Чтобы понять какие изменения произошли в нижегородской архитектуре конца двадцатого века, необходимо обратиться к последней трети уходящего столетия.
После периода тотальной стандартизации и типизации 1960-х годов, подарившей нашему городу монотонный силуэт застройки в виде типовых пяти-, девяти- и даже четырнадцатиэтажных жилых домов-коробок, которые не всегда способствовали украшению живописных волжских и окских откосов, наметились попытки придать архитектуре черты индивидуальности, хотя все средства разнообразия архитекторам приходилось искать среди изделий строительной индустрии.
В эти годы в г. Горьком, как и в других нестоличных городах, эстетические вопросы архитектуры были незаслуженно забыты. На первом плане стояли вопросы экономики. Для 1970-х годов характерным было интенсивное типовое жилищное строительство. В это время в стране появились новые строительные нормы и правила. Совершенствовалась структура квартир, делались попытки разнообразить фасады многоэтажных секционных домов. В этот период в Горьком 70% жилых домов были панельными. Основная часть проектных работ по жилищному и гражданскому строительству выполнялась ведущим проектным институтом Горьковгражданпроект. Новые микрорайоны строились во всех восьми планировочных районах города. В Автозаводском районе застраивалась северная часть Соцгорода и территории вдоль Южного шоссе. На окраине Сормовского района вырастали шестой, седьмой и девятый микрорайоны. Застраивалась приречная территория Ленинского района. Здесь осуществлялось строительство Заречного бульвара. В Канавинском районе началось освоение территории Мещерского озера в районе железной дороги. В нагорной части города в Советском районе были построены микрорайоны “Нагорный” и “Кузнечиха”, в Приокском районе - микрорайон “Щербинки-2”, шло строительство микрорайона “Щербинки-3”. В Нижегородском районе основное строительство сосредоточилось в Верхних Печерах. Таким образом, 1970-е годы характеризуются размахом градостроительных работ.
Внешний облик домов архитекторы пытались разнообразить с помощью цветовых решений, архитектурных деталей: ограждений лоджий, балконов, парапетов, входов. Но добиться своеобразия при многократном тиражирован найденных приемов не удавалось.
Кирпичное строительство, в виде отдельных штучных домов, безусловно, вносило некоторое разнообразие в застройку тех лет, но не являлось определяющим. Процесс перехода от стеклянно-бетонной коробочной архитектуры к монументально-пластической трактовке геометрических объемов, от нарочитой упрощенности и лапидарности к композиционной усложненности и скульптурности шел в городе постепенно. В 1966 году в Горьком главным архитектором города заслуженным архитектором России Юрием Николаевичем Бубновым в Горьковском инженерно-строительном институте был основан архитектурный факультет, который стал готовить квалифицированных специалистов - архитекторов широкого профиля, способных применить свои знания в разных областях архитектуры: в градостроительстве, проектировании жилых и общественных зданий, в области реставрации, ландшафтной архитектуры, организации интерьеров. Здесь преподавали замечательные горьковские архитекторы - практики: заслуженный архитектор России, профессор С.Л. Агафонов, известные архитекторы - доценты: Д.П. Сильванов, Л.А. Нифонтов, В.Я. Чащин, профессор Ю.Г. Самойлов, профессор Г.Н. Павлов, доценты Ю.И. Коновалов, В.В. Баулина, С.А. Тимофеев, которые своим трудом внесли значительный вклад в развитие советской архитектуры Горького и в дело воспитания и образования подрастающего поколения будущих зодчих.
Первый выпуск горьковских архитекторов состоялся в 1971 году. Творческий потенциал поколения интересующего нас периода сформировался в основном из плеяды талантливых молодых архитекторов, выпускников архитектурного факультета ГИСИ имени В.П. Чкалова. Их приход в профессию совпал с общими изменениями, происходившими в ней. И их не могла не волновать проблема, что город катастрофически терял свое своеобразие. Новому поколению нижегородских зодчих, окончивших ГИСИ (ННГАСУ), было суждено возвратить архитектуре утраченное предназначение высокого искусства, чутко реагировать на требования, которые выдвигало перед ними время.
