Важнейшими планировочными элементами являлись пристани. На ярмарке главной пристанью оставалась Сибирская. Если до конца XIX века она была застроена деревянными складами и конторами, то в 1905 году на ней были построены каменные громадные склады и вся ее территория была приведена в образцовый порядок. Сибирская пристань была разделена на участки, на которых размещались конторы крупнейших пароходных обществ страны. К концу XIX века ярмарку обслуживали не только пристани, находившиеся на ее территории, но и пристани, расположенные на городских набережных Оки и Волги. Такое положение способствовало объединению ярмарки с городом и созданию единого крупного экономически развитого центов.Проведение в Нижнем Новгороде Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставки 1896 года способствовало появлению на ярмарке новых зданий и сооружений. Выставочные павильоны разместились на обширной территории недалеко от ярмарки и вблизи от железнодорожного вокзала.
Для связи города и ярмарки с территорией выставки была проведена электрическая железная дорога и построен новый понтонный мост.
Несмотря на некоторое замедление строительства ярмарки в начале XX века, в это время разрабатывались проекты, которые закладывали основы для ее дальнейшего экономического развития, а также лучшего ее благоустройства. Эти проекты оказались неосуществленными. К наиболее крупным замыслам относились: сооружение постоянного металлического моста через Оку для соединения ярмарки с железной дорогой южного и восточного направлений, создание гавани в Мещерском озере, строительство ночлежного дома на 1000 человек и новой мечети.
Значительные работы намечались в 1908 - 1910 гг. по инженерному благоустройству, в том числе проведение канализационной сети на всей территории ярмарки. Предусматривалась биологическая очистка сточных вод.
Композиция ярмарки, сложившаяся к концу XIX века, строилась на сочетании трех основных планировочных линий. Роль композиционного центра по-прежнему сохранялась за первоначальным ядром ярмарки. Постройка Александро-Невского собора послужила причиной создания второй композиционной оси, которая проходила по Александро-Невской улице вдоль набережной Оки. Новый собор был главной доминантой среди всех вертикалей на ярмарочной территории. Третья композиционная линия проходила по Нижегородской улице, ориентированной на окский мост - единственный вход на ярмарку сос стороны города.
Значительные изменения произошли в районе Китайских рядов, которые с двух сторон завершались пластичными объемами армянской церкви и мечети. Культовые строения теперь стояли на площадях и были окружены двух- и трехэжтажными каменными зданиями.
Необходимо отметить, что озеленению ярмарочной территории придавалось большое значение. Скверы существовали перед Главным домом (к Спасскому собору вел широкий бульвар, ограниченный двумя рядами высоких тополей), на Пушной набережной, к западу от Главного дома, около цирка, а также на 1-й Сибирской улице. Так в конце XIX века выглядела Нижегородская ярмарка, которая являлась чутким регулятором экономического благополучия в стране.
Роль Нижегородской ярмарки в культурной жизни страны.
Стечение на ярмарку огромного количества людей и удаленность ее от центра города сделали необходимым создание развлекательных и зрелищных сооружений. Значительную роль в культурной жизни ярмарки играл театр, котором до конца 30-х годов XIX века выступала крепостная труппа князя
Шаховского - основателя нижегородского театра. Как отмечает современник, "...все лучшие артисты обеих столиц, особенно Москвы, ежегодно посещали ярмарку, начиная со Щепкина, Шумского, Мартынова и других". Драматург А.Н.Островский, посетивший ярмарку в 1845 году, писал, что ярмарочный театр не уступает московскому.
В 1840 - 1850-е годы наблюдался особый подъем концертной деятельности. Концерты проходили в зале Главного дома. Там в 1855 году концертировал молодой нижегородец - композитор М.А.Балакирев, в программу которого входили сочинения М.И.Глинки.
Во второй половине XIX века общественно-культурная жизнь Нижегородской ярмарки активно входит в общий процесс развития культуры России. С 1860-х годов становится традицией выступление здесь не отдельных артистов, а гастрольных, особенно оперных и балетных трупп. В 1868 году зрители слушали оперы "Севильский цирюльник". "Риголетто", "Фауст" в исполнении итальянских певцов. Зрелищно-развлекательная зона занимала значительную территорию по Нижегородской улице, которая в народе называлась "веселая самокатная". Но центр развлекательной зоны был в районе цирка, где располагались "азиатский" квартал, сад для гуляний и две Самокатные площади. На площадях сосредоточились балаганные зрелища, и здесь вырос целый городок временных сооружений с расписными фасадами и заманивающей рекламой. В различных павильонах были собраны всевозможные развлечения и чудеса-новинки культуры: механические и электрические театры - первые русские кинотеатры.
Трудно переоценить значение Нижегородской ярмарки в деле популяризации фотографии в России. С ярмаркой была связана деятельность замечательных мастеров фотографии второй половины XIX - начала XX века: А.С.Муренко, К.И.Иванова, А.О Карелина и М.П.Дмитриева.
В период проведения ярмарки выпускались газеты "Нижегородский ярмарочный справочный листок" (1865 -1872 гг.) и "Нижегородская почта" (1883 -1903 гг.), в которых печатались новости дня и разные рекламные объявления. В конце XIX - начале XX века было издано много иллюстрированных календарей, путеводителей, художественных альбомов и открыток с видами Нижегородской ярмарки. В их издании главная роль принадлежит нижегородцу В.И.Виноградову.
Развитию культурной жизни на Нижегородской ярмарке во многом способствовало купечество, в среде которого были распространены меценатство и благотворительность. Такими купцами были Третьяковы, Морозовы, Боткины, Рябушинские и другие. Можно сказать, купечество на рубеже XIX - XX веков способствовало не только расцвету культурной жизни на ярмарке, но и обеспечивало благополучие всей русской культуры.
Страница подготовлена по материалам книги: Сергей Шумилкин. "Нижегородская ярмарка".