По закону военного времени

Казалось бы, что такой "свой в доску" мэр сделает для города все, что нужно, и при нем-то жизнь непременно будет лучше. Но новый председатель горисполкома не успел развернуться в своей деятельности: через три месяца после его избрания началась Великая Отечественная война, и самые тяжелые, горькие дни, июнь 1941 - февраль 1943 года, выпали на время правления Михаила Михайловича Суханова.
В эти месяцы некогда стало думать об инициативе и благоустройстве: жизнь огромного индустриального города необходимо было подчинить законам войны, "перестроить работу на военный лад", как говорили в то время.
И Михаил Суханов с честью справился с этой задачей: сумел в максимально короткие сроки сделать Горький военной базой.
Прежде всего, с первых дней войны горсовет и его председатель начали решать проблему маскировки. "Враг не дремлет" - и уже в июне 1941 года в городе Горьком и прилегающих к нему населенных пунктах введено затемнение, многие корпуса автомобильного, Сормовского, станкостроительного заводов, "Двигателя революции", "Красной Этны" и других были замаскированы.

С первых дней войны особое значение приобрели вопросы торговли и рабочего снабжения.
С 27 августа 1941 года в городе была введена карточная система на продажу хлеба, жиров, сахара и кондитерских изделий. Мясо, рыба вообще по карточкам не отпускались, продажей этих продуктов непосредственно на крупных предприятиях занимались организованные отделы рабочего снабжения, сокращенно ОРСы.
Количество продуктов, отовариваемых по карточкам, колебалось в зависимости от конкретной ситуации, но оно (это количество) всегда оставалось нищенским. Даже после войны, в августе 1945 года, ежедневно рабочий завода (а рабочая карточка была более весомой, чем пенсионерская) получал 100 г хлеба, 15 г сахара или кондитерских изделий, 80 г крупы и 300 г жиров. Прямо скажем, негусто для победившей страны. Но тогда, в далеком 1941 году, не возникало протестов против нищенской нормы карточек - лозунг "все на борьбу с врагом" успешно действовал.
В процессе перестройки городского хозяйства на военный лад перед Горьковским горсоветом встал сложный вопрос о завозе в город топлива, потребность в котором до войны покрывалась, главным образом, централизованными поставками. В начале войны централизованные заготовки дров значительно сократились, а железнодорожный транспорт переключился на нужды фронта. Теперь предстояло самим развертывать заготовки топлива и вывозить его в город собственным транспортом, иначе грозила холодная смерть.
Председатель горисполкома Михаил Михайлович Суханов предложил до наступления зимних холодов 1942 года построить узкоколейную железную дорогу Горький - Керженец длиною 52 километра, чтобы связать город с лесным массивом и сделать его основной базой самозаготовки дров.
Эта народная стройка развернулась в самые тяжелые осенние месяцы войны, когда возникали пугающие слухи о проигранной войне, когда жутко становилось от мыслей, что наступление гитлеровцев не остановить. Но нижегородский мэр не позволял появиться и тени сомнения, он готовил город к тыловой зиме.
И железная дорога Горький - Керженец к зиме была построена. Горожане стали планомерно обеспечиваться топливом.
Осень 1941 года оказалась особенно тяжелой: область становилась прифронтовой, и реально вставала угроза осады и захвата города. Горисполком официально вводит "угрожаемое положение" - то есть городу грозит непосредственная опасность вторжения неприятельских войск, а решения того времени пестрят призывами к обороне:
"Принять все необходимые меры к тому, чтобы город Горький стал неприступной крепостью для фашистских полчищ. Охватить всех трудящихся города, способных носить оружие, военным обучением".
В октябре 1941 года развернулась огромная работа по строительству оборонительного рубежа вокруг города и по правому берегу Волги. 7 ноября 1941 года городской комитет обороны принял "Обращение к строителям оборонительного рубежа". В нем говорилось:
"Товарищи! В эти дни каждый из нас должен утроить свои силы. Каждый из нас должен помнить, что жизнь его принадлежит Родине. Наша Родина в опасности, и никогда еще опасность не была так велика и грозна. Товарищи! Участники строительства полевых укреплений! Каждый день вашей работы на укреплениях увеличивает безопасность города. Стройте укрепления так, чтобы Горький стал неприступной крепостью".

И еще одна важная забота была у мэра города в первые два года войны. Город Горький, являясь крупнейшим железнодорожным узлом и портом у слияния Оки и Волги, представлял собой важный перевалочный пункт. И эта его особенность стала основной в первый период войны. Ежедневно сюда прибывали эвакуированные грузы, население. В июльские дни 1941 года горьковские речники пропускали ежедневно свыше 15 тыс. человек. Вопросы размещения и благоустройства эвакуированных не сходили с повестки дня горисполкома. На учет был взят каждый квадратный метр жилой площади. И нижегородский мэр лично занимался вопросами уплотнения жилой площади городских семей, трудоустройства эвакуированных.
В феврале 1943 года кончился срок избрания Суханова, но горячка военных дней не спала. Михаил Михайлович, как человек, прекрасно себя зарекомендовавший при управлении городом, переходит на партийную работу секретарем Горьковского обкома ВКП(б) по топливу. В горьковских областных советских и партийных организациях Суханов работает до 1947 года, затем уезжает из города на учебу в Москву в Высшую партшколу.