После периода 1960-х - начала 1970-х годов, времени профессиональных разочарований, наступила эпоха новых профессиональных возможностей. В конце 1970-х годов в Горьком появились первые признаки декоративизма, за которые пыталось ухватиться среднее поколение зодчих как за панацеей в сложившейся ситуации. Всплеск формальных поисков в прямом смысле остался запечатленным на парапетах 12-тиэтажных жилых домов, построенных в это время в центральном районе города. Большинство из них украшалось “зубцами древнего Нижегородского кремля”. Налицо было формалистическое копирование деталей прошлого, которое, тем не менее, высказывало своеобразный протест против безликой серости типовых домов.
В 1970 -1980-е годы в городе возводится большое количество зданий общественного назначения: проектных институтов, вузов, школ, предприятий общественного питания. Большинство из них продолжало строиться по типовым проектам. Здания, которые становились заметными в городе возводились по индивидуальным проектам.
Среди них здания: Обкома КПСС в кремле (арх. В. Рымаренко, В. Воронков), театр Юного зрителя (арх. И. Заславская, Ю. Шварцбрейм), кинотеатр Сормовский (арх. С. Хвиль), Дом пионеров Сормовского района (арх. Г. Макаров), Центр начисления пенсий (арх. В. Дмитриев, С. Тимофеев), здание промстройпроекта (арх. Ю. Осин), административное здание на ул. Горького (арх. Ю. Бубнов, 0. Титов, В. Ровнов), больница по Южному шоссе (0. Гуляков), дом культуры “Победа” (арх. И. Пугин), здание народного суда в Канавинском районе (арх. В. Захарычев), телефонная станция на ул. Ванеева (арх. Г. Макаров).
Но таких объектов в городе насчитывалось не многим более десятка. В 1975 году местными архитекторами начали проектирование станций первой линии Горьковского метрополитена. Одной из самых интересных стало решение станции “Ленинская” (арх. В. Дмитриев).
В начале 1980-х годов начался снос старой застройки по одной из главных улиц исторического центра - ул. Горького и строительство на ней многоэтажных кирпичных жилых домов. В их архитектуре были видны первые попытки пластического обогащения фасадов. Протяженные 9-ти этажные дома здесь чередуются с точечными 12- этажными и связываются с ними гигантскими арками для проездов внутрь дворовых пространств. Общность красно-белого цветового решения, единый характер архитектуры позволял говорить об ансамблевости застройки данной части улицы.
Творческая биография молодых архитекторов 1970-х годов начиналась в основном с привязок типовых проектов. Но наряду с повседневной и будничной работой по проектированию микрорайонов они участвовали в многочисленных конкурсах всех уровней: от городских до международных.
Участие в конкурсах начиналось еще в годы учебы в ГИСИ на архитектурном факультете. В то время деканом факультета был профессор Г.В. Канаков. Ему удалось создать особую атмосферу, которая позволяла развивать самостоятельность и творческие способности студентов-архитекторов. Он организовывал множество студенческих конкурсов на проектирование детских игровых площадок, автобусных остановок в городе и области. В те годы появилось студенческое движение: “Сами проектируем, сами строим”. Лучшие студенческие проекты тут же реализовывались студенческими строительными отрядами. Все это являлось несомненным стимулом для профессионального роста будущих зодчих. Конкурсы были настоящей профессиональная школой, где молодежь оттачивала свое мастерство. С конкурсных проектов начался отказ от безликости архитектуры, отказ от невыразительности ее языка. Архитектурный конкурс - это лаборатория профессии, где вырабатываются различные концепции. Именно на конкурсах появилась интеллектуальная утонченность, шло формирование нового мировоззрения, складывалась многослойность художественных образов, менялась стилистика, оттачивалась виртуозность графического языка. В конкурсных проектах впервые появились высказывания в защиту человеческих ценностей городской среды, против утраты ее духовности. Конкурсы во многом опережали и предвосхищали реальность, вырабатывая идеи, которые в последующие годы стали определять нашу архитектуру.