АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

31.10.2024

9732

-

¬

Об утверждении основных направлений долговой политики муниципального образования городской округ город Нижний Новгород на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов


В соответствии со статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 52 Устава города Нижнего Новгорода администрация города Нижнего Новгорода постановляет:

1. Утвердить основные направления долговой политики муниципального образования городской округ город Нижний Новгород на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2025 года.

3. Управлению информационной политики администрации города Нижнего Новгорода обеспечить опубликование настоящего постановления в официальном печатном средстве массовой информации – газете «День города. Нижний Новгород».

4. Юридическому департаменту администрации города Нижнего Новгорода (Витушкина Т.А.) обеспечить размещение настоящего постановления на официальном сайте администрации города Нижнего Новгорода в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

5. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Исполняющий полномочия

главы города Д.А.Скалкин

Ю.Н.Мочалкин 439 11 41


УТВЕРЖДЕНЫ

постановлением администрации

города

от 31.10.2024 № 9732

Основные направления

долговой политики муниципального образования

городской округ город Нижний Новгород

на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов

Долговая политика муниципального образования городской округ город Нижний Новгород на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов (далее - долговая политика города Нижнего Новгорода) является составной частью бюджетной политики, которая основывается на Прогнозе социально-экономического развития города Нижнего Новгорода на 2024 - 2026 годы и Прогнозе социально-экономического развития города Нижнего Новгорода на 2023 - 2032 годы, одобренных постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 03.11.2023 № 8054.

Долговая политика города Нижнего Новгорода строится в соответствии с Концепцией управления муниципальным долгом города Нижнего Новгорода на период до 2027 года, утвержденной постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 28.11.2012 № 5078.

Долговая политика города Нижнего Новгорода направлена на создание целостной эффективной системы управления муниципальным долгом города Нижнего Новгорода для обеспечения потребностей города Нижнего Новгорода в заемном финансировании, своевременного и полного исполнения долговых обязательств города в среднесрочной и долгосрочной перспективе при минимизации расходов на обслуживание муниципального долга и разумной степени риска, поддержания объема и структуры долговых обязательств, исключающих их неисполнение, которая будет способствовать поддержанию кредитного рейтинга города Нижнего Новгорода как надежного заемщика на финансовом рынке.

Город Нижний Новгород отнесен министерством финансов Нижегородской области к группе заемщиков со средним уровнем долговой устойчивости.

1. Итоги реализации долговой политики города Нижнего Новгорода предыдущего периода

В 2020-2023 годах долговая политика, как и в предыдущие годы, была ориентирована на решение таких задач, как поддержание объема муниципального долга на экономически безопасном уровне, сдерживание роста расходов на обслуживание муниципального долга, мобилизацию финансовых ресурсов с целью своевременного исполнения принятых долговых обязательств города, оптимизацию структуры муниципального долга в целях минимизации стоимости его обслуживания и уменьшения риска рефинансирования муниципальных долговых обязательств, соблюдение ограничений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации и Соглашениями с министерством финансов Нижегородской области о предоставлении администрации города Нижнего Новгорода из областного бюджета бюджетного кредита (реструктуризации задолженности по бюджетному кредиту) на частичное покрытие дефицита бюджета города Нижнего Новгорода и для погашения долговых обязательств муниципального образования в виде обязательств по муниципальным ценным бумагам и кредитам, полученным от кредитных организаций.

1.1. На размер дефицита, и как следствие, рост объемов привлечения заемных средств в рассматриваемом периоде оказывали влияние следующие факторы:

рост инвестиционных расходов в структуре бюджета города (в том числе обновление транспортно-подвижного состава, участие в национальных проектах, празднование 800-летия города Нижнего Новгорода);

изменения бюджетного законодательства в части роста социальных обязательств (для осуществления полномочий по вопросам местного значения и отдельных государственных полномочий);

негативное влияние коронавирусной инфекции (COVID-19) на экономическое развитие города.

За период с 2020 года по 2023 год объем муниципального долга увеличился на 5574,7 млн. руб. с 11871,6 млн. рублей по состоянию на 01.01.2020 до 17446,3 млн. рублей по состоянию на 01.01.2024, в том числе на 824,4 млн. рублей за 2020 год, на 593,3 млн. рублей за 2021 год и на 1827,0 млн. рублей за 2022 год, на 2330,0 млн. рублей за 2023 год.

