В советское время ярмарка проводилась в 1922 - 1929 гг. В это время она имела еще достаточно большие обороты: с 1922-го по 1928 год товарооборот вырос почти в десять раз - с 31 млн.рублей до 300 млн. рублей. Нижегородская ярмарка налаживала свои международные связи, приобрела всесоюзный характер и стала единственным в своем роде центральным рынком по торговле кустарными изделиями. Во главе ярмарки стоял С.В.Малышев - председатель ярмарочного комитета, которого также называли "красным купцом".
С годами лицо ярмарки постепенно менялось, и одним из характерных для развития процессов стало быстрое превращение прежней товарной ярмарки в ярмарку-выставку образцов. Это позволяло наглядно сравнивать качественные достижения различных районов, содействовать более широкому производству товаров лучшего качества и использованию опыта передовых регионов.
Прогнозы ярмарочного комитета в 1928 году были оптимистическими: "В ближайшие годы задача всей нашей советской торговли - поставить ярмарку на рельсы торговли по образцам".
На ярмарке получили широкое развитие все секторы торговли, и в особенности секторы кустарных товаров, местной промышленности и стран Востока. В ярмарке 1928 года приняло участие более 2500 различных фирм.
Не было ни одного района СССР, который бы не был представлен на всесоюзном торжище.
Торговлю вели страны Востока: Персия, Китай, Афганистан, Турция, Монголия и Ирак. О масштабе ярмарки в это время говорит тот факт, что выставку промкооперации с 1 августа по 17 сентября посетило более 350 тысяч человек.
В 1929 году на ней работала 171 торговая фирма, в том числе 34 государственных, 19 кооперативных, 18 иностранных фирм и 6 акционерных обществ. Это был последний год проведения ярмарки. В советское время она уже не достигала уровня своего дореволюционного развития и не охватывала всех торговых помещений, сосредотачиваясь в отдельных рядах вблизи Главного дома. В 1920-е годы началось разрушение ярмарочных зданий.
6 февраля 1930 года было принято правительственное постановление о ликвидации Нижегородской ярмарки.
Закрытие ярмарки стало одной из последних акций по уничтожению нэпа. Ярмарка была ликвидирована как социально враждебное явление.
Вскоре после этого развернулась кампания за переименование Нижнего Новгорода.
В 1930-е годы город утратил не только славу крупнейшего торгового центра страны, но и свое историческое имя.
В 1920 - 30-е годы ярмарочные здания в основном были приспособлены под жилые помещения, и вскоре здесь образовался район трущоб. Многочисленные культовые постройки) за исключением двух соборов, были разрушены. В 1940 -50-е годы ярмарка стала своеобразной "каменоломней" для вновь возводимых жилых зданий города, а Главный дом был административным зданием. В 1970-е годы он был реконструирован, и в нем разместился "Детский мир". На месте гостиного двора и Бетанкуровско-го канала были возведены многоэтажные жилые дома. С 1970-х годов район Главного дома находится в зоне крупной реконструкции в связи с осуществлением замысла перенесения городского центра из исторической части города на левый берег Оки. Таким образом, архитектурный ансамбль ярмарки полностью утратил свое пространственное построение.
К настоящему времени на территории ярмарки сохранились крупные градостроительные доминанты: Спасский и Александре-Невский соборы, Главный дом. Основная ткань застройки практически полностью утрачена. Исключение составляет Советская улица (бывшая Московская), почти полностью сохранившая свой первоначальный облик. В районе Спасского собора, а также улиц Керченской и Стрелки сохранились отдельные корпуса, которые входили в структуру старой квартальной застройки. Техническое состояние этих зданий вполне удовлетворительное.
Наибольшую архитектурную ценность представляют Спасский и Александро-Невский соборы, Главный дом, которые являются памятниками архитектуры и которые в результате восстановления могли бы стать основой архитектурного ансамбля будущей ярмарки.
Современный вид ярмарки
Весной 1990 года была проведена рекламная кампания "Пролог", цель которой состояла в привлечении внимания к идее возрождения Нижегородской ярмарки. Спустя полгода была создана дирекция ярмарки во главе с В.В.Бессарабом. В следующем году ярмарка приобрела большой экономический размах, объем ее сделок достиг одного миллиарда рублей. Главное место в ее работе стали занимать деловые связи, биржевые сделки, промышленные выставки и оптовая продажа товаров по образцам. Важное место отводилось внешнеэкономической деятельности. К наиболее значительным ее результатам следует отнести презентацию ярмарки в Нью-Йорке, получение права проведения экспортно-импортных операций, выход на уровень международных контактов (Дюссельдорфская, Эссенская, Лейпцигская ярмарки).
5 ноября 1991 года состоялось официальное учреждение Всероссийского акционерного общества (ВАО) "Нижегородская ярмарка". Учредителями его выступили Министерство внешнеэкономических связей РСФСР, Центральный Банк России, около 40 нижегородских организаций, в том числе административно-управленческие структуры города и области, ведущие производственные объединения.
"Нижегородская ярмарка" имеет многопрофильную структуру, в состав которой входят создаваемые с привлечением крупного иностранного капитала банк, выставочный комплекс международного класса, страховая компания, бизнес-центр, туристический центр и т.д. В настоящее время представительства Нижегородской ярмарки открыты во многих городах России и других государств СНГ: в Москве, Хабаровске, Петербурге, Минске, Таллине и других. При активном участии дирекции ярмарки в Н.Новгороде создана товарная биржа. Наиболее активной областью деятельности ярмарки являются организация и проведение выставок, культурные программы. Функционирует "Ярмарочный торговый двор" как комплекс розничной торговли.
С 1991 года ярмарка начинает обретать свое историческое место. Теперь ее центр выставочной деятельности (в скором времени и все административные службы) разместился в Главном ярмарочном доме, где для этих целей приспособлен обширный зал пассажа. Впервые с момента закрытия ярмарки в 1929 году для посетителей открыт отреставрированный (проект арх.Е.И.Генкиной, В.Н.Игнатьева, В.М.Пузанова) Гербовый зал, издавна служивший для торжественных встреч и парадных церемоний.
В ближайшей перспективе намечено новое обширное строительство и реконструкция ярмарочной зоны, включающей Главный ярмарочный дом, гостиницу, биржу и другие торгово-выставочные сооружения.
Торгово-деловая деятельность ярмарки не исключает ее праздничного народного характера с обилием художественных выставок, аукционов, продажей изделий народных промыслов, концертными и благотворительными программами. Таким образом, постепенно складывается новый облик Нижегородской ямарки, а с ней и новый облик Нижнего Новгорода.
Официальный сайт Нижегородской ярмарки: www.yarmarka.ru
Страница подготовлена по материалам книги: Сергей Шумилкин. "Нижегородская ярмарка".