеров стандартных налоговых вычетов: на второго ребенка с 1 400 до 2 800 руб. и последующих детей с 3 000 до 6 000 руб.; на каждого ребенка-инвалида до 18 лет (или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы) с 6 000 до 12 000 руб. Будет увеличен предельный размер доходов, до достижения которого применяются стандартные налоговые вычеты, с 350 тыс. руб. до 450 тыс. руб.

2. В части упрощенной системы налогообложения (далее – УСН):

увеличение предельного размера доходов налогоплательщиков, применяющих УСН, с 200 млн. руб. до 450 млн. руб., а также остаточной стоимости основных средств с 150 млн. руб. до 200 млн. руб., в том числе повышение с 112,5 млн. руб. до 337,5 млн. руб. величины предельного размера доходов по итогам девяти месяцев года организаций, в целях перехода на УСН. Указанные величины предельного размера доходов и остаточной стоимости основных средств будут ежегодно индексироваться на коэффициент-дефлятор;

увеличение предельной средней численности работников за налоговый (отчетный) период со 100 чел. до 130 чел.;

отмена повышенной ставки 8% - для режима «доходы» и 20% - для «доходов минус расходы». Останутся 2 базовые ставки: 6% и 15%.

3. В части имущественных налогов предусматривается возможность увеличения ставок налогов:

для недвижимого имущества с кадастровой стоимостью свыше 300 млн. руб. с 2% до 2,5%;

для земельных участков с кадастровой стоимостью свыше 300 млн. руб. с 0,3% до 1,5 %. Пониженная ставка 0,3% сохраняется независимо от цены для участков: сельхозназначения и земель, которые входят в зоны сельскохозяйственного использования населенных пунктов и предоставленных для обеспечения обороны, безопасности, таможенных нужд и ограниченных в обороте.

Органам местного самоуправления представлено право по введению нового местного налога - туристического налога с максимальной ставкой в 2025 году -1% от стоимости услуг по проживанию в гостиницах и до 5% к 2029 году.

Планируются внесение изменений в ст. 407 Налогового кодекса Российской Федерации, в части освобождения от уплаты налога на имущество физических лиц налогоплательщиков, принимающих (принимавших) участие в специальной военной операции и членов их семей. Льгота будет применяться за налоговые периоды начиная с 2022 года.

Федеральным законом от 13.07.2024 № 177-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено распределение налоговых доходов по НДФЛ между уровнями бюджетной системы, в связи с введением прогрессивной шкалы налоговой ставки (свыше 13 %), а также закреплен норматив отчислений в бюджет городского округа по туристическому налогу в размере 100%.

3. Основные направления бюджетной политики

Бюджетная политика в 2025 - 2027 годах будет направлена на:

1. Обеспечение сбалансированности и долгосрочной устойчивости бюджета города Нижнего Новгорода, в том числе за счет:

формирования реалистичного прогноза поступления доходов, основанного на прогнозе социально-экономического развития города Нижнего Новгорода на среднесрочный период (на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов.);

взвешенного подхода к принятию новых расходных обязательств;

проведения ответственной долговой политики.

2. Повышение эффективности и оптимизация бюджетных расходов, в том числе за счет:

приоритизации расходов;

увеличения доли программных расходов в общем объеме расходов бюджета города;

поддержания в актуальном состоянии муниципальных программ на 2023-2028 годы с учетом глобальных вызовов, федеральных и региональных приоритетов развития;

реализации мероприятий муниципальных программ на принципах прозрачности и открытости;

усиления контроля за реализацией муниципальных программ за счет применения интегральной методики с использованием средств автоматизации при оценке их эффективности;

расширения применения практики проектного управления, механизмов «бережливого производства» и муниципально-частного партнерства;

повышения качества программного бюджетирования, исходя из планируемых и достигаемых результатов;

усиления контроля финансовой дисциплины отраслевых (функциональных) органов;

концентрации финансовых ресурсов для достижения целей и результатов региональных и национальных проектов;

расширение применения практики проектного управления и муниципально-частного партнерства.

3. Повышение качества оказываемых муниципальных услуг, в том числе за счет:

установления муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений города Нижнего Новгорода в соответствии с общероссийскими базовыми (отраслевыми) перечнями (классификаторами) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, и региональным перечнем (классификатором) государственных (муниципальных) услуг, не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, и работ, оказываемых и выполняемых муниципальными учреждениями города Нижнего Новгорода;

определения финансового обеспечения муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений города Нижнего Новгорода на основе нормативных затрат, установленных в соответствии с действующим законодательством;

повышения ответственности муниципальных учреждений за невыполнение муниципального задания, в том числе за счет реализации требований об обязательном возврате средств субсидии в городской бюджет в случае недостижения показателей, установленных в муниципальном задании;

вовлечения организаций, не являющихся муниципальными учреждениями, в процесс оказания муниципальных услуг путем использования механизма социального заказа на оказание муниципальных услуг.

