Городовое положение 1870 года
Новым этапом развития общественного самоуправления городов стало утвержденное 16 июня 1870 года новое Городовое положение. Возникло оно в период подъема общественной жизни, и было очень прогрессивно по тем временам. Даже реакционные учреждения 90-х годов XIX века, такие как Сенат, признавали заслуги Городового положения 1870 года.
Просуществовав два десятилетия, это положение принесло "немаловажную пользу, заметно подняв благоустройство городских поселений и улучшив многие условия городской жизни".
По Городовому положению 1870 года создавались новые городские органы самоуправления, правда, под старыми названиями: городские думы и управы. На них по-прежнему возлагались административно-хозяйственные задачи, но уже в более широком ассортименте: попечительству городских дум и управ подлежали вопросы благоустройства города (транспорт, освещение, отопление, канализация, водопровод, благоустройство мостовых, набережных, мостов), заведование школьным, медицинским, благотворительным делами, торговлей, кредитом и т. п.
К компетенции городских дум относилось также и заведование капиталами и имуществом города, устройство рынков и базаров, меры предосторожности против пожаров, обеспечение продовольствием жителей города, призрение бедных и прочее.
Это Городовое положение предоставляло городским думам право действительно распорядительного, надзирающего и контролирующего органа местного самоуправления, а также предоставляло возможность действовать "в пределах своей компетенции", но все же самостоятельно.
Принудительной властью для исполнения своих постановлений городская дума не обладала, она была подчинена надзору губернатора.
Городские думы выбирались на четыре года по трем избирательным съездам (крупных, мелких и средних налогоплательщиков), избиравшим по равному числу гласных.
Это был очень прогрессивный шаг, так как теперь городские думы стали бессословными, т.е. гласные (члены дум) избирались не от сословий, а на основе налогового ценза.
Городская дума, являвшаяся распорядительным органом, избирала из своего состава городского голову и свой исполнительный орган - городскую управу. Городской голова возглавлял и думу, и управу, координируя работу этих учреждений. Теперь должность головы стала платною, а содержание ему определяла дума.
Кандидатура избранного городского головы Нижнего Новгорода согласовывалась с губернатором и утверждалась в должности министром внутренних дел.
Городская управа имела постоянную канцелярию, разделявшуюся на ряд отделов, соответствующих функциям городского самоуправления; здесь же создавались различные постоянные и временные исполнительные комиссии.
Руководящую роль в органах городского самоуправления с момента их появления получили представители крупной городской буржуазии.
Для надзора за деятельностью городских дум и управ создавалось губернское по городским делам присутствие из чиновников под председательством губернатора. Это же присутствие принимало жалобы на городские органы самоуправления. Надзору и опеке подлежала вся хозяйственная деятельность городских дум.
Практически все гласные городской думы, избранные после принятия этого положения, считали днем рождения Нижегородской городской думы 1871 год (первые выборы) и начисто отвергали "шестигласных" предшественников.
С текстом Городового положения 1870 года можно ознакомиться здесь...