Время перемен
 
Выборы депутатов Горсовета в марте 1990 года впервые проводились на альтернативной основе, и депутаты нового XXI созыва были настроены очень решительно, по-боевому. 
 
Нижний Новгород в 1990 году.Достаточно сказать, что стенограмма первой организационной сессии насчитывает восемь томов, и сессия продолжалась с 30 марта по 10 мая 1990 года. Многое в работе сессии Горсовета начинает меняться и, конечно же, перемены затронули выборы должности главы города - председателя горисполкома. Прежде всего, изменился порядок выборов председателя горисполкома.
 
Председатель горисполкома должен был избираться теперь на конкурсной основе, и было разработано специальное положение о конкурсном избрании председателя. В конкурсе могли участвовать лица в возрасте до 55 лет, проживающие в городе Горьком, имеющие высшее образование и опыт руководящей и хозяйственно-управленческой или общественно-политической работы не менее 5 лет.
 
Избранным считался кандидат, получивший наибольшее число голосов, за которого проголосовало более половины избранного числа депутатов.
 
Если не один из кандидатов не набрал необходимого числа голосов, выборы считались не состоявшимися. В этом случае президиум вырабатывал новые предложения по кандидатурам и вносил их на сессию.
 
Это положение было принято 6 апреля 1990 года, а уже 27 апреля городская сессия подводила итоги первого (и последнего, как оказалось) конкурса на должность председателя горисполкома.
 
Из стенограммы сессии Горсовета:
 
Было подано 8 заявлений.
 
Президиум рассмотрел кандидатуры по установленному регламенту. В соответствии с этим регламентом каждому кандидату на пост председателя исполкома городского Совета представлялось 20 минут времени для того, чтобы изложить свой взгляд на основные проблемы, стоящие перед городом Горьким и рассказать об организации своей работы.
 
Были рассмотрены и заслушаны все кандидаты в депутаты. В президиуме проходило тайное голосование. Система голосования была такова:
 
из заслушиваемых кандидатов, тот, кто занимает первое место, получит 1 балл. Второе место - 2 балла.
 
Таким образом, набравший наименьшее количество баллов, являлся вероятным лидером, и его кандидатуру от имени президиума можно было вынести на рассмотрение сессии.
 
В ходе обсуждения две кандидатуры были отклонены. 
 
Рассматривались шесть кандидатур. Перед рассмотрением первый секретарь Советского райкома партии тов. Поляков кандидатуру свою снял. Остались пять кандидатур.
 
Наименьшее количество баллов соответствовало наибольшей вероятности быть кандидатом.
 
Председатель Горисполкома О.Х.ШарадзеВ конечном итоге президиум городского Совета народных депутатов вынес на рассмотрение кандидатуру товарища Шарадзе Омари Хасановича.
 
В своей предвыборной речи на сессии Горсовета Шарадзе дал всесторонний анализ положения дел в городе, отметил наиболее острые болевые точки и проблемы, указал на самые неотложные мероприятия.
 
По выступлению чувствовалось, что новый кандидат в мэры уже вплотную работает со всеми структурами горисполкома. Депутаты по достоинству оценили усилия Шарадзе, и 27.04.90 он был избран (утвержден) председателем горисполкома.
 
Середина 1990 года - это крайне тяжелое положение с товарами народного потребления - многокилометровые очереди за продуктами и ширпотребом, талонное обеспечение товарами первой необходимости. Для снятия напряженности мэром заключались прямые договора на поставку продуктов. 
 
Помимо экономических проблем новому главе города пришлось включиться в решение и политических проблем.
 
Прежде всего, на референдуме был поднят вопрос о возвращении городу прежнего названия - Нижний Новгород. Большинство горьковчан высказалось за то, чтобы именоваться нижегородцами. Подготовленные документы отправились в Москву, и 22 октября 1990 года указом президиума Верховного Совета РСФСР город Горький был переименован в Нижний Новгород, а Горьковская область - в Нижегородскую.
 
В сентябре 1990 года от депутатов Горсовета поступило еще одно революционно-политическое предложение: о выделении города Нижнего Новгорода из состава Нижегородской области. Называлось это предложение "О предоставлении городу Горькому (Нижнему Новгороду) статуса города республиканского значения". Причем, предполагалось, что с момента принятия этого судьбоносного решения "приоритетными считать решения городского Совета народных депутатов и горисполкома... по отношению к решениям областного Совета и облисполкома "
 
Председатель Горисполкома Омари Хасанович Шарадзе отнесся к этому предложению весьма настороженно, полагая, что выход города из областного подчинения может повредить, прежде всего, самому городу. Прежде всего, необходимо было решить вопрос с городской собственностью - что, в принципе, находится во владении города, а что нет?
 
Шарадзе начал решать этот вопрос, постепенно переводя в городскую собственность пищеперерабатывающие предприятия - мясокомбинат, хлебозаводы. Но процесс этот шел, по мнению депутатов, слишком медленно, потому что городской мэр придерживался принципа "Не навреди". И, по мнению Шарадзе, только после завершения этого процесса, когда понятие городской собственности будет сформировано, четко определены границы города, его финансовые ресурсы - можно будет рассматривать дальнейшее развитие города.
 
Омари Хасанович считал, что резкая, без подготовительной работы с областью постановка вопроса о выделении Нижнего Новгорода чревата взрывом в самих городских структурах, другими словами, каждый район города мог принять решение об объявлении себя городом. 
 
И это в какой-то мере уже было проделано Автозаводским районным Советом народных депутатов, который заявил о том, что они будут добиваться присвоения району статуса города.
 
При мэре Шарадзе город Горький вновь стал Нижним НовгородомВ конце концов, предложение о выходе города Нижнего Новгорода из областного подчинения не было реализовано, но для истории местного самоуправления это был знаковый момент. Впервые за всю историю местного самоуправления была предпринята попытка разорвать отношения с областной властью, выйти из ее подчинения.
 
И этот выпад можно назвать началом противостояния между городом и областью, которое в конечном итоге ничего кроме минусов не принесло ни тем, ни другим.
 
Августовские события 1991 года проверяли политиков на излом. К чести Нижегородских городских властей необходимо отметить, что они не поддержали попытки государственного переворота. 
 
Была принята резолюция. Не в первый день путча (19 августа), а на его излете - 21 августа, но все же она поставила точку в политической сумятице августовских дней 1991 года.
 
События августа послужили последним толчком к ускорению процесса реформирования власти, и из столицы было в частности объявлено, что отныне во главе города будет стоять глава администрации, а должности председателя горисполкома больше не будет.
 
15 ноября 1991 года городские депутаты долго и шумно обсуждали кандидатуры и, наконец, приняли следующее решение:
 
"Представить Президенту РСФСР тов. Ельцину Б. Н. для назначения на должность главы администрации города Нижнего Новгорода 2 кандидатуры, набравшие следующее число голосов:
 
Сабашников Е. В. - депутат городского Совета, заместитель председателя Горсовета: за - 64, против - 76
 
Шарадзе О. X. - народный депутат РСФСР, председатель исполкома городского Совета: 
за - 66. против - 74".
 
Но этому проекту было не суждено сбыться, история пошла по другому пути.