"А в городах велено быть думам и городским головам..."
![Нижний Новгород в 1785 г. Нижний Посад.](/uploads/editor/de/6e/9cc9aba5a87cfb6daf7eb78d031abcdbfc0987ed.jpg)
Городское общество впервые получило права юридического лица, город с этого момента мог заводить собственность, иметь доходы с имущества, собирать с населения специальные сборы.
Первичным органом сословного самоуправления в Нижнем Новгороде стало городское собрание, куда все имеющие право голоса приходили для проведения выборов. Право выбирать или быть избранным имели далеко не все. Во-первых, нужно было быть "настоящим городским обывателем". К таковым относились все жители города, имеющие дома или квартиры на территории Нижнего Новгорода, то есть к выборам допускались только домовладельцы - люди уже достаточно состоятельные.
Во-вторых, "настоящий городской обыватель" должен был достичь возраста 25 лет. И в-третьих, он должен был иметь годовой доход не менее 50 рублей ассигнациями. Этот имущественный ценз затем возрос и стал зависеть от размеров города.
Городское собрание избирало городского голову и общую городскую думу - распорядительный орган сословного самоуправления.
Состав общей городской думы был достаточно большим и представительным. В нее избирались гласные отдельно от каждой из трех гильдий купцов, от ремесленных купцов, от иностранных гостей, от именитых граждан (то есть имеющих почетное гражданство) и от посадских. Общая дума Нижнего Новгорода собиралась один раз в год с разрешения и дозволения губернатора. Практически общая городская дума собиралась один раз только для того, чтобы выбрать шестигласную думу, в которую избиралось по одному человеку от каждой группы населения. Это был своеобразный исполнительный комитет городской думы, который собирался еженедельно и решал все повседневные вопросы городской жизни. Председательствовал на этих заседаниях городской голова.
![Нижегородский купец](/uploads/editor/ee/53/3d08d10bc04b71842589b33e4d624eb1ad5ad12d.jpg)
Среди нижегородских купцов было немало лиц, отвечающих всем этим требованиям, но вот быть избранными главой города они не хотели. Дело в том, что, опасаясь самостоятельных действий богатой, достаточно просвещенной и предприимчивой купеческой буржуазии, городовое положение устанавливало очень узкие рамки деятельности всех городских дум.
Полиция по-прежнему заведовалась правительственными органами, податное дело было подчинено казенным палатам, суд зависел от губернской администрации. Расходы думы также строго контролировались губернатором, и тратить без его разрешения деньги сверх утвержденной суммы дума не могла. Неполноправность городского сословия России выражалась и в том, что основная часть городских расходов падала не на нужды города, а на содержание администрации, полицейских учреждений, казарм, тюрем и т. д.
В компетенцию городского головы и думы входили вопросы городского хозяйства и все то, что было связано с "городскими пользами и нуждами". А именно, вопросы городского благоустройства, наблюдение за прочностью зданий, состоянием площадей и пристаней, продовольственное дело, развитие торговли и промыслов, "чтобы доставить жителям пособие для прокормления", защита сословных прав и приращение городских доходов.
Таким образом, гласные думы и городской голова тратили много сил и времени для работы в шестигласной думе, практически ничего не получая взамен. Ведь единственной наградой для особо усердных народных избранников была возможность получения медали и право носить мундир. Прямо скажем, не густо. И нижегородские обыватели смотрели на работу в думе "не как на службу обществу, а как на дополнительную повинность".
С текстом Городового положения 1785 года можно ознакомиться здесь...