Городская дума с 1892 по 1917 годы


Нижний Новгород на рубеже 19-20 вв.Городовое положение 11 июня 1892 года, определявшее состав, роль и место городских дум, явилось по сути дела - городской контрреформой. Оно уступало положению 1870 года практически по всем пунктам.

Это положение заменило налоговый ценз для избирателей имущественным.

Теперь избирательные права получали только те жители города, которые имели недвижимое имущество, оцененное специальной оценочной комиссией на сумму не менее 1000 рублей. В число избирателей включались также владельцы торгово-промышленных заведений города, имевшие специальные гильдийские свидетельства (т.е. принадлежащие купцам 1, 2, 3 гильдий - самым крупным и богатым).

Мелкие и средние налогоплательщики, не говоря уже о беднейших слоях общества, лишались избирательных прав. Число избирателей по Нижнему Новгороду,- в результате действия этого Положения, сократилось в несколько раз. Ряд групп населения, например, евреи, были вообще лишены избирательных прав.

Избирательные права оставили только богатым нижегородцам. Купеческие особняки на Ильинской улице. 1892 г.Как отмечали историки и политики того времени, "судьба городского управления очутилась всецело в руках количественно ничтожного, но экономически сильного меньшинства - от вредного и своекорыстного влияния которого прежнее городовое положение, хотя отчасти ограждало интересы большинства".

По отмененному городовому положению 1870 года весьма немногие постановления думы требовали предварительного рассмотрения их губернской властью. Теперь же ни одно постановление думы не могло исполняться прежде, чем его одобрит губернатор.

К компетенции городского общественного самоуправления были отнесены следующие вопросы:

1. Заведывание сборами и повинностями в пользу города;
2. Заведывание городскими капиталами;
3. Продовольственное снабжение жителей города;
4. Вопросы городского благоустройства:
5. Вопросы благотворительности и другие меры общественного призрения:
6. Борьба с антисанитарией;
7. Борьба с пожарами.

Все перечисленные направления деятельности подлежали строгому контролю со стороны губернатора, который имел право вмешательства в любой момент и отмены любых действий городской думы и городского головы.

В соответствие с такой системой дума потеряла все остатки своей самостоятельности, а ее действия все более стали напоминать действия казенных чиновников, но не назначаемых, а выборных.

С текстом Городового положения 1892 года можно ознакомиться здесь...