До декабря 2017 года в структуре муниципального долга города Нижнего Новгорода более 95% занимали кредиты, привлеченные от кредитных организаций. Качественно изменить структуру муниципального долга позволил выпуск облигаций муниципального облигационного займа города Нижнего Новгорода 2017 года в объеме 5000,0 млн. рублей со сроком обращения 5 лет. Тем не менее, рыночные заимствования до сентября 2021 года по-прежнему составляли основную часть объема долга.

В связи с получением в 2021 и 2022 годах бюджетных кредитов для погашения долговых обязательств муниципального образования в виде обязательств по муниципальным ценным бумагам и кредитам, полученным от кредитных организаций, произошло перераспределение долга по видам заимствований, а именно: доля рыночных заимствований (в связи с полным погашением в 2021-2022 гг. облигационного займа 2017 года включают в себя только кредиты кредитных организаций) значительно снизилась и по состоянию на 01.01.2024 составила 24,8%, а преобладающую часть долга (75,2%) составили бюджетные кредиты, привлеченные из областного бюджета.

Муниципальные гарантии города Нижнего Новгорода не предоставлялись.

Структура муниципального долга города Нижнего Новгорода за 2020-2023 годы

Муници-пальный долг

01.01.2020

01.01.2021

01.01.2022

01.01.2023

01.01.2024

млн.

руб.

%

млн. руб.

%

млн.

руб.

%

млн.

руб.

%

млн.

руб

%

1. Муници-пальные ценные бумаги

5 000,0

42,1

5 000,0

39,4

2 500,0

18,8

0,0

0,0

0,0

0,0

2. Кредиты, привлечен-ные от кредитных организаций в валюте Российской Федерации

6 325,6

53,3

7 200,0

56,7

5 200,0

39,1

2 000,0

13,2

4 330,0

24,8

3.Бюджетные кредиты, привлеченные из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в валюте Российской Федерации

546,0

4,6

496,0

3,9

5 589,3

42,1

13 116,3

86,8

13 116,3

75,2

4. Муници-пальные гарантии

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Всего

11 871,6

100,0

12 696,0

100,0

13 289,3

100,0

15 116,3

100,0

17 446,3

100,0

1.2. В рассматриваемом периоде проводилась взвешенная долговая политика, в том числе посредством привлечения кредитных ресурсов в форме возобновляемых кредитных линий, позволяющих оперативно управлять муниципальным долгом в условиях неравномерного поступления доходов бюджета и необходимости своевременного проведения расходных операций при минимизации риска рефинансирования; краткосрочных кредитов от Управления Федерального казначейства по Нижегородской области; бюджетных кредитов из областного бюджета; проведения операций по управлению остатками средств на едином счете бюджета города.

С 2022 года городом применяется следующий инструмент: привлечение коммерческих кредитов по плавающей ставке, рассчитываемой как сумма размера действующей ключевой ставки Банка России и надбавки, определяемой по итогам электронных аукционов. Данная практика обусловлена неоднократным резким изменением ключевой ставки Банка России и нацелена на увеличение заинтересованности банков в кредитовании города.

Все вышеуказанные операции, а также проведение электронных аукционов по привлечению кредитных ресурсов, взаимодействие с коммерческими банками, предоставившими кредитные средства, по снижению процентной ставки в процессе пользования кредитными ресурсами способствовали минимизации расходов на обслуживание муниципального долга (в 2020 году – 734,6 млн. руб., в 2021 году –639,9 млн. руб., в 2022 году – 299,4 млн. руб., в 2023 году – 33,4 млн. руб.).

Обслуживание и погашение долговых обязательств города Нижнего Новгорода осуществляется в соответствии с заключенными муниципальными контрактами, договорами и соглашениями своевременно и в полном объеме, просроченная задолженность по долговым обязательствам отсутствует.

1.3. Приоритетом долговой политики города Нижнего Новгорода является безусловное соблюдение ограничений, устанавливаемых Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Основные показатели долговой нагрузки на бюджет города

за 2020-2023 годы

Ограничения, установленные

Бюджетным кодексом РФ

2020 год

факт

2021 год

факт

2022 год

факт

2023 год

факт

Соотношение объема муниципального долга к общему годовому объему доходов местного бюджета без учета объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений (норматив ? 100%; дополнительное ограничение, установленное муниципальным правовым актом, ? 85 %),

80,2

72,3

71,1

72,4

Удельный вес объема расходов на обслуживание муниципального долга к общему объему расходов местного бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (норматив ? 15%; дополнительное ограничение с 2020 года ? 8%), %

2,8

1,9

0,5

0,1

Нарушений в соблюдении требований Бюджетного кодекса Российской Федерации и муниципальных правовых актов органов местного самоуправления города Нижнего Новгорода, регулирующих бюджетные правоотношения в области управления муниципальным долгом, не допускалось.

