Мэры по образцу 30-х годов
 
Репрессии 30-х годов затронули практически все слои советского общества, но особенно отразились они на тех, кто был близок к власти. Вначале пламенные комиссары революции сметали старую буржуазную власть, а потом - на протяжении десятилетия - они сами попали под каток созданной карательной машины. Не щадила эта страшная система и нижегородских председателей городского совета. Практически всех, кто стоял у руля городской власти в те годы, объединяет одна общая деталь - год их смерти: он либо не известен, либо 1938-й. Обвиненные в разные годы, они закружились в водовороте репрессий и пропали в нем бесследно.
 
Председатель Горсовета А.П.ГрачевЭтих людей объединяло одно - были они плоть от плоти родной рабоче-крестьянской власти и верили в нее беззаветно.
Колочков Андрей Васильевич - из крестьянской семьи, родился в 1899 году, год смерти не установлен. Работал бурлаком, рабочим, матросом, токарем. Нижегородским мэром был с июня 1930 по ноябрь 1931 года.
Грачев Алексей Петрович сменил А. В. Колочкова на посту главы города в 1931-1934 годах. По профессии Грачев был железнодорожником, занимая различные рабочие должности, в 1929 году избран секретарем Канавинского РК ВКП(б), затем председателем горсовета. Год рождения - 1896-й, год смерти не установлен.
 
Семенов Родион Семенович - нижегородский мэр в 1934-1937 годах. Из крестьянской семьи, до революции работал слесарем, монтером на заводах Москвы. Имел славное боевое революционное прошлое: службу в армии в 1913-1918 годах, а далее, в 1918-1920 - работа в органах ВЧК-ОГПУ в Минске, Смоленске, Тирасполе. С 1920 года переходит на руководящую работу в советских учреждениях. В июне 1938 года арестован, в августе приговорен к расстрелу.
 
Боронин Василий Федорович тоже из крестьян и тоже слесарь. Работал заместителем Семенова, в 1937 году сменил его на посту председателя горсовета и продержался в этом качестве до 1938 года. Далее о его жизни и смерти никаких биографических сведений не обнаружено.
 
Жизнь городского мэра в те годы была полна тревог и смертельной опасности. А вот жизнь города, как бы вопреки своим руководителям, развивалась довольно-таки стабильно и успешно, не ведая ни головокружительных взлетов, ни обвальных падений.
 
В 30-е годы город Горький приобретает славу крупнейшего индустриального центра СССР - из "кармана России" город превращается в "завод России": при общем росте промышленности по стране на 118 проц., промышленность на территории города выросла на 136 проц. Заводы и фабрики города наперебой докладывали о выполнении и перевыполнении планов. Так, например, станкозавод в 1932 году выпустил 28 станков, а в 1936 году - 1579.
 
Агитационный плакат времен индустриализацииГород рос не по дням, а по часам: городская территория увеличилась к 30-м годам на 5800 гектаров. И все это городское хозяйство требовалось обустроить, обиходить, поддержать.
 
Особенно острой стала для городских властей программа жилищного строительства. 
 
Начальник городского жилищного управления Успенский так охарактеризовал обстановку 30-х годов:
 
"...у нас жилище становится гирей на ногах, которая не дает быстро двигаться вперед. У нас есть много предприятий, которые не могут набрать рабочую силу, потому что не имеют жилой площади, и есть учебные заведения, которые не могут набрать полный контингент учащихся, так как тоже не имеют жилой площади".
 
Городские власти, как могли, продвигали проблему жилищного строительства, но решалась она слабо. Преобладало деревянное и барачное строительство: например, в 1937 году построено каменных домов - 30, деревянных - 81, деревянных бараков - 50. 
 
Итак, город строил мало. Но и при этих малых объемах часто возникала проблема качества строительства. 70 проц. всего жилищного строительства велось хозяйственным способом, силами предприятий, и заселялись эти постройки без приемки их городскими организациями. Такое положение вещей ликвидировал городской голова Родион Семенович Семенов: в 1935 году он принял постановление об организации городской приемочной комисии.
 
Второй ахиллесовой пятой городского хозяйства была очистка города от мусора. Несмотря на все усилия горсовета (санитарные дни, месячники, субботники, увеличение ассенизационного обоза), санитарное состояние города продолжало оставаться неудовлетворительным.
 
14 января 1933 года президиум горсовета под председательством Грачева отмечает, что "...с каждым днем увеличиваются нечистоты в городе, а санитарно-технические тресты при их теперешнем состоянии не могут справиться с вывозкой мусора и нечистот".
 
Алексей Петрович Грачев наметил также конкретную боевую программу по улучшению санитарного состояния города.
 
1. Одновременно с работой санитарно-технических трестов райжилсоюзам организовать собственные ассенизационные обозы.
 
2. Немедленно провести в жизнь постановление горсовета о комплектовании участков дворниками, обеспечив их квартирами.
 
3. Создать при горсовете инспекцию по благоустройству и санитарному состоянию города.
 
4. Механизировать работы по очистке города.
 
Преемники Грачева - Семенов и Боронин - старались выполнить эту программу, особенно в части механизации уборочных работ и дворников. Но, несмотря на все затраченные усилия, очистка оставалась самым отсталым участком городского хозяйства, а штат дворников постоянно, из года в год оставался неукомплектованным.
 
Трамвай до 1935 года оставался практически единственным государственным средством перевозки пассажиров: регулярное автобусное и таксомоторное движение организовано в 1935 году (пробы пусков автобусов шли с 1927 года). Вначале в эксплуатации находились 6 автобусов и 10 такси марки "ГАЗ", а в 1939 году было уже 21 автобус и 27 такси. Первые автобусы ходили по следующим маршрутам:
 
- Советская площадь (сейчас пл. Минина) - Сормово;
- Советская площадь - Гороховецкие лагеря;
 
- пл. Челюскинцев - Костариха;
 
- пл. Челюскинцев - завод "Двигатель революции".
 
Новая школа. 1935 г.30-е годы принесли большие перемены в области школьного образования. В 1932-1933 учебном году начался переход ко всеобщему 10-летнему образованию, и тогда же в городе ощутилась резкая нехватка школьных зданий. Горсовет всесторонне обсудил эту проблему и решил не искать больше пустых зданий, чтобы приспосабливать их под школьные классы, а заняться специализированным школьным строительством. Президиум горсовета принял 5 марта 1935 года постановление о создании специальной школьной конторы, обязанностью которой было только строительство школ и никаких других зданий. К каждой школьной новостройке были прикреплены персонально члены президиума. В задачу шефов от горсовета входило еженедельное посещение объекта, оперативная помощь в решении организационных вопросов и доклад на заседании президиума о ходе школьного строительства.
 
Шефский метод строительства школ полностью себя оправдал - перед началом учебного года в 1935 году было сдано в эксплуатацию 11 школ. Таких темпов школьное строительство города еще не знало.