Сегодня старинный Нижний Новгород встречает гостей не только ансамблями монастырей, древнего кремля, отдельными памятниками архитектуры, многоликой исторической средой, но и новыми, современными постройками, которые прекрасно соседствуют со старыми, дополняющими и обогащающих друг друга. Нижний Новгород обладает собственным неповторимым обликом, хотя его архитектура продолжает развиваться в русле общих тенденции развития российской архитектуры, а также находится в тесной связи с близкими тенденциями в мировой архитектурной практике.
Последние десять лет уходящего XX века существенно изменили облик города, В 1991 году важным политическим событием является открытие города и возвращение ему первоначального исторического названия.
Нижний Новгород становится в начале 1990-х годов центром новых экономических реформ в стране.
Возрождается роль Нижегородской ярмарки, создается комитет (ныне департамент) по охране историко-культурного наследия Нижнего Новгорода, который занимается исследованиями и выявлением памятников архитектуры, составляет историко-архитектурный опорный план города, рассматривает проекты нового строительства на экспертном совете, предваряя рассмотрение на градосовете при главном архитекторе города.
Эпоха “проектных фабрик” и монополий закончилась. Архитектор сошел с конвейера, печатающего типовые проекты. Архитектура приобрела статус свободной творческой профессии. Вернулось индивидуальное проектирование, появились первые персональные творческие мастерские, которые начинают конкурировать с проектными институтами иногда на равных. Александр Харитонов, будучи главным архитектором города, очень сожалел, что не удалось создать такие мастерские при ведущем проектном институте на договорных началах.
В 1990-е годы в Нижнем работает большой коллектив талантливых зодчих. В конце столетия зодчие вновь обратились к истории. Все больше стала осознаваться важность преемственности культуры, возрождение традиций, стала признаваться допустимость множественности стилистических проявлений. Это позволило достичь образности архитектурных произведений, пластичности и органичному вписыванию в архитектурный контекст и городской ландшафт. Усиливается стремление к региональному своеобразию.
Уже в 1990-е годы удалось достигнуть гуманизации современного городского окружения. Средовой подход к городской территории, как основной метод архитектора, и соответствующие принципы сохранения архитектурно-градостроительного наследия привели к переоценке наследия недавнего прошлого, к развитию ретроспективных взглядов в архитектуре. Зодчие стали решать одну из важнейших проблем в архитектуре - проблему композиционного контакта старого и нового.
Контекстуализм с его уважением к историческому окружению стал диктовать свои приемы формообразования. Особенно ярко он проявился при реконструкции исторического центра города. Этот период стал временем начала строительства жилых и общественных зданий в историческом центре города. Строительство с окраин переместилось в центр. Началась его активная реконструкция. При этом происходит эволюция планировочной структуры кварталов, изменяется их функционально-пространственная организация, повышается эстетический уровень городской среды. Город живет и обновляется. Зодчие стали в той или иной степени использовать в своем творчестве наследие. Оживились региональные, историзирующие и романтические настроения. Изменился образный строй архитектуры.
В 1990-е годы стали полнее реализоваться мысли и талант наших архитекторов. Архитекторы Нижнего Новгорода в конце XX столетия сумели покончить с унылым однообразием архитектуры. Они избрали свой путь- путь возрождения образной, выразительной архитектуры. Нижегородская архитектура стала разнообразной, разноликой и интересной. Архитекторы вновь задумались о силуэте города. Поэтому-то и появилось в историческом центре множество разных башен и башенок, особенно при проектировании зданий на пересечении улиц. Это и остроконечные, в виде шпилей, и отдаленно напоминающие шатры Нижегородского кремля, и куполообразные. Именно они создают атмосферу романтичности, богатство впечатлений о городе. И это явление вполне понятно и закономерно, когда после долгих лет запретов и норм у архитекторов появилась долгожданная возможность не только нарисовать, но и построить свою, неповторимую башенку, которая, несомненно, украсит улицу или перекресток, квартал или двор.
В облик современного здания возвратились и архитектурные детали, как непременное средство гармонизации с человеком и окружением. Равноправным участником новой застройки стал и цвет: здесь и традиционное сочетание красного и белого, желтого и белого, и появления всевозможных оттенков бежево-коричневого, зеленоватого, серо - голубоватого.
В стилистике рассматриваемого времени можно выделить основные направления поисков в Нижегородской архитектуре:
- развитие традиционной архитектуры - поиски архитектурных форм с обращением к художественной культуре прошлого, к историческому наследию (от стилизации до архаизации, от цитирования до возрождения историзма);
- развитие неоромантических тенденций - возрождение местных, региональных традиций на ассоциативном уровне;
- развитие творческих принципов советского авангарда 1920-1930-Х годов - от неоконструктивизма до новейшего модернизма.
В этот период акцент смещается в область индивидуального и малоквартирного жилищного строительства. В области проектирования и строительства общественных зданий меняется типология: ведется строительство банков, офисов, торговых и выставочных помещений, возвращается строительство и реставрация культовых сооружений - монастырей, храмов, церквей, часовен.
В отличие от новейшей архитектуры столицы нижегородская архитектура пошла своим путем. Зеркальные призраки обошли Нижний. Гигантизм также не нарушил масштаба города. Нижегородские зодчие создают сугубо авторскую своеобразную архитектуру, произошел качественный взлет, отмеченный профессионализмом. Это явление и можно считать феноменом нижегородской архитектуры. В этом видится секрет успехов последних лет.
В конце 1990-х годов начался новый поворотный момент в развитии нижегородской архитектуры, связанный с отказом от историзма во внешних его проявлениях и обращением к образной выразительности, основанной на косвенных контекстуальных подходах новейших технологиях и большей включенностью в общемировой процесс эволюции современной архитектуры.
Конечно, трудно классифицировать и давать оценку явлению, которое еще только состоялась. Последующие поколения исследователей архитектуры конца XX столетия легче справятся с этой задачей. Но с другой стороны хочется показать оценку этого явления современниками и участниками этого процесса, процесса возрождения на время утраченных художественных начал в архитектуре.