Городской Совет депутатов трудящихся в 1937-1991 гг.
Конституция СССР 1936 года изменила всю систему Советов. Она преобразовала городские Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов в Советы депутатов трудящихся.
Эта перемена названия означала переход от системы диктатуры к общей власти трудящихся. По мнению руководителей государства, это был новый шаг в демократическом развитии общества. Но вот на истории местного самоуправления Конституция 1936 года поставила жирную точку.
Согласно ее положениям Советы депутатов трудящихся городов СССР превращались в органы новой государственности, т. е. органы централизованной власти. Вместо самоуправления, Горсоветам предлагалось послушное проведение на местах единой линии поведения - говорить о системе Советов, как о системе местного самоуправления не представляется возможным.
После принятия Конституции началась подготовка к выборам в Новые Советы, в 1938 году в г. Горьком состоялись выборы по новой избирательной системе. Отныне съезды Советов были упразднены. Советы стали постоянно действующими органами власти и управления, свою работу Советы организовали в сессионном порядке.
Демократические начала внутри Советов также были уничтожены.
При городском Совете по новой Конституции создавались постоянные комиссии (бюджетная, школьная, местной промышленности, оборонная, коммунального хозяйства, торговли и т. д.). Комиссии создавались только из депутатов как внутренние органы Совета. В их задачу входила подготовка материалов к сессиям Совета, контроль за выполнением решений вышестоящих организаций.
Конституция 1936 года изменила положения исполкомов Советов. Отныне исполком Горсовета - это исполнительный и распорядительный орган, подотчетный Совету. Это коллегиальный орган государственного управления, осуществляющий повседневное руководство всем хозяйственным и культурным строительством на территории города.
Таким образом, функции главы города были возложены на председателей Горисполкома г. Горького - до этого главой считался председатель Горсовета, а рабочим органом Совета был президиум.
Местные Советы стали элементом государственного управления, и в этом качестве просуществовали до начала 90-х годов практически без изменений.
Попытки реформировать местные Советы на протяжении их 70-летней истории оказывались неудачными.
Одна из таких попыток реформирования местного управления связана с так называемыми "хрущевскими реформами", но она в большей мере относилась к уровню субъектов федерации. Если же рассматривать уровень низового района, то можно выделить два направления реформирования.
Первое: укрепление районов. Если на начало 1958 года их было 4053, то к 1965 их число сократилось до 2638.
Второе: создание территориальных производственных управлений.
Но реформы 1957-1965 годов оказались неудачными: одновременное существование на одной территории административно-политических (местные Советы) и административно-хозяйственных (производственные управления) властных структур вызывало неизбежную управленческую неразбериху.
Последняя попытка реформирования системы местных Советов, была связана с разработкой и попыткой реализации концепции регионального хозрасчета в конце 80-х годов. Местным советам предоставлялось право на организацию:
- межотраслевых и межхозяйственных территориально-производственных объединений:
- долевого участия предприятий в создании и эксплуатации объектов производства и социально-культурного назначения:
- развития производства товаров народного потребления и оказания услуг населению.
Однако реализация этих прав быстро выявила трудноразрешимые проблемы. Предприятия попросту игнорировали решения местных Советов, а экономических рычагов воздействия у Советов не оказалось. В результате органы местного самоуправления оказались в ситуации, когда права предоставлены, а соответствующего финансового, организационного, информационного и кадрового обеспечения этих прав у них не оказалось.