1.4. Текущее состояние муниципального долга города Нижнего Новгорода.

В соответствии с Программой муниципальных внутренних заимствований города Нижнего Новгорода на 2024 год и на плановый период 2025-2026 годов, утвержденной решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 13.12.2023 № 273 «О бюджете города Нижнего Новгорода на 2024 год и плановый период 2025-2026 годов» (с изменениями, внесенными решениями городской Думы от 24.01.2024 № 1, от 28.02.2024 № 15, от 27.03.2024 № 45, от 04.04.2024 № 59, от 19.04.2024 № 61, от 22.05.2024 № 91, от 26.06.2024 № 112, от 24.07.2024 № 148, от 25.09.2024 № 172) (далее - Решение о бюджете) на 2024 финансовый год предусмотрено привлечение заимствований в общей сумме 25285,8 млн. рублей.

Решением о бюджете установлен верхний предел муниципального внутреннего долга города Нижнего Новгорода на 1 января 2025 года в размере 20216,0 млн. руб. Соотношение установленного объема муниципального долга к общему годовому объему доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений от налога на доходы физических лиц составляет 65,35% (норматив по Бюджетному кодексу РФ ? 100%; дополнительное ограничение, установленное муниципальным правовым актом, ? 85%). Требования данного норматива соблюдены.

Объем муниципального долга города Нижнего Новгорода на 1 октября 2024 года составил 13116,3 млн. руб.

Структура муниципального долга города Нижнего Новгорода на 01.10.2024

Виды долговых обязательств

Объем долга,

млн. руб.

Доля в общей сумме долга,

%

1. Муниципальные ценные бумаги

0,0

0,0

2. Кредиты, привлеченные от кредитных организаций в валюте Российской Федерации

0,0

0,0

3. Бюджетные кредиты, привлеченные из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в валюте Российской Федерации

13 116,3

100,0

4. Муниципальные гарантии

0,0

0,0

Итого

13 116,3

100,0

Объем ассигнований на финансирование расходов на обслуживание муниципального долга города Нижнего Новгорода на текущий финансовый год был предусмотрен в размере 1513,0 млн. руб., по уточненному бюджету на 01.10.2024 – 219,6 млн. руб., по состоянию на 01.10.2024 фактические расходы составили 32,1 млн. руб. (14,6 % от уточненных годовых назначений).

Удельный вес планового объема расходов на обслуживание муниципального долга к общему плановому объему расходов местного бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, составляет 0,3% (норматив по Бюджетному кодексу РФ ? 15%; дополнительное ограничение, установленное муниципальным правовым актом, ? 8%).Требования данного норматива соблюдены.

В целях эффективного использования бюджетных средств на обслуживание муниципального долга в 2024 году проводятся следующие операции:

заключение муниципальных контрактов с кредитными организациями на оказание финансовых услуг по предоставлению кредитных ресурсов по итогам проведения аукционов в электронной форме в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации № 44-ФЗ (в форме возобновляемых и невозобновляемых кредитных линий);

привлечение временно свободных средств муниципальных бюджетных и муниципальных автономных учреждений, средств участников казначейского сопровождения.

Итоги: объем долга по кредитам кредитных организаций на 01.10.2024 составил 0,0 млн. руб. (4 330,0 млн. руб. на начало года); средневзвешенная стоимость муниципальных заимствований в целом уменьшилась на 4,11 п.п. с 4,21% годовых на 01.01.2024 до 0,10% годовых на 01.10.2024; объем ассигнований на обслуживание муниципального долга уменьшен на 1293,4 млн. руб. (перераспределение на другие статьи расходов бюджета города в соответствии с решением городской Думы города Нижнего Новгорода об уточнении бюджета); просроченная задолженность по долговым обязательствам отсутствует.

1.5. С 2017 года город Нижний Новгород оценивается рейтинговым агентством Акционерное общество «Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство» (АКРА (АО). Кредитный рейтинг АКРА впервые был присвоен городу 21.11.2017 на уровне А-(RU).

