Под властью барона


Городской голова Д.Н.ДельвигБарон Дмитрий Николаевич Дельвиг стал городским головой после отстранения от должности Алексея Максимовича Губина в 1893 году. Причем дал согласие баллотироваться на пост мэра крайне неохотно, после долгих уговоров и многочисленных колебаний. В протоколах думы записано, что Дмитрий Николаевич "только после усиленных и единодушных просьб думы согласился допустить себя к баллотированию и при выборах получил 47 избирательных и 8 неизбирательных голосов".

Чтобы занять пост городского головы в 1893 году, требовалось определенное гражданское мужество. Во-первых, занимать место опального мэра, разбираться с его обвинениями и держать ответ перед гражданами - дело очень малоприятное. И, во-вторых, Дельвиг заступил на этот пост в условиях нового Городового положения, принятого 11 июня 1892 года. Оно резко свертывало деятельность органов местного самоуправления и ограничивало избирательные права граждан. К выборам допускались только наиболее крупные слои городского населения, а все мелкие и средние налогоплательщики лишились избирательных прав. Конечно, такая дума не могла быть столь популярна, как думы прошлых лет, и председатель думы - городской голова должен был быть человеком очень умным и осмотрительным, чтобы обойти все подводные камни, или человеком необычайно популярным, народным любимцем, которому все прощается.

Дмитрий Николаевич Дельвиг относился к первому типу. Юрист по образованию, он практически мог обойти любой острый вопрос. Избегать открытых скандалов ему также помогал большой опыт практической работы - с 1868 года он находился на государственной службе в департаменте министерства юстиции, с 1870 года - судебный следователь Балахнинского уезда, потом член окружного суда Нижнего Новгорода. И хотя Дельвиг был юристом со стажем и большим опытом работы, в историю глав города он вошел совершенно по другим характеристикам. Наряду с губернатором Николаем Михайловичем Барановым Дмитрий Николаевич Дельвиг по праву считается устроителем, организатором и хозяином города, где проходила всемирно известная XVI Всероссийская промышленно-художественная выставка 1896 года.

Один из экспонатов выставки 1896 года - первый русский автомобиль конструкции Яковлева и ФрезеИзвестный писатель В. Гиляровский назвал эту выставку "нижегородское обалдение", где были собраны "сокровища русской производительности" со всех даже самых отдаленных уголков России, где были представлены все производства и искусства - от народных кустарных промыслов до современного промышленного производства.

Под стать выставке выглядел и красавец город: Нижний Новгород 1896 года не уступал благоустройством столицам. Но это все был итог - венец деятельности городской думы и ее руководителя Дмитрия Николаевича Дельвига, а вначале, практически сразу же после выборов, началась подготовка к великой выставке.

14 августа 1893 года Дмитрий Николаевич Дельвиг созывает чрезвычайное собрание городской думы. На повестке дня только один вопрос: "по поводу объявленного назначения в 1896 году в Нижнем Новгороде Всероссийской торгово-промышленной выставки".

Обычно спокойный и сдержанный, городской голова обратился к собравшимся с взволнованной речью:

"Милостливые государи!
Вчера мы имели честь встретить у себя господина министра финансов С. Ю. Витте.

Дорогой гость привез нам дорогое известие: ...в 1896 году будет открыта в Нижнем Новгороде Всероссийская промышленная выставка. Это первый случай открытия выставки не в столицах.

Так возвеличен царской милостью Нижний Новгород. В настоящем случае я счел своим священным долгом доложить об этом немедленно городской думе".

О том, насколько важно было для губернского города это событие, свидетельствует тот факт, что царскому вестнику Сергею Юрьевичу Витте за сие благое известие было пожаловано звание почетного гражданина города Нижнего Новгорода.

После чрезвычайного собрания вся деятельность городской думы с сентября 1893 года и до 1896 года, до открытия выставки, была подчинена одной главной задаче - подготовке города к торжественному событию. Комиссий по подготовке к выставке было много, и они шли, так сказать, по нисходящей линии. Прежде всего, в Петербурге была создана "высочайше утвержденная комиссия по устройству выставки", в Нижнем Новгороде как исполнитель воли высочайшей комиссии - распорядительный комитет по устройству выставки во главе с губернатором, а комитету, в свою очередь, подчинялась комиссия благоустройства города, действиями которой руководил городской голова.

Ниже никаких уже комиссий не было, и, таким образом, дума вместе с головой оказались в центре всех мелких хозяйственных дел, которые требовали далеко не малого внимания. Ну, например, вопрос по благоустройству улиц, набережных, откосов и съездов. Одних только мостовых по основным улицам города было замощено в период 1895-1896 гг. 46 654 квадратных сажени. В толще откосов строятся штольни для сбора и вывода на поверхность грунтовых вод, обновляются кремлевские бульвары, устраиваются два новых сквера на Благовещенской площади и обновляется фонтан, укрепляются сползающие части откосов и покрываются дерном и многое-многое другое.

