Строитель социализма
 
 
Председатель Горисполкома А.П.ЕфимовАлександр Павлович Ефимов - глава города с 1938 по март 1941 года, один из немногих обойден репрессиями 30-х годов. Но благополучная биография Александра Павловича смотрится на фоне биографии его коллег скорее как удивительное исключение, чем как обычная успешная жизнь человека.
 
Родился в 1905 году в деревне Рославке Вологодской области, в крестьянской семье. С 1919 по 1925 год работал подручным слесаря в Вологде, затем отправился на учебу в Москву: сначала рабфак, а в 1930-1935 гг. - Московский институт стали. По окончании института был распределен на Горьковский металлургический завод, где начал работать помощником мастера в 1935 году, а уже в марте 1937 года назначен директором этого крупнейшего завода города Горького. С директорского кресла пересел в 1938 году в кресло горьковского мэра, а затем - в 1941-1943 гг. - в кресло второго секретаря Горьковского горкома ВКП(б).
 
С февраля 1943 по июнь 1944 года - председатель Горьковского облисполкома и одновременно заместитель председателя Горьковского городского комитета обороны. В 1944 году покидает наш город, работает первым секретарем Иркутского обкома партии, Хабаровского крайкома КПСС, затем первым заместителем министра лесной промышленности СССР. С 1958 года - торговый представитель СССР в Чехословакии. 
 
Награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, медалями.
 
Территория бывшей нижегородской ярмарки в 30-х гг. XX века.Пост нижегородского (горьковского) мэра Александр Павлович Ефимов занял в молодом возрасте - в 33 года. Наверное, именно ему подошло бы прозвище - "кремлевский мечтатель", хотя кабинет председателя Горисполкома тогда был не в Кремле, а на территории ярмарки.
 
Но именно на долю Ефимова выпало разработать "планов громады", немногие из которых были сразу воплощены в жизнь.
 
В 1939 году Горсоветом был утвержден "Генеральный проект планировки города". Он исходил из главной задачи "превратить город Горький в подлинно социалистический город Советского Союза".
 
Для этого, прежде всего, планировалось оснастить город мостами. Для связи Заречной и Нагорной частей города предполагалось построить четыре новых моста через реку Оку:
 
- возле лесозавода "Новая сосна" (Лядовский мост);
 
-у затона 25 лет Октября; 
 
- против завода "Двигатель революции";
 
- в соцгороде Автозавода.
 
Для связи с Бором предполагалось построить мост через реку Волгу в районе Печер, а так же обеспечить мостами все железнодорожные переезды в городе (более 2-х десятков мостов).
 
Громадную территорию Заречной части города проектировалось полностью осушить и защитить от весенних паводков.
 
Не все удалось осуществить из этого грандиозного плана в то время и главное, не в такие сжатые сроки, как планировалось, но все-таки многое на сегодня претворено в жизнь.
 
На строительстве детской железной дорогиИ еще с именем Ефимова связано открытие детской железной дороги.
 
В начале 1939 года школьниками 15-й школы Свердловского (сейчас Нижегородского) района была выдвинута идея строительства детской железной дороги. Идею поддержал председатель горсовета Ефимов, и вопрос о строительстве детской дороги был окончательно решен в апреле 1939 года. Вслед за тем развернулись подготовительные работы по организации строительства, даже создан совет содействия строительству детской железной дороги. Сама стройка открылось по обычаю тех лет субботником 30 мая 1939 года. Восемь тысяч комсомольцев приступили к прокладке железной дороги. А 8 ноября 1939 года по ней было открыто движение.