4. Повышение эффективности муниципального управления, в том числе за счет:

совершенствования инструментов программно-целевого планирования, развития механизмов проектного управления;

повышения качества финансового менеджмента в отраслевых (функциональных) органах и муниципальных учреждениях города Нижнего Новгорода;

реализации принципов открытости и прозрачности управления муниципальными финансами, раскрытия финансовой и иной информации о бюджете и бюджетном процессе;

расширение практики инициативного бюджетирования.

5. Развитие и совершенствование систем финансового контроля и контроля в сфере закупок.

4. Основные подходы к формированию

бюджета города Нижнего Новгорода

Доходы бюджета города Нижнего Новгорода на 2025-2027 годы будут рассчитаны с учетом бюджетного и налогового законодательства, действующего на момент составления бюджета, и планируемых изменений в федеральное, региональное законодательство по вопросам налогообложения и нормативно - правовые акты органов местного самоуправления.

С учетом значительной доли льгот по местным налогам, предоставленных в соответствии с федеральным законодательством, во избежание роста выпадающих доходов бюджета города налоговая политика в плановом периоде будет предусматривать ограничение предоставления новых налоговых льгот.

В 2025 - 2027 годах продолжится работа по проведению оценки эффективности налоговых расходов города Нижнего Новгорода, отмене неэффективных налоговых льгот.

Оценка налоговых расходов за 2023 год подтвердила их эффективность, целесообразность и востребованность, поскольку налоговые расходы соответствуют целям муниципальных программ города Нижнего Новгорода, их структурным элементам и целям социально-экономической политики города.

Расходы бюджета города Нижнего Новгорода будут сформированы с учетом обеспечения безусловного исполнения действующих обязательств, оптимизации и повышения эффективности использования финансовых ресурсов, что будет достигнуто за счет:

определения основных параметров бюджета города Нижнего Новгорода исходя из ожидаемого прогноза поступления доходов и допустимого уровня дефицита бюджета;

недопущения увеличения действующих и принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных финансовыми источниками;

участия в приоритетном порядке, исходя из возможностей бюджета города, в реализации национальных проектов (программ), государственных программах и мероприятиях, софинансируемых из федерального бюджета и бюджета Нижегородской области;

применения механизма казначейского сопровождения расчетов по исполнению муниципальных контрактов (договоров, соглашений), по субсидиям, предоставляемым из бюджета города Нижнего Новгорода;

повышения результативности предоставления субсидий из бюджета города Нижнего Новгорода;

формирования качественного адресного инвестиционного перечня объектов муниципальной собственности города Нижнего Новгорода.

В прогнозируемой ситуации ограниченности финансовых ресурсов приоритетными на 2024 - 2026 годы признаются бюджетные расходы на:

обеспечение бесперебойного финансирования действующих расходных обязательств города Нижнего Новгорода;

предоставление мер социальной поддержки населению города Нижнего Новгорода исходя из принципа адресности и применения критериев нуждаемости;

обеспечение финансирования мероприятий в рамках реализации национальных проектов, федеральных проектов, региональных проектов;

обеспечение сохранения параметров по уровню заработной платы отдельных категорий работников социальной сферы, установленных Указами Президента Российской Федерации;

бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства, имеющие высокую степень готовности, включенные в национальные проекты (программы), государственные программы и обеспеченные софинансированием из федерального и (или) областного бюджетов.

5. Политика в области формирования межбюджетных отношений

Межбюджетные отношения в 2025 году и плановом периоде 2026 - 2027 годов будут формироваться в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и Законом Нижегородской области от 06.12.2011 № 177-З «О межбюджетных отношениях в Нижегородской области».

Исполнение органами местного самоуправления города Нижнего Новгорода передаваемых государственных полномочий будет осуществляться за счет субвенций из областного и федерального бюджетов.

6. Политика в области управления муниципальным долгом

Политика в области управления муниципальным долгом города Нижнего Новгорода на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов будет строиться в соответствии с Концепцией управления муниципальным долгом города Нижнего Новгорода на период до 2027 года, утвержденной постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 28.11.2012 № 5078.

