«Бытует мнение, что из-за постоянных радикальных изменений и повышенной турбулентности «длинные» стратегии стали бессмысленны, но практика показывает ущербность этого подхода — во времена глобальной нестабильности запрос на «стратегические векторы» и «перспективное прогнозирование» наоборот только возрастает. В условиях всеобщей неопределенности, выигрывает тот, кто расширяет зону определяемого. Как известно, «кто не знает, в какую гавань плывет, тому не бывает попутного ветра», ну а в условиях «идеального шторма» кораблю тем более нельзя терять маяки и координаты», - заявил заместитель председателя Общественной палаты Нижнего Новгорода Роман Пермяков.
Все это особенно актуально для регионов. Федеральной власти, бизнесу, обществу и всем ключевым экономическим акторам важно знать ориентиры и приоритеты в развитии региона. Наличие дорожной карты позволяет бизнесу и федеральной власти сориентироваться и принять решение в пользу региона, а в условиях глобальных вызовов и борьбы за ограниченные ресурсы это становится важным конкурентным преимуществом. В этой связи Глеб Никитин, запустивший на днях актуализацию «Стратегии 2035», демонстрирует очень правильный подход, к которому следует присмотреться в других регионах.
Комментируя стратегию развития Нижегородской области, Роман Пермяков подчеркнул, что стратегия в современных реалиях не должна быть «догмой» — наоборот, она должна постоянно корректироваться и калиброваться, обеспечивая тем самым жизненно необходимую гибкость и адаптивность. Не все знают, что работа над стратегическими проектами и направлениями в регионе ведется на постоянной основе специалистами правительственного АНО «Проектного офиса Стратегии развития Нижегородской области» и выстроена именно по такому принципу. Команда Глеба Никитина, выражаясь языком программистов, приняла на вооружение некоторые принципы и технологии модного «аджайла», и это позволяет региону быть на гребне трендов даже на фоне перманентных перемен. При этом к участию в разработке стратегии приглашаются практики из всех областей и сфер деятельности, и именно они в ходе стратсессий генерируют основные проекты и дают обратную связь.
Новые вызовы диктуют необходимость внесения постоянных изменений в региональные стратегии, однако основные стратегические приоритеты — технологическое лидерство и развитие «новой экономики», которые остаются приоритетами для региона вне зависимости от внешней конъюнктуры — сохранены, обеспечивая преемственность курса. Более того, важно отметить, что многие тренды «дня сегодняшнего» были спрогнозированы и верно просчитаны в Стратегии 2035 (ещё в 2018 году) — это как раз и позволило региону сработать на опережение, обеспечив задел на будущее в импортозамещении, наукоемких отраслях, IT и ВПК. Сыграла ставка на внутренний туризм, и сейчас регион активно «стрижет купоны» с возросшего туристического трафика. За 5 лет Нижегородская область поднялась с 70-го на 5-е место в инвестиционном рейтинге АСИ. Успешно развиваются запланированные в стратегии ОЭЗ. Регион оформил уверенную заявку на статус «цифровой России» и лидерство в сфере «новой экономики». Все это не могло состояться без грамотного стратегического планирования - отметил Роман Пермяков.