В феврале 2023 года АКРА в очередной раз подтвердило кредитный рейтинг города на уровне А-(RU), прогноз «Позитивный». 28.07.2023 года АКРА повысило кредитный рейтинг Нижнего Новгорода до уровня А(RU), изменив прогноз на «Стабильный». В декабре 2023 года и в июне 2024 года кредитный рейтинг Нижнего Новгорода подтвержден на уровне А(RU), прогноз «Стабильный».

2. Основные факторы, определяющие характер и направления долговой

политики города Нижнего Новгорода

В 2025 году и плановом периоде 2026 - 2027 гг. долговая политика города Нижнего Новгорода будет продолжать строиться на принципах и условиях предыдущих лет.

Основными факторами, определяющими характер долговой политики города Нижнего Новгорода при исполнении городского бюджета, будут являться:

риски снижения налоговых и неналоговых доходов городского бюджета, вследствие ухудшения общеэкономической ситуации в Нижегородской области и городе Нижнем Новгороде, изменения норм федерального и областного законодательства, влекущие за собой снижение доходов бюджета города Нижнего Новгорода и (или) увеличение расходов бюджета города Нижнего Новгорода;

сохранение потребности в финансировании дефицита бюджета города Нижнего Новгорода, потребности в рефинансировании долговых обязательств города Нижнего Новгорода;

необходимость соблюдения ограничений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации и Соглашениями с министерством финансов Нижегородской области о предоставлении администрации города Нижнего Новгорода из областного бюджета бюджетных кредитов на частичное покрытие дефицита бюджета города Нижнего Новгорода и для погашения долговых обязательств муниципального образования в виде обязательств по муниципальным ценным бумагам и кредитам, полученным от кредитных организаций.

Накопление негативных факторов может повлиять на уровень долговой нагрузки и, как следствие, рост расходов на обслуживание муниципального долга.

В этих условиях в целях поддержания высокого уровня кредитоспособности города Нижнего Новгорода приоритетными задачами становятся:

сдерживание роста долговой нагрузки;

недопущение перехода в группу заемщиков с более низким уровнем долговой устойчивости;

сохранение уровня кредитного рейтинга города.

3. Цели и задачи долговой политики города Нижнего Новгорода

на 2025 - 2027 годы

Долговая политика будет направлена на обеспечение устойчивого и сбалансированного исполнения бюджета города Нижнего Новгорода, сохранение безопасного уровня долговой нагрузки, безусловное исполнение принятых долговых обязательств, поддержание объема и структуры долговых обязательств, обеспечивающих их исполнение в полном объеме и в установленные сроки, что в свою очередь, будет способствовать сохранению/повышению кредитного рейтинга города Нижнего Новгорода и минимизации стоимости заимствований.

Целями долговой политики города Нижнего Новгорода являются обеспечение сбалансированности и устойчивости исполнения бюджета города Нижнего Новгорода, проведение взвешенной политики в области муниципальных заимствований, поддержание объема муниципального долга на экономически безопасном уровне и формирование оптимальной структуры муниципального долга для поддержания «кредитного качества заемщика» (город Нижний Новгород) на высоком уровне.

Долговая политика города Нижнего Новгорода на 2025 - 2027 годы будет нацелена на достижение следующих результатов:

удержание объема муниципального долга города Нижнего Новгорода на уровне не более 85 % общего годового объема доходов местного бюджета без учета объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений;

обеспечение объема расходов на обслуживание муниципального долга в размере не более 8 % общего объема расходов местного бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

обеспечение доли общего объема долговых обязательств по рыночным заимствованиям не более 39,9 процентов объема доходов местного бюджета без учета безвозмездных поступлений.

Основными задачами долговой политики являются:

поддержание объемов муниципального долга и расходов на его обслуживание в пределах ограничений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, и дополнительных ограничений, установленных муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления города Нижнего Новгорода;

совершенствование системы управления муниципальным долгом с обеспечением способности бюджета города осуществлять заимствования в объемах, необходимых для решения поставленных социально-экономических задач;

обеспечение взаимосвязи принятия решения о заимствованиях с реальными потребностями бюджета города в привлечении заемных средств;

сдерживание роста муниципального долга за счет сокращения размера дефицита бюджета (бездефицитный бюджет) с переходом на профицитный бюджет и снижение объема долга;

соблюдение ограничений, установленных министерством финансов Нижегородской области при предоставлении администрации города Нижнего Новгорода из областного бюджета бюджетных кредитов;

обеспечение своевременного и полного исполнения долговых обязательств города;

развитие рыночных инструментов заимствований и инструментов управления долгом;

оптимизация структуры долговых обязательств, исключающей их неисполнение, с учетом минимизации стоимости заимствований;

сокращение рисков, связанных с осуществлением заимствований, рисков неисполнения долговых обязательств;

обеспечение публичности и прозрачности информации о муниципальном долге города Нижнего Новгорода;

поддержание достигнутого уровня кредитного рейтинга города, проведение мероприятий, приводящих к позитивному изменению рейтинга.

4. Инструменты реализации долговой политики

В предстоящем периоде долговая политика города Нижнего Новгорода будет направлена на осуществление заимствований в объемах, необходимых для решения поставленных социально-экономических задач. Основными инструментами реализации долговой политики останутся среднесрочные рыночные заимствования.

Объемы и параметры муниципальных заимствований будут определяться таким образом, чтобы обеспечивалась сбалансированность бюджета, оптимизировался график погашения основного долга, минимизировались расходы на обслуживание муниципального долга с учетом снижения рисков операционного характера и рисков рефинансирования.

Результаты планирования муниципального долга отражаются в Программе муниципальных внутренних заимствований города Нижнего Новгорода на соответствующий финансовый год и плановый период.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации будет использоваться механизм привлечения кредитов кредитных организаций на конкурентной основе по итогам проведенных электронных аукционов, в целях покрытия дефицита бюджета, погашения ранее привлеченных долговых обязательств в соответствии со сроками погашения, для досрочного замещения задолженности под более низкую процентную ставку и, в случае необходимости, для пополнения в течение финансового года остатков средств на счетах местного бюджета.

Сохранится практика привлечения кредитов кредитных организаций в форме возобновляемых кредитных линий, что позволит привлекать и погашать кредитные ресурсы в кратчайшие сроки, минимизирует риск рефинансирования, а также обеспечит возможность экономии по расходам на обслуживание муниципального долга.

При благоприятной конъюнктуре российского финансового рынка возможно размещение муниципальных облигаций на срок до 5 лет. Основными преимуществами ценных бумаг как инструмента заимствования являются длительные сроки обращения, рыночный механизм ценообразования, равномерное распределение платежей, привлечение к размещению неограниченного круга инвесторов: банков, инвестиционных компаний, пенсионных фондов, страховых компаний, иных юридических лиц, физических лиц, что обеспечивает высокую конкуренцию.

Для поддержания текущей ликвидности бюджета города Нижнего Новгорода и минимизации расходов на обслуживание муниципального долга сохранится практика привлечения от Управления Федерального казначейства по Нижегородской области бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете бюджета на условиях, установленных действующим законодательством.

На постоянной основе будет проводиться мониторинг финансовых рынков в целях определения стоимости кредитных ресурсов. В случае уменьшения Центральным банком Российской Федерации ключевой ставки с банками-кредиторами по соглашению сторон планируется заключение дополнительных соглашений на снижение фиксированных процентных ставок по действующим контрактам, а также организация дополнительных электронных аукционов на заключение новых контрактов с более низкой ценой.

В 2025 - 2027 годах будет продолжено взаимодействие с министерством финансов Нижегородской области по вопросам предоставления (реструктуризации) бюджетных кредитов бюджету города Нижнего Новгорода.

Предоставление муниципальных гарантий города Нижнего Новгорода в 2025 – 2027 годах не планируется.

Информация о проводимой долговой политике является открытой и общедоступной. Соответствующие сведения предоставляются на официальном сайте администрации города Нижнего Новгорода в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Раскрытие информации о долговых обязательствах и проводимой заемной политике является важным элементом формирования благоприятной кредитной истории города.

Основными мероприятиями повышения эффективности долговой политики города Нижнего Новгорода являются:

недопущение принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных дополнительными источниками поступлений в бюджет;

использование механизма размещения муниципальных ценных бумаг города Нижнего Новгорода как источника среднесрочного и долгосрочного финансирования дефицита бюджета;

планирование и осуществление муниципальных заимствований города Нижнего Новгорода, исходя из графиков погашения долговых обязательств, с учетом стоимости обслуживания, влияния на платежеспособность бюджета города и оптимизации структуры муниципального долга города Нижнего Новгорода;

проведение работы с кредитными организациями по снижению процентных ставок по ранее заключенным муниципальным контрактам;

мониторинг соответствия уровня муниципального долга города Нижнего Новгорода ограничениям, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления города Нижнего Новгорода;

использование механизма привлечения бюджетного кредита на пополнение остатка средств на едином счете бюджета в целях эффективного управления текущей ликвидностью бюджета города Нижнего Новгорода;

привлечение на единый счет бюджета временно свободных денежных средств муниципальных бюджетных и автономных учреждений, средств, поступающих во временное распоряжение получателей средств местного бюджета, средств участников казначейского сопровождения, что позволит экономить средства на обслуживание муниципального долга за счет сокращения сроков и объемов привлечения кредитов кредитных организаций;

обеспечение раскрытия информации о муниципальном долге города Нижнего Новгорода и расходов на его обслуживание;

взаимодействие с рейтинговым агентством по присвоению, подтверждению, пересмотру и поддержанию кредитного рейтинга города Нижнего Новгорода.

5. Анализ рисков для бюджета города Нижнего Новгорода, возникающих

в процессе управления муниципальным долгом

Основными рисками, возникающими в процессе управления муниципальным долгом города Нижнего Новгорода, являются:

5.1. Риск рефинансирования - вероятность того, что заемщик не сможет провести рефинансирование накопленных долговых обязательств на приемлемых условиях или возникнут проблемы с получением достаточного и своевременного финансирования на рынках капитала.

Для управления рисками, связанными со способностью города Нижнего Новгорода своевременно исполнять свои долговые обязательства, осуществляется мониторинг конъюнктуры финансовых рынков с целью анализа перспективы рефинансирования имеющихся обязательств, снижения зависимости от конъюнктуры рынка и/или одного инвестора, выбора инструмента заимствования; привлечение среднесрочных/долгосрочных заимствований для равномерного распределения объемов погашения по годам.

Кроме того, снижение рисков при рефинансировании долговых обязательств будет проводиться с учетом соблюдения ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации (в том числе по долговой устойчивости), муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления города Нижнего Новгорода, Соглашениями с министерством финансов Нижегородской области о предоставлении администрации города Нижнего Новгорода из областного бюджета бюджетного кредита на частичное покрытие дефицита бюджета города Нижнего Новгорода и для погашения долговых обязательств муниципального образования в виде обязательств по муниципальным ценным бумагам и кредитам, полученным от кредитных организаций.

5.2. Процентный риск - вероятность увеличения суммы расходов на обслуживание муниципального долга вследствие неблагоприятных изменений процентных ставок.

В процессе управления процентными рисками, влияющими на стоимость заимствований, будет проводиться мониторинг ситуации на финансовых рынках на постоянной основе и учет прогнозов изменения процентных ставок на финансовом рынке (в том числе ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации) при планировании расходов на обслуживание муниципального долга города Нижнего Новгорода.

5.3. Операционный риск – вероятность возникновения потерь (убытков) и (или) дополнительных затрат из-за несоответствия законодательству установленных порядков и процедур совершения операций или нарушения сотрудниками бюджетного законодательства, установленных порядков и процедур при планировании и исполнении бюджета в части долговых обязательств, включая некомпетентность или ошибки персонала; сбоев или отказа используемых учетно-расчетных, информационных и иных систем.

Способами управления операционным риском, направленными на противодействие его возникновению, являются:

соблюдение специализированных квалификационных требований к сотрудникам, функциональные обязанности которых связаны с управлением муниципальным долгом, повышение их квалификации на постоянной основе;

обеспечение системы постоянного контроля за соблюдением процедур, установленных регламентов;

обеспечение информационной безопасности;

повышение эффективности механизмов отчетности.

5.4. Изменения норм федерального и областного законодательства, влекущие за собой снижение доходов бюджета города Нижнего Новгорода и (или) увеличение расходов бюджета города Нижнего Новгорода.

5.5. Риск не достижения утвержденных годовых объемов поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета, в том числе в связи с ухудшение общеэкономической ситуации в Нижегородской области и городе Нижнем Новгороде.

5.6. Снижение кредитного рейтинга и удорожание стоимости привлечения заемных средств.

Основными мерами, принимаемыми в отношении управления рисками, связанными с реализацией долговой политики, являются осуществление достоверного прогнозирования доходов бюджета и поступлений по источникам финансирования дефицита бюджета города Нижнего Новгорода; принятие взвешенных и экономически обоснованных решений по принятию долговых обязательств муниципальным образованием.

При наступлении указанных рисков могут потребоваться дополнительные меры по минимизации их негативных последствий.