Серьезно решался вопрос с мостом через Оку. И хотя, несмотря на все усилия, Дельвигу не удалось решить вопрос о строительстве постоянного моста через реку, плашкоутный (понтонный) был очень основательно обновлен.

Очень существенным моментом для нижегородцев было и решение думы в марте 1895 года об увеличении поступления воды в нагорный водопровод до 600 ведер в сутки. Для достижения этой цели приобретались новые механизмы, заканчивалось строительство очередной линии водопровода.

Первый нижегородский  трамвайОгромнейшее значение для города, учитывая его последующее развитие, имел также пуск первого трамвая в Нижнем. Барон Дельвиг являлся активным поборником электрической железной дороги. Так, когда среди гласных городской думы неожиданно стали распространяться слухи, что лошади будут пугаться невиданных трамваев, а так как улицы в городе узкие, то не избежать людских увечий, Дмитрий Николаевич списался с городским головой Киева, где трамвай действовал уже два года, и представил убедительные доказательства преимуществ использования трамвая и мер, направленных на предотвращение несчастных случаев с прохожими. И, в общем-то, именно благодаря энергии, активности городского головы появился в середине мая 1895 года следующий документ:

"Договор 1895 года мая 16 дня, камер-юнкер Рафаель Карлович фон-Гартман, с одной стороны, и Нижегородская городская управа, согласно определению городской думы, состоявшемуся 17 апреля 1895 года, с другой, заключили между собою настоящий договор на устройство в гор. Нижнем Новгороде городской электрической железной дороги с двумя элеваторами..."

И уже на следующий год по территории выставки весело бегал нижегородский трамвайчик. Изумлению и ликованию публики не было предела - даже сам государь Николай II дважды объехал выставку на трамвае.

При правлении Дельвига разительно изменился и архитектурный облик города. Словно по мановению волшебной палочки, выросли новые здания биржи, банков, гостиниц, доходных домов. А здание городского драматического театра до сегодняшнего дня считается главным украшением центральной улицы города.

Городская дума также обязала и всех домовладельцев привести в порядок фасады своих домов - оштукатурить, покрасить, отремонтировать. В случае необходимости особо нуждающимся - бедным домовладельцам - городская управа даже выдавала ссуды на ремонт фасадов домов.

Действие Всероссийской выставки благотворно сказалось не только на внешнем облике города, но и на его духовной жизни. Так, кроме театра в городе открылся еще и художественный музей.

Идея создания Нижегородского художественного музея принадлежала художнику А. А. Карелину, который предложил первый музейный взнос - 50 картин местных художников, в том числе ступинской школы.

Нижегородский губернатор Баранов сочувственно отнесся к проекту Карелина, указав, что "идея учреждения музеев в губернских городах, несмотря на то, что оспаривается многими, все-таки, по-видимому, правдива и жизненна". А вот городской голова Дельвиг не просто поддержал идею Карелина, а взялся ее расширить и углубить. Как объяснял сам Дмитрий Николаевич, "озабочиваясь обогащением будущаго Нижегородского художественного музея произведениями художественного творчества.., я лично обратился к русским художникам... А. А. Карелину, Н. П. Безверхову, А. П. Боголюбову, Н. А. Кошелеву".

Практически все художники вняли призыву нижегородского городского головы, по их словам, "с чувством истинного удовольствия" и прислали свои дары в зарождавшийся музей.

Губернатор Баранов предложил соединить уже работавший исторический и новый художественный музеи в один, дав ему помещение в Дмитриевской башне Кремля. Башня была отреставрирована и передана в ведение городской думы, и уже летом 1896 года здесь разместилась выставка общества художников исторической живописи. Новый музей заработал.

Это далеко не все деяния городского головы за 4-летний срок его правления. Может быть, не все они были инициативными - Дельвигу приходилось ежедневно исполнять предписания Высочайшей комиссии, но успешно завершить все эти крупные дела мог только, по сегодняшнему определению, крупный хозяйственник. А Дмитрий Николаевич Дельвиг был не хозяйственником, не купцом - он был юристом (политиком, как бы мы сказали сегодня).

И этому политику удавалось все, за что бы он ни брался, - за всю свою служебную карьеру Дельвиг был награжден четырьмя орденами.

А для Нижнего Новгорода это был первый городской голова не из купцов, с юридическим образованием. Безраздельная власть купцов в думе закончилась. Город все больше становился не только торговым, но и промышленным центром России.