Реализация долговой политики направлена на обеспечение потребностей города Нижнего Новгорода в заемном финансировании, сохранение безопасного уровня долговой нагрузки, своевременное и полное исполнение долговых обязательств города в среднесрочной и долгосрочной перспективе при минимизации расходов на обслуживание муниципального долга и разумной степени риска, поддержание объема и структуры долговых обязательств, исключающих их неисполнение, что будет способствовать поддержанию кредитного рейтинга города Нижнего Новгорода как надежного заемщика на финансовом рынке.

Основными задачами управления муниципальным долгом при реализации долговой политики являются:

совершенствование системы управления муниципальным долгом с обеспечением способности бюджета города осуществлять заимствования в объемах, необходимых для решения поставленных социально-экономических задач;

обеспечение взаимосвязи принятия решения о заимствованиях с реальными потребностями бюджета города в привлечении заемных средств;

обеспечение своевременного и полного исполнения долговых обязательств города;

поддержание объемов муниципального долга и расходов на его обслуживание в пределах ограничений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, и дополнительных ограничений, установленных муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления города Нижнего Новгорода;

повышение эффективности муниципальных заимствований;

развитие рыночных инструментов заимствований и инструментов управления долгом;

оптимизация структуры долговых обязательств, исключающей их неисполнение;

минимизация расходов на обслуживание муниципального долга;

сокращение рисков, связанных с осуществлением заимствований, рисков неисполнения долговых обязательств;

поддержание текущего уровня кредитного рейтинга города, проведение мероприятий, приводящих к позитивному изменению рейтинга;

обеспечение публичности и прозрачности информации о муниципальном долге.

7. Повышение эффективности управления исполнением бюджета

города Нижнего Новгорода

Управление исполнением бюджета города Нижнего Новгорода в первую очередь будет ориентировано на повышение эффективности и прозрачности использования бюджетных средств, повышение качества управления средствами бюджета города и строгое соблюдение бюджетной дисциплины всеми участниками бюджетного процесса, включая:

повышение качества прогнозирования кассового плана, в том числе за счет усиления действенности механизма предельных объемов финансирования;

совершенствование механизма казначейского сопровождения платежей;

обеспечение доступности к информации о финансовой деятельности органов местного самоуправления и муниципальных учреждений, результатах использования бюджетных средств;

исполнение бюджета города Нижнего Новгорода на основе кассового плана;

совершенствование управления ликвидностью бюджета города Нижнего Новгорода в целях эффективного использования бюджетных средств;

ежеквартальное доведение предельных объемов финансирования до получателей средств бюджета города;

принятие главными распорядителями бюджетных средств бюджетных обязательств только в пределах, доведенных до них лимитов бюджетных обязательств;

планирование кассовых разрывов и резервов их покрытия;

совершенствование процедуры кассового исполнения бюджета города, за счет открытия единого казначейского счета по учету средств бюджета города Нижнего Новгорода в Управлении Федерального казначейства по Нижегородской области;

обеспечение контроля за отсутствием кредиторской задолженности по принятым обязательствам;

совершенствование системы учета и отчетности в муниципальном секторе Нижнего Новгорода за счет реализации проекта «облачной бухгалтерии»;

интеграцию бюджетного и закупочного процесса через развитие института нормирования закупок, автоматизацию контрольных процедур, создание условий для минимизации дебиторской задолженности по контрактам, развитие информационного пространства в целях повышения прозрачности и подотчетности, в том числе за счет использования муниципальной информационно-аналитической системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд города Нижнего Новгорода.

8. Политика в области финансового контроля

Одним из приоритетных направлений повышения эффективности бюджетных расходов в предстоящем периоде будет выступать развитие и совершенствование систем финансового контроля и контроля в сфере закупок.

Деятельность администрации города Нижнего Новгорода в сфере финансового контроля и контроля в сфере закупок будет направлена на:

усиление контроля за эффективным управлением и распоряжением имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Нижнего Новгорода;

усиление муниципального финансового контроля за соблюдением бюджетного законодательства и контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе;

развитие и совершенствование ведомственного контроля, осуществляемого органами местного самоуправления города Нижнего Новгорода в сфере закупок, за деятельностью муниципальных учреждений, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;

повышение надежности и эффективности внутреннего финансового контроля в отраслевых (функциональных) органах администрации города Нижнего Новгорода, направленных на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета главными распорядителями бюджетных средств и подведомственными получателями бюджетных средств, а также бюджетными и автономными учреждениями;

проведение информационной работы по предупреждению бюджетных нарушений и нарушений законодательства о